Архив   Авторы  

Древо пиратства
Общество

"Сегодня незаконное использование фонограмм по прибыльности стоит на третьем месте после торговли оружием и наркотиками", - говорит заместитель начальника отдела следственного комитета при МВД РФ Андрей Глебовский. По оценкам Международной федерации производителей фонограмм, в мировом масштабе пиратство причиняет убытки на сумму свыше 5 миллиардов долларов. В России ущерб, наносимый пиратами, составляет более 300 миллионов долларов в год.

Ситуация изменилась в 1997 году, после вступления в силу нового Уголовного кодекса. Согласно 146 ст. УК РФ за нарушение авторских и смежных прав можно схлопотать до пяти лет тюрьмы либо весьма солидный штраф.

Пираты впервые легализовались, стали покупать лицензии. Но потом, особенно после кризиса 1998 года, все вернулось "на круги своя" - пиратские тиражи опять стали расти, по оценкам легальных производителей, сегодня 98 процентов всего нашего аудиовидеорынка оккупированы пиратами. "Оказалось, что договориться с администрациями рынков и милиционерами местных отделений намного дешевле, чем тратиться на легальное производство и уплату налогов", - говорит генеральный продюсер фирмы Boheme Music Андрей Феофанов.

Заключив договор с российским исполнителем, фирма печатает так называемый дорогой тираж - 1-2 тысячи экземпляров. С этого тиража и платятся законный авторский гонорар и налоги. "Не идти с пиратами на сделку просто невозможно. У меня есть всего три дня, чтобы реализовать "дорогой" тираж в 1-2 тысячи. Потом на всех рынках появятся пиратские диски, не уступающие по качеству, зато намного более дешевые", - говорит один из легальных производителей. Поэтому, чтобы получить хоть какую-то прибыль, производители продают пиратам лицензию, а исполнитель получает "авторские" от ее продажи.

В любой лицензии указывается тираж, территория распространения продукции и разрешенные сроки ее производства. "Например, в лицензии указан все тот же тираж в тысячу экземпляров, а на самом деле печатается 60 тысяч. После реализации "маленького" легального тиража пиратские диски распространяются уже по их дистрибьютерской сети по всем регионам России. И вот уже с этих дисков гонорары не платятся. Закономерно возникает вопрос: можно или нельзя считать эти диски пиратскими? С одной стороны, с 59-тысячного тиража никакие гонорары-то уже не выплачиваются, с другой - легальные производители вполне сознательно идут на продажу лицензии", - говорит один из производителей. Пиратов никто не может обвинить в незаконном бизнесе: лицензия-то есть! Если "лицензированных пиратов" считать легальными, то нелегальное производство дисков отечественных с пугающих 98 процентов снижается до 7-8 (!).

На оставшиеся 7-8 процентов приходится "традиционное пиратство" без лицензии и договоров с легальными производителями. "Традиционные пираты" выпускают свои диски в так называемую третью смену: пиратские тиражи печатаются на тех же заводах, что и диски официальных производителей. Не исключено, что в ближайшие годы уровень пиратства в России будет только расти. Еще в 1990 году в России был только один завод, который печатал компакт-диски, уже сегодня таких заводов - 12. "Мощности растут, легальными заказами их не займешь. Все располагает к работе в "третью смену", - объясняет региональный директор Международной федерации производителей фонограмм по России и СНГ Ирина Савельева.

По размаху пиратская сеть ни в какое сравнение не идет с сетью легальных производителей. Покупать диски у них потребителю просто дешевле. При уплате всех налогов, авторских гонораров и прочих накладных расходов цена легального компакт-диска не может быть меньше 7,5 доллара. А вот если платить только за само производство (на заводе), то при тираже 1000 штук цена одного диска составит всего 56 центов. Чем больше будет тираж, тем ниже цена одной штуки. Прибавьте сюда торговую наценку, и вы получите среднюю цену компакт-диска на рынке - 2,5-3 доллара. При таком раскладе ни пираты, ни потребители не остаются в накладе.

Что касается отношений российских производителей с зарубежными правообладателями, то до апреля 1999 года они регулировались Российским авторским обществом по схеме: российский производитель - РАО - зарубежные партнеры. "Какое-то время неповоротливая машина РАО по-прежнему выдавала лицензии на западные альбомы", - говорит генеральный директор завода "Арксистем" Александр Васильев. Однако с открытием в России представительств зарубежных звукозаписывающих фирм многие из них предпочли связываться с российскими производителями напрямую (в этом случае авторские и смежные права выплачиваются не через посредника - РАО, а напрямую - правообладателю). "Зарубежные исполнители не бойкотируют наш рынок. Так они получают хоть какую-то прибыль от легальных производителей. В противном случае все зарубежные диски у нас будут пиратскими, и свои, пусть даже небольшие, прибыли они не получат", - говорит юрист фирмы Boheme Music Георгий Виталиев.

Упорядочить наши отношения с зарубежными партнерами, по мнению Александра Васильева, очень просто: "Они же требуют сумасшедшие деньги за лицензии. В России никто не будет покупать диски по 15 долларов. Если бы хоть немного сбросили цены, я уверен, что наш рынок постепенно бы легализовался".

В итоге все тот же российский порочный круг: мы воруем, потому что бедные, а бедные мы потому, что воруем.

Кира Ремнева

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера