Архив   Авторы  

Гуманный Альбион
Общество

Нарушения авторского права происходят только тогда, когда такое право существует и признается

(Фото: Fotobank/Rex )

В Англии первый закон "Об авторском праве" был принят в 1709 году. Так что история нарушений (и соблюдения) авторского права в Англии насчитывает по крайней мере 291 год. В настоящее время действует закон "Об авторском праве, дизайнах и патентах" 1988 года (с последующими поправками и изменениями). В решении споров об авторском праве, как и в других гражданских делах, английский суд не ставит перед собой задачу установить истину, дознаться, "как было на самом деле". Такой подход считается непродуктивным. Вместо этого суд рассматривает и исследует лишь те доводы и доказательства, которые представляют спорящие стороны. Предполагается, что истинное положение дел выяснится в результате состязания сторон. Затем, руководствуясь действующим законом, предыдущими судебными решениями, общими принципами справедливости (equity) и интересами общества в целом, суд взвешивает представленные сторонами обстоятельства и принимает решение в пользу той стороны, чья позиция представляется суду наиболее достоверной и убедительной (даже если сама по себе такая позиция малоубедительна - главное, чтобы была убедительнее противоположной). Английский суд обычно не принимает решений по искам о нарушении авторского права, совершенном за пределами Великобритании, или если такое право по какой-либо причине не признается в Англии. В целом же решения английских судов по гражданским делам эффективно исполняются, причем не только Великобританией, но и (за некоторыми исключениями) теми европейскими странами, с которыми у Британии существуют соглашения (в частности, Брюссельское и Луганское) о взаимном исполнении судебных решений. Россия к таким странам не относится.

Если нарушение авторского права доказано в суде, то наиболее типичными мерами становятся присуждение денежной компенсации или принудительная передача законному владельцу всей прибыли, полученной в результате нарушения авторского права. Суд может принудить нарушителя купить у владельца лицензию или, наоборот, уничтожить (или передать владельцу) незаконные копии. Суд может также остановить любое действие, ведущее к нарушению авторского права, например: запретить исполнение произведения, показ телевизионной передачи или фильма, распространение книги или журнала и так далее. Можно себе представить положение большой телевизионной компании или киностудии, которые вынуждены снять из расписания подготовленную передачу или отменить выпуск фильма на киноэкраны. Но неподчинение решению суда влечет за собой личную уголовную ответственность для сотрудников таких компаний. Кроме того, закон "Об авторском праве" предусматривает уголовную ответственность за сознательное нарушение авторского права с коммерческими целями и определяет наказание: от штрафа до лишения свободы сроком до двух лет.

Профессиональные участники "индустрии развлечений", включающей, в частности, кино, телевидение, радио, театр, музыку, литературу, журналистику, Интернет, - продюсеры, прокатчики, издатели, финансисты, представители исполнителей и авторов - и их юристы хорошо знают не только закон и судебную практику, но и стоимость судебного процесса и примерные суммы компенсаций, присуждаемые английскими судами.

Например, первым шагом в производстве любого фильма или телевизионной программы является покупка авторских прав на литературные, драматургические и музыкальные произведения, которые лягут в основу будущего фильма, у их владельцев. Однако из многих идей и литературных произведений, которые одновременно разрабатываются продюсером, только некоторые превратятся в фильм или телепрограмму. Поэтому сначала продюсер обычно покупает не авторское право на произведение, а право на написание сценария, основанного на таком произведении, а также опцион (option) - возможность покупки авторского права на само произведение в будущем (обычно в течение года). Подыскивая потенциальных инвесторов для своей постановки, продюсер должен будет продемонстрировать им, что он либо владеет авторскими правами, либо имеет опцион на их приобретение. Это удобно продюсеру, который платит лишь около 10 процентов от стоимости авторского права, и это удобно владельцу авторского права, так как в случае если его произведение не понадобится или продюсер не найдет денег на постановку фильма и в течение года не воспользуется своим опционом, владелец может продать его другому продюсеру.

Заметим, что вне зависимости от того, кто владеет авторскими правами на произведение, автор сохраняет за собой так называемые моральные права (moral rights), включая права авторства и целостности произведения в соответствии с законом "Об авторском праве" и Бернской конвенцией.

Конечно, многие произведения и идеи не защищены авторскими правами - либо срок действия авторского права истек (обычно 70 лет после смерти автора), либо они общеизвестны, неоригинальны и не имеют автора.

Интересные проблемы возникают в связи с авторством популярных телевизионных передач с участием зрителей - лотерей и различных конкурсов с призами. В таких передачах существует два типа авторских прав: право на измененный формат и право на формат. Право на измененный формат продается обычно иностранной телекомпании (например, российской или американской) на использование сценариев и записей уже существующей в Великобритании передачи. По сути это лицензия, позволяющая, скажем, американским или российским телеканалам передавать ту же самую передачу, но в измененном формате, приспособленном к языку и вкусам местной аудитории. Самая популярная на британском телевидении программа "Кто хочет быть миллионером" выходит в слегка измененном виде и в США с американским ведущим, и в России на НТВ с российским ведущим (под названием "О, счастливчик!").


Право на формат телепрограммы относится к спорным областям английской юриспруденции и связано с первоначальной идеей создания передачи. Если такая идея не была оформлена в виде сценария или детальных правил конкурса, то скорее всего у автора идеи не будет авторского права на формат передачи. Такое право автор может получить в результате создания сценария, записи правил или детального описания предлагаемого формата. Некоторые юристы высказывают мнение (пока не испытанное в суде), что описание телевизионного конкурса или игры должно содержать название, манеру представления, очередность и тип эпизодов, повторяющиеся связки между эпизодами (движение, повторяющийся текст), детали сценографии и реквизита, сюжет, материал, соединяющий индивидуальные (например, еженедельные) передачи. Недостаточно просто указать, что ведущий будет задавать вопросы и зритель, угадавший все ответы, получит денежный приз (суть программы "Кто хочет быть миллионером"). Такая идея сама по себе неоригинальна и не может быть защищена авторским правом. А вот если предложить особый тип ведущего, вопросов, сюжет и диалоги, формат программы станет предметом авторского права.

Хорошо известно, что голая идея не защищена авторским правом. Тем не менее автор, рассказавший, например, по секрету телевизионному продюсеру оригинальную идею новой программы, не вполне беззащитен. Если продюсер использует эту идею без разрешения автора для производства новой популярной программы, а автор в результате лишится возможности написать сценарий на основании своей идеи и продать право на использование сценария тому же продюсеру, то суд примет к рассмотрению иск о нарушении конфиденциальной информации (breach of confidence).

В мире кино и телевидения множество авторов ежедневно предлагают множество идей множеству продюсеров. Английская судебная практика исходит из того, что все такие идеи сообщаются "по секрету", представляют собой конфиденциальную информацию и не должны использоваться без согласия автора. (Большинство таких идей, разумеется, никем вообще не используются, они забываются и не составляют предмета судебных разбирательств.) Если автору удастся убедить судью, что продюсер украл его идею, то суд может применить к нарушителю, использовавшему конфиденциальную информацию с выгодой для себя и в ущерб автору, многие из тex мер, о которых мы говорили выше.

Как может автор доказать свою правоту в суде, если часто только два человека знали об этом секрете: он и продюсер, причем продюсер отрицает обвинение автора? Вероятно, и тот, и другой будут давать противоречащие друг другу свидетельские показания под присягой в суде.

Заметим, что свидетели несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний под присягой. В недавней судебной практике было несколько известных случаев, когда свидетель по гражданскому иску был впоследствии осужден и заключен в тюрьму за дачу ложных показаний (например, бывший министр Джонатан Эйткин провел около года в тюрьме именно за дачу ложных показаний под присягой). Обычно, прежде чем лгать под присягой, свидетели серьезно задумываются о последствиях.

Суд, пытаясь взвесить, чьи показания достовернее, примет во внимание все обстоятельства дела и рассмотрит их в совокупности. Малейшая дополнительная косвенная информация (например, показание секретарши о времени встречи, запись в дневнике одного из участников процесса и т.д.) может решить исход дела.

Главным преимуществом эффективной судебной системы становится то, что абсолютное большинство коммерческих сделок на этом рынке вообще не становится предметом спора. Гораздо дешевле и выгоднее тщательно договориться в самом начале, чем надеяться на то, что авось пронесет. На рынке, который ежегодно оценивается в многие сотни миллионов долларов, "авось" чаще всего обходится потерей значительных денежных сумм и ущербом для нормальной коммерческой и творческой деятельности. Ни серьезные компании, ни авторы не могут этого себе позволить. Крупные британские телекомпании Би-би-си и Би-скай-би, американские киностудии держат в штате десятки юристов, которые активно участвуют в подготовке сделки, часто начиная с ранних переговоров. Авторские права ежедневно становятся предметом коммерческих договоров, ежедневно импортируются, экспортируются, покупаются и продаются на рынке интеллектуальной собственности в Великобритании. Без этого развитый, прибыльный рынок просто не мог бы существовать.

Сергей Островский - адвокат в британской юридической фирме Ашурст Моррис Крисп (Ashurst Morris Crisp).

Статья выражает исключительно мнение автора и не является юридическим советом.

Сергей Островский

Врез 1

Основные нормативные акты в области авторского права, действующие на территории РФ:
закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 года;
постановление правительства РФ от 3 ноября 1994 года # 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм"

Кроме национального законодательства, на территории РФ введен в действие ряд международных соглашений.
Международные акты, участником которых является Россия и действие которых распространяется на защиту прав авторов:
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года. Россия не подписала протокол, по которому признаются смежные права на произведения, выпущенные до 1995 года;

Всемирная конвенция об авторском праве, разработанная по инициативе ЮНЕСКО, подписанная в Женеве в 1952 году и пересмотренная в Париже в 1971 году. СССР участвовал в конвенции (в редакции 1952 года) с 1973 года;
Стокгольмская конвенция 1967 года об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности. СССР ратифицировал конвенцию в 1968 году.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера