Архив   Авторы  

Интеллектуальный продукт
Общество

Современное отечественное законодательство формально дает довольно широкие возможности для защиты имущественных прав на интеллектуальную собственность. Кроме всего прочего, подобные права существуют и на такие интеллектуальные продукты, как художественные этикетки, логотипы и, конечно, названия, в том числе телепередач или циклов телепередач. Этот вид собственности может быть защищен как через нормы авторского права, так и через закон о товарных знаках. И у того, и у другого способа есть свои плюсы и минусы. Лицо, чьи права нарушаются, само может выбрать наиболее эффективную линию защиты.

Авторское право не требует государственной регистрации. Но оно защищает название произведения только от несанкционированного владельцем прав воспроизведения (копирования) при его коммерческом использовании. Закон предусматривает несколько мер защиты: судебный запрет на использование названия, взыскание причиненных убытков, взыскание незаконно полученного дохода, взыскание компенсации, сумма которой определяется судом в пределах от 10 до 50 000 минимальных размеров заработной платы.

Право на товарный знак требует государственной регистрации после обязательной экспертизы и распространяется на ограниченный перечень товаров и услуг, в отношении которых он заявлен (например, "телевизионное вещание" и "телевизионные передачи"). Мерами защиты товарного знака могут являться судебный запрет на использование его, а также взыскание причиненных убытков.

Накопленная в нашей стране к настоящему времени судебная практика показывает, что механизмы защиты товарного знака срабатывают порой надежнее, чем защиты авторских прав. И дело не только в том, что сами нормы закона о товарных знаках более определенные и прозрачные, но и в том, что в ряде арбитражных судов накоплена солидная практика применения этого закона. Однако предприниматель - владелец товарного знака, отстаивающий свои интересы в суде, почти всегда находится в неравном положении с нарушителем его прав, в качестве которого чаще всего выступает фирма-производитель или продавец нелегальной продукции. Для телепередачи это или телекомпания-производитель, или телеканал-вещатель, которые имеют несравнимо больший общественный вес, а главное - обладают гораздо большими ресурсами, позволяющими нанять опытных адвокатов, оплатить расходы на судебную экспертизу, обеспечить сбор выгодных для себя доказательств, включая свидетельские показания.

К сожалению, такие обстоятельства часто склоняют чашу весов не в пользу владельца товарного знака. К тому же практика правоприменения в области охраны интеллектуальной собственности у нас настолько мала, что далеко не все судьи, перегруженные прочими делами и исками, обладают необходимым уровнем знаний и опытом, чтобы разобраться в тонкостях законодательства, о котором идет речь.

Борис Лобач, патентный поверенный

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера