Архив   Авторы  

Футбол без отдачи
Спорт

"Спорт номер один" будет оставаться бедным, пока не появятся люди, которые начнут управлять им по законам экономики

Таким, как на этом проекте, стадион "Динамо" мог отметить свое 70-летие. Но пока он имеет прежний вид. Новые только пластиковые сиденья, на которых собирается обычно 5-10 тысяч зрителей. На новом стадионе их наверняка было бы больше. (Фото: Павел Горшков )

Результат, с которым Россия пришла к рубежу веков: ни на последнем первенстве мира, ни на европейском чемпионате нынешнего года наш футбол не представлен.

В начале 90-х российский футбол начинали организовывать как бы с чистого листа. Ничто не мешало обустроить дело так, как принято в цивилизованном мире. Но российское спортивное сообщество потащило с собой советский воз, не поменяв ни руководителей, ни, за редким исключением, исполнителей.

Среди новых фигур, что возникли на заре нашей самостийности в футбольной жизни, тогда выделялся генеральный директор московского "Динамо" Анатолий Воробьев. Едва ли не впервые в этой области на пост стратега в элитной структуре (а динамовцы независимо от спортивных достижений всегда оставались значимой величиной в нашей футбольной иерархии) выдвинулся человек, не имевший чиновничьей связи с футболом. Он в ту пору возглавлял клуб болельщиков. Зато у Воробьева имелись степень доктора экономических наук, обилие идей и страстное желание создать эффективную модель работы как отдельно взятого клуба, так и всего нашего футбола в целом. Даже программу развития написал, но она, одобренная на всех уровнях от федерации до Госкомспорта, до сих пор в жизнь не претворяется. Все, что удалось придумать, осуществилось в очень малой степени. Сейчас Воробьев - гендиректор по развитию и управлению собственностью фирмы "ТВЭЛ", одного из крупнейших в мире экспортеров твердого ядерного топлива.

Роман с "Динамо"


- Как вы попали в клуб и почему ушли?
- Попал в ФК через клуб болельщиков. Начали общаться с Николаем Толстых, как раз менялось законодательство и стало возможно создать первое в России акционерное общество. Тогдашний начальник Центрального совета "Динамо" Валерий Сысоев понял, что старые структуры разрушаются и нужно соответствовать новым временам. А ушел, когда понял, что реализовать задуманное до конца невозможно. Было это в конце 96-го года.

- Какие достижения можете поставить себе в заслугу?
- Главное, чего удалось тогда добиться, - приватизировать спортсооружения, что вообще уникальный случай, ведь это была собственность общественной организации. Сам стадион "Динамо", манеж футбольный и базу в Новогорске.

Мы получили свидетельство о собственности: 300 работников стадиона, ветераны футбола, тренеры и игроки - все стали владельцами. То есть появилась база для развития инфраструктуры клуба вообще. Поначалу все шло удачно, были даже такие сумасшедшие планы, как строительство нового стадиона. И не хватило всего одной бумаги, об аренде земли на 49 лет.

- В течение 92-го года вопрос казался почти решенным. Начни вы тогда строительство, года три как красавец стадион уже стоял бы (датчане - авторы проекта гарантировали за такой же срок его осуществить).
- Датские специалисты приезжали раз десять, я сам бывал там несколько раз. Аналогом проекта был ведь "Королевский стадион" в Копенгагене. Инвестиции уже привлекли - около 160 млн. долларов. Все застопорилось из-за одной бумаги.
- "Динамо" затеяло стройку в невыгодный для себя момент - в то же время Москва планировала реконструкцию "Лужников".
- Существовала известная конкуренция - кому дать зеленый свет. Сейчас глупо выдвигать версии. Но если бы все удалось тогда, прежде всего возникла бы новая ментальность: как ни странно, старая арена влияет на психологию. С новым стадионом, я уверен, модернизировались бы принципы менеджмента.


И самый главный шаг не был сделан: я предлагал превратить ЗАО в открытое акционерное общество, создав новую платформу для привлечения инвестиций. Для этого надо было собрать акции у работников стадиона и выйти на фондовый рынок. Когда эти планы не сбылись, мой конфликт с некоторыми членами совета директоров оказался неизбежен.


В папке у Воробьева хранится газетное фото: октябрь 92-го, Турин, скамейка запасных москвичей во время матча с "Торино". Игра, которую динамовцы выиграли 2:1, - едва ли не самый яркий их матч последнего десятилетия. На скамейке главный тренер Валерий Газзаев, рядом с ним Воробьев. Символический снимок: классный специалист в футбольном деле и талантливый управленец. Добавим влиятельного президента клуба, а первое лицо в "Динамо" Николай Толстых - одна из главных фигур нашего футбола, и вот он - сильнейший руководящий состав для развития бизнес-структуры. Но только со всеми тремя составляющими.

На прокорм


Как живут российские клубы? Тут нужно разделить провинцию и столицу. Для провинциальных в основном все решает щедрость местного регионального или городского руководителя с примкнувшими к нему подконтрольными коммерческими структурами. Как правило, клубам обязательно требуются какие-то льготы или прямые финансовые вливания. В Тюмени, скажем, местной команде выделены квоты на нефть и лес, в Екатеринбурге - на экскаваторы, в Краснодаре - на пшеницу. В общем, без бюджетных денег почти хана. Пример владикавказской "Алании": только поменялось руководство республики - футбол оказался не первым приоритетом. О каких-то особых условиях существования говорить стало нечего. И вряд ли кто-то видит сейчас осетинский клуб хотя бы в призерах.

Москва многолика: от "Спартака", живущего за счет спонсоров, продажи футболистов, доходов с участия в еврокубках, до "Локомотива", за спиной которого денежное МПС. Хорошо, когда за тобой стоит железная дорога или стадионная территория, которую можно сдать в аренду под вещевой рынок. В статьях доходов того же "Динамо" рынок на одном из первых мест. Не говоря уж о "Торпедо", живущем за счет "Лужников".


Объединяет российские клубы одно: никто из них не в состоянии прокормить себя самостоятельно. Они не приносят прибыли, в кубышку ничего не откладывают, а из года в год лишь сводят концы с концами. Подумать о системном развитии - руки не доходят.

Необходимые условия


"Какой главный вывод? - спрашивает Воробьев. - Я всегда привожу простой пример: в 92-м году мы обыграли в Кубке УЕФА "Русенборг", если помните, 5:1. Это воспринималось как должное. На тот момент, я это могу говорить ответственно, бюджет норвежского клуба был меньше, чем у "Динамо". Более того, у них нет такой базы, нет закрытого манежа. И другие факторы можно сравнивать, все стартовые позиции были в нашу пользу. Прошло 6-7 лет. "Русенборг" - постоянный участник Лиги чемпионов и отнюдь не в ранге вечного аутсайдера. Ответ напрашивается один: люди, которые руководят этим клубом и вообще всем норвежским футболом, сумели создать "пирамиду" от детского до взрослого уровня, привлечь деньги. Расходуя их не на возвращение "отыгранных" легионеров, а, например, на повышение оплаты труда детских тренеров. Пока не будет специалистов, овладевших основами менеджмента, - ничего не изменится. У нас экономикой клубов занимаются люди, которые хорошо помнят, скажем, кто когда и как судил, кто кому игру продал, но не знают более важных вещей.

Ведь основное внимание обращено на повседневные нужды клуба, а не на развитие его структуры. И, к сожалению, часто все решает один человек или небольшая группа - отсутствует среда оппонирования. На Западе футбольные клубы - открытые акционерные общества, там волюнтаристические решения встречают серьезное сопротивление. И, кстати, руководители клубов в основном отвечают за своеволие своими деньгами".

- Вы считаете форму открытого акционерного общества идеальной для наших условий?
- На сегодня, наверное, да. Чтобы в принятии решений участвовали все, кому команда небезразлична. Должен быть предусмотрен хотя бы какой-то контроль над руководителями клубов. На Западе ведь не так. Меняют не только тренеров, но и президентов. Замкнутые структуры неизбежно впадают в застой. Пример "Ротора", где вообще все замкнулось на Владимире Горюнове: от клубных проблем до его сельскохозяйственных проектов, до депутатства в Госдуме, - это подтверждает.

Как заработать


Типичные источники доходов клуба известны: проданные билеты, торговля на стадионе, производство атрибутики, удачная трансферная политика. Другое дело, что реализуются они далеко не в полной мере.

Совсем ничтожны другие компоненты, которые в Европе играют решающую роль в рентабельности команд: выпуск абонементов и продажа телеправ. Пять лет действовал у нашей высшей лиги договор с фирмой IMG, привлекавшей в качестве титульных спонсоров чемпионата всемирно известные фирмы, от "Стиморол" до "Пепси". Худо-бедно, но за это время клубы заработали 14,8 млн. долларов на том, что наше первенство регулярно присутствовало на телеэкранах. Несравнимо с доходами европейских команд, но лучше, чем ничего. Теперь действие этого соглашения закончилось. Из-за вдруг возросших - непонятно, с какой стати, - денежных амбиций команд, проволочек чиновников из РФС . Мало того, что денег теперь не будет, пока неизвестно, увидим ли мы вообще по телевизору российский чемпионат.

"Кстати, первый договор с IMG полгода не удосуживались перевести, - рассказывает Воробьев. - Конечно, его принятие было важным шагом к цивилизованным отношениям в футболе. Технологии взаимоотношений с телевидением стали приближаться к западным.

Да что говорить, в 95-м году я, будучи в Америке, изучал опыт всех тамошних профессиональных лиг. Семья, приходящая в "Мэдисон сквер гарден" (где выступают нью-йоркские клубы из НХЛ и НБА), оставляет там за свой "спортивный" вечер порядка 150 долларов. В эту сумму входят траты на билеты, сувениры, еду. На том же датском стадионе, который мы хотели взять за образец нашего проекта, - 14 километров пивопровода. В каждом секторе можно выпить пива. Нельзя заработать быстро и много, можно только планомерно. Те же абонементы. Руки не доходят? Остались только фанатские карточки по 80 рублей, которые значительного дохода в клубную кассу, конечно, не принесут.

Если брать производство атрибутики, то в клубах нет патентоведов, юристов, да и просто воли заниматься защитой собственной торговой марки. А сколько раз брались за тотализаторы... Во всем мире клубы и федерация заинтересованы в их развитии. Да и не только футбол, все федерации с этого кормятся.

В российской реальности клубам трудно найти спонсоров. И почти невозможно - инвесторов. Потому что нет гарантий защиты вложений. Не бумажных, а личностных. Когда тот, кто решит направить деньги на развитие футбола, уверен, что они не окажутся банальным образом проедены, а послужат превращению клуба в грамотно развивающуюся структуру".

Стартовал новый чемпионат. У него будут свои лидеры и неудачники, турнирная таблица и очки, голы и бомбардиры. Но вряд ли грядут радикальные изменения в организации футбола.

Впрочем, одна новая тенденция появилась: в наш футбол потянулись отечественные компании. "Спартак" заключил соглашение с ЛУКОЙЛОМ, "Динамо" - с фирмой "ТВЭЛ", самарские "Крылья" опекает теперь группа "Сибирский алюминий". Это серьезные даже не по российским меркам деньги. Каково будет их применение: уйдут на зарплату или на то, что принесет отдачу чуть позже - реконструкцию и постройку стадионов, подготовку молодежи? Хотелось бы надеяться на второй вариант.

Илья Кукин

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера