Архив   Авторы  

Лицом к инвестору
Дело

Власти придется выбирать между государственными и частными инвестициями

(Фото: AP )

России очень нужны инвестиции. По оценкам Минэкономики, в ближайшие двадцать лет на модернизацию экономики потребуется порядка 2 трлн. долларов: ведь сегодня износ оборудования на предприятиях превышает 50%. На начало 2000 года объем инвестиций составил пятую часть от уровня десятилетней давности, при этом все последние годы капитал активно бежит из страны: в прошлом году отток составил 20 млрд. долларов.
Почва для инвестиций, или инвестиционный климат, характеризуется целым набором факторов. Это и макроэкономическая ситуация (сбалансированность федерального бюджета, инфляция не более 50% в год, платежный баланс с положительным сальдо, разумный уровень государственного долга, солидный размер золото-валютных резервов), и политическая стабильность и предсказуемость. Немаловажны для инвесторов и такие факторы, как защищенность прав собственности, уровень корпоративного управления, обязательность партнеров при исполнении контрактов, уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции. При выборе страны для инвестиций учитываются качество налоговой и банковской систем, других финансовых институтов, тяжесть налогового бремени. Анализируя все эти факторы предприниматель оценивает степень риска и определяет устраивающий его уровень доходности на инвестируемый капитал.

Поле чудес
Российские риски чрезвычайно высоки. В конкуренции за инвестиции Россия заметно уступает большинству стран Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии (см. табл. 1). По разным оценкам, всего в экономику стран-получателей поступает ежегодно 350-500 млрд. долларов прямых инвестиций. В отношении России инвесторы занимают выжидательную позицию. Объемы поступающих к нам прямых иностранных инвестиций составляют около 1% от общемировых, в том числе в реальный сектор - 0,5%.
Вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда у нас проигрывает аналогичному показателю во многих странах. Необъятные просторы оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта.
Огромный государственный долг предопределяет низкий кредитный рейтинг России, который к тому же резко упал после кризиса 1998 года, скатившись на одно из последних мест во всех мировых рейтингах. Закономерное следствие - высокие процентные ставки, под которые государство и предприятия могут занимать на мировых финансовых рынках. Следовательно, без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.
Отсутствие четкой концепции развития страны дезорганизует работу различных ведомств и уровней власти, не позволяет бизнесменам заниматься долгосрочным планированием своего бизнеса - чиновники и предприниматели живут сегодняшним днем. Негативное влияние оказывает тенденция приносить экономические интересы, в том числе частного сектора, в жертву политике. Так, дефолт и девальвация 1998 года были следствием безудержного наращивания государственного долга в угоду достижению политических задач.
С одной стороны, в России, казалось бы, создана законодательная база для защиты прав частной собственности - приняты Гражданский кодекс, закон об акционерных обществах, ряд других законодательных актов, удовлетворяющих международным стандартам. Но, с другой стороны, за последнее время нарушения прав инвесторов приобретают массовый характер (напомним лишь историю с Ломоносовским фарфоровым заводом (см. стр. 57), нефтяными компаниями ЮКОС, СИДАНКО). Особенно наплевательское отношение к мелким акционерам проявляют компании, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп. Это создает высочайший риск для инвесторов, в первую очередь портфельных (то есть тех, которые приобретают небольшие пакеты акций в расчете на рост котировок или солидные дивиденды и не участвуют в управлении предприятием). При размывании капитала, ведущем к уменьшению доли мелких акционеров в акционерном капитале, а значит, к падению стоимости принадлежащих им пакетов акций, портфельные инвестиции становятся бессмысленными.
К тому же захват контроля над предприятием, как правило, создает необходимые предпосылки для разворовывания имущества, увода финансовых ресурсов и имущества предприятия в специально созданные компании, доведения предприятия до банкротства.
Серьезную опасность для инвестора несет в себе также недостаточно проработанная процедура банкротства. Часто наблюдается парадоксальная ситуация: против довольно устойчивых с финансовой точки зрения предприятий инициируется процедура банкротства, а безнадежные избегают этой участи.
Не создали мы и эффективной системы корпоративного управления. Отсутствуют механизмы перераспределения собственности в пользу эффективных собственников. В структуре собственности многих предприятий высока доля компаний, связанных друг с другом общими учредителями (аффилированных лиц). В результате акционерный капитал распределен между множеством юридических лиц, но контроль при этом чаще всего принадлежит группе "родственников". Нередки случаи сокрытия информации о деятельности предприятия и его финансовом состоянии менеджерами компаний.
Еще одна серьезная проблема - долги российских предприятий, с которьми у них нет шанса рассчитаться. Накопленные предприятиями долги делают заведомо не выгодными любые вложения, так как неоправданно увеличиваются стоимость входа на рынок и период окупаемости проекта. К тому же цепочки неплатежей приводят к росту количества недобросовестных налогоплательщиков. (При этом виновником неплатежей нередко является само государство, которое не платит по своим обязательствам.)

В то же время государство, особенно за счет региональных и местных бюджетов, поддерживает близкие региональным администрациям нежизнеспособные предприятия, вместо того чтобы помочь развиваться эффективным, особенно в малом бизнесе.
Известно, что для инвестора одно из важнейших обстоятельств - стабильность законодательной базы и контроль над ее применением. Наша главная проблема - плохое исполнение законов. Судебная власть не является независимой, инвесторы не могут быть уверены в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с духом и буквой закона. Признавая это, предприниматели не тратят времени на судебные разбирательства. В результате растет криминализация деловых отношений и снижается предпринимательская активность.
В фискальной сфере накопился целый букет проблем, среди которых следует в первую очередь выделить чрезмерность налогового бремени в целом. Не секрет, что налоговое законодательство нестабильно, неполно и противоречиво, известно также и о произволе и низком качестве администрирования фискальных органов. Для налогоплательщиков создаются неравные условия - с крупными устанавливаются особые отношения, с ними заключают соглашения о графике и объемах уплачиваемых налогов.
Балансы российских предприятий остаются для инвесторов китайской грамотой. Но хотя о реформе бухучета и о переходе на международные стандарты речь идет уже много лет, реформа движется с трудом. В составе органов, занимающихся реформированием бухгалтерского учета, практически отсутствуют специалисты в области международной практики бухгалтерского учета. Кроме того, сами предприятия не заинтересованы в прозрачности бизнеса и не желают даже бесплатно переходить на международные стандарты (процедура эта достаточно дорога). Переход на международные стандарты бухучета тормозится и на уровне Минэкономики.
Серьезное препятствие на пути инвестиций - слабость российских банков как в финансовом плане, так и в профессиональном. Еще слабее финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. В значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватной правовой основы, достаточного количества профессиональных управляющих, а также низкой рентабельностью инвестиционной деятельности. Институты финансового рынка, в первую очередь коммерческие банки и страховые компании, в значительной мере используются в различного рода схемах ухода от налогообложения, обналичивания денег и т.д.

Дилемма
Один из руководителей Тюменской нефтяной компании Иосиф Бакалейник, выступая на прошлой неделе на круглом столе "Экономика России накануне президентских выборов", вспоминал случай из детства: в Сибири мужик продает на базаре кедровые орешки пригоршнями. Покупатели-мальчишки зачерпывают рукой орешки и покрепче кулачок сжимают, чтобы не растерять, и не понимают, что чем сильнее они сжимают кулачок, тем больше орехов высыпается. Подошел отец одного из них - зачернул орехи широкой ладонью и не стал ее сжимать в кулак, продавец насупился, но ничего не сказал. То же происходит и с капиталом, когда его пытаются удержать административными методами. Реализуемый Банком России в настоящее время вариант валютного регулирования предполагает по сути запретительный режим для легальных иностранных инвестиций, что стимулирует инвесторов к обходу законодательства. В то же время не существует механизмов контроля над тем капиталом, который проникает в Россию, минуя легальные схемы, и тем более не существует эффективных механизмов, препятствующих вывозу капитала из страны.
Тем не менее, общее улучшение ситуации в экономике в прошлом году отразилось и на росте инвестиций, правда, едва заметном. По данным Госкомстата РФ, рост составил 1%, по оценкам Бюро экономического анализа - 5-7%. Минэкономики прогнозирует, что в 2000 году возможен рост прямых иностранных инвестиций до уровня 4,5-5 млрд. долларов США. В 2001 году планируется привлечь 5,5-6 млрд. долларов.
Быстро изменить ситуацию с привлечением инвестиций практически невозможно, поскольку многие негативные процессы объективно имеют длительный характер. Поэтому так важно проводить предсказуемую политику, направленную на постепенное, но постоянное улучшение ситуации для инвесторов. В них нужно вселить уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.
Для увеличения инвестиций в российскую экономику существует два пути. Первый - мобилизация ресурсов в руках государства и рост государственных капитальных вложений. И инвестиционный климат в этом случае - вторичный фактор, зависящий от динамики развития экономики. Первоначальный экономический рост может быть достигнут при использовании всего имеющегося производственного потенциала и привлечении сбережений населения. Инвестиционное оживление возникнет при перераспределении акционерного капитала приватизированных предприятий и росте государственных инвестиций, которые привлекаются в наиболее важные экономические отрасли. Не допускается доминирование иностранных инвестиций во всех отраслях экономики.
В рамках первого сценария предпочтение отдается непосредственному управлению экономикой, отток капитала пресекают объединенные усилия ЦБ и фискальных служб. Для предотвращения утаивания доходов и нарушений законодательства усиливается административное регулирование деятельности участников рынка. Отношения с участниками рынка строятся по неформализованным правилам. Данный подход предполагает в ближайшие годы рост уровня жизни населения за счет последовательного восстановления бесплатных систем здравоохранения и образования, "замораживания" радикальных вариантов жилищно-коммунальной реформы.

Путь этот ведет в никуда, связан с экстенсивным развитием экономики и ростом коррупции. Да и учитывая хронический дефицит консолидированного бюджета и график обслуживания государственного долга, государство не может быть значительным источником инвестиций, достаточных для модернизации экономики. То есть денег - а их требуется, напомним, 2 трлн. долларов - на мобилизационный сценарий у государства не хватит.
Поэтому выбирать целесообразнее совсем другую дорогу, решая основную задачу экономики - повышение эффективности производства, техническое и технологическое обновление производственного аппарата - с помощью привлечения масштабных частных инвестиций. Но для них как раз нужен благоприятный инвестиционный климат, столь благоприятный, чтобы Россия получила предпочтение на международном рынке капитала.
Государство при данном подходе занимается преимущественно регулированием макроэкономики, установлением правил игры для участников рынка. Обеспечивает эффективную систему контроля за исполнением обязательств, создает условия для развития рыночных институтов, обеспечивает согласованность своей политики по всем направлениям с интересами общества и возможностями экономики. Административные ограничения для участников рынка сокращаются, понижается возможность коррупции, упрощаются правила входа на рынок и выхода с него. Для устранения произвола чиновников постоянно сжимается сфера их регулирования, процедуры регистрации предприятий становятся более легкими.
Необходимо также создать механизмы, способные помешать оттоку капитала. При этом административные ограничения и усиление государственного контроля должны сочетаться с созданием экономических и правовых условий для того, чтобы вывозить капитал было менее выгодно, чем вкладывать его внутри страны. Кардинально решить проблему утечки капитала можно, лишь создав условия, равные условиям на мировом рынке капитала. Административные и силовые меры могут помочь лишь в краткосрочной перспективе и в борьбе с оттоком "черного" капитала, который отнюдь не составляет подавляющую часть вывозимой валюты.
Теоретически привлекать инвестиции можно как за счет льгот, так и за счет создания равных благоприятных условий для всех. Как правило, более эффективно общее улучшение условий для инвестиций: например, вместо льгот по налогам лучше общее снижение налогового бремени.
Приоритетами в работе по улучшению инвестиционного климата в среднесрочном плане выступают борьба с коррупцией и преступностью, укрепление и обеспечение независимости судебной системы, защита прав собственности и улучшение корпоративного управления, повышение прозрачности российских предприятий для инвесторов и кредиторов.
Создание благоприятного инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием для долгосрочного стабильного развития экономики, не гарантирует этого и построение рыночных механизмов регулирования. Необходима также либерализация экономики, создание равных конкурентных условий для всех участников рынка - ничто не заставит их принимать решения на пользу российской экономики при отсутствии мотивации.

Использованы доклад Высшей школы экономики "Предпринимательский и инвестиционный климат. Эффективность инвестиций", подготовленный для фонда "Центр стратегических разработок", и информация Министерства экономики РФ.

Антон Пришвин

Врез 1

В 1999 году наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были регионы: - по общему объему инвестиций: Москва (27,8%), Сахалинская область (10,7%), Омская область (9,2%), Санкт- Петербург (7,3%), Краснодарский край (5,3%)- по прямым инвестициям:Сахалинская область (24,0%), Москва (18,5%), Краснодарский край (11,6%), Московская область (9,2%),Санкт - Петербург (6,4%).


В 1999 году наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были отрасли:
- по общему объему инвестиций: топливная промышленность (17,8%), торговля и общественное питание (17,0%), управление (15,5%), пищевая промышленность (14,8%), транспорт (5,5%).
- по прямым инвестициям : топливная промышленность (28,0%), пищевая промышленность (22,7%), торговля и общественное питание (14,1%), транспорт (12,2%), связь (4,1%).

По данным Государственной регистрационной палаты при Минюсте России, в Государственный реестр внесено свыше 28 тысяч коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Доля иностранных инвестиций в уставных капиталах этих организаций на сегодняшний день составила около 14,9 млрд. долл. США. Совместные предприятия на территории России созданы предпринимателями из 147 стран, а организации со 100% иностранным капиталом созданы предпринимателями из 125 стран.
В сводный Государственный реестр аккредитованных представительств иностранных компаний внесено 9091 представительство. Иностранными инвесторами за 1998 г. было изъято более 7, 03 млрд. долл. США (долларовая часть). Объем изъятий за 9 месяцев 1999 г. составил более 4,45 млрд. долл. США, в том числе прямых инвестиций - более 980 млн. долларов. Наибольшие изъятия осуществлены США - 892,2 млн. долл., Великобританией - 735,0 млн. долл., Германией - 715,5 млн. долл., Гибралтаром - 504,1 млн. долл., Кипром - 382,2 млн. долларов. Всего 73,4% от общего объема изъятий.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера