Архив   Авторы  

Выбор шоу
Искусство

"Оскар" 2000 года порадовал кинематографистов из России тем, что мы получили свою пятую с половиной почетную статуэтку. Прочие результаты требуют комментария

С 26-го на 27-е ваш кинообозреватель провел трудную ночь. Политическим обозревателям, несмотря на выборы президента, пришлось легче. До двух пополуночи, как всякий исполняющий обязанности гражданина, ВашКин следил за подсчетом голосов и сопереживал политдебатам в прямом эфире НТВ. Но потом, когда усталые, но недовольные (или, наоборот, счастливые) политспецы отправились спать, поехал в Останкино - смотреть по "НТВ-плюс" (канал "Мир кино") прямую трансляцию церемонии вручения "Оскаров". Церемония, замечу, была доступна и для прочих исполняющих обязанности граждан - но только обладающих тарелками "НТВ-плюс". Они могли смотреть ее дома (впрочем, тоже вместо сна). "Оскар-шоу" началось в пять по московскому и, по строгим расчетам американских телевизионщиков, должно было продлиться три часа с небольшим без учета получасового репортажа о прибытии звезд в "Шрайн аудиториум" и рекламы. Но звезды оказались словоохотливы, особенно кандидат в серьезные политики Уоррен Битти, и дело - в сумме - потянуло на четыре с половиной часа.

(Фото: EPA )

В интервью перед началом церемонии звезды пытались демонстрировать спокойствие, веселость и раскованность. Герой "Красоты по-американски" и претендент на статуэтку за лучшую мужскую роль Кевин Спейси смело пошутил, что его включили в пятерку номинантов из-за задницы, поскольку он впервые обнажился в кадре. Почетное место в "Шрайн аудиториум" было уготовано простому афро-американцу Вилли Фулгиру, в обычное время специализирующемуся на сборе утильсырья. Именно он обнаружил в обычном мусорном бачке пятьдесят две из пятидесяти пяти статуэток, подло похищенных неизвестными злоумышленниками за десять дней до торжества.

Сама церемония оказалась еще занятнее. Во-первых, "Оскар" за короткометражный анимационный фильм достался нашему Александру Петрову - за "Старика и море" (вариацию на темы некогда модной повести Хемингуэя). Петров одолел дядюшку "Оскара" с третьей попытки: по ходу 90-х в престижную пятерку номинантов попадали его фильмы "Корова" и "Русалка". Правда, два первых фильма являлись российскими, а последний сделан в Канаде и на канадские деньги, но таковы судьбы отечественной анимации. Будем считать, что коли автор наш, то и фильм тоже. Хотя бы наполовину. Значит, пора вносить изменения в статистику. До ночи с 26-го на 27-е советские и российские фильмы получали "Оскары" пять раз: документальная лента "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" ("Оскар" по итогам 1942 года), а также игровые "Война и мир", "Москва слезам не верит", "Утомленные солнцем" и "Дерсу Узала" (снятая, впрочем, не Михалковым и не Меньшовым, а Акирой Куросавой). Так что в сумме у нас теперь примерно пять с половиной статуэток.

Во-вторых, количество достойных претендентов на главные "Оскары" в этот раз превысило нормы. Выводы и наблюдения, на которые настроил вашего обозревателя окончательный вердикт голливудских академиков, уместнее всего рассортировать по пунктам.

1. При всей вроде бы жестокой конкуренции и непредсказуемости раскладов основных "оскаровских" триумфаторов опять можно было предсказать заранее. Коллективное бессознательное голливудских академиков по-прежнему поддается напору имен. "Красота по-американски" одолела конкурентов уже потому, что Сам Авторитетный Стивен Спилберг (чья студия "Дримуоркс СКГ" произвела картину) объявил ее сенсацией сезона и уведомил, что рассчитывает на пять-шесть дядюшек. В итоге и вышло аккурат пять. Да, по мне именно "Красота" и заслуживала победы. Но если бы не Спилберг, не бывать ей абсолютной чемпионкой.

Другие очевидности. Джон Ирвинг ("Оскар" за превращение в сценарий литературного произведения) имел явную фору перед соперниками, поскольку славен как хороший писатель и обработал для экрана собственный знаменитый роман "Правила дома сидра". (Под таким титулом роман напечатан в России, но наши прокатчики предпочли изобрести свое название - "Правила винодельного цеха", решив, что слово "сидр" знакомо у нас немногим.) Фил Коллинз не мог не выиграть статуэтку за песню, поскольку академики обожают награждать песни, лично сочиненные суперзвездами поп & рока (ими же, понятно, в фильме и исполненные). До Коллинза "Оскарами" баловали Брюса Спрингстина, Элтона Джона etc.

В победе Педро Альмодовара (спор за лучшее зарубежное кино) тоже мало кто сомневался. И не только потому, что испанец свое заслужил, а "Все о моей матери" - его лучший фильм 90-х. Главное: фильм Альмодовара круглый год возносили пресса и фестивали Европы и Америки, а академиков это завораживает. С иноязычными фильмами история, впрочем, отдельная. "Оскаровская" система отбора картин из-за рубежа вроде как идеальна, но и порочна. Академики не имеют представления об иноязычном кино и следуют рекомендациям национальных "оскаровских" секций. А на местах, понятно, везде свои интриги. В итоге "Оскар" не отражает происходящего в мире кино. В этот раз наряду с картинами Альмодовара и "оскароносца" Режиса Варнье (франко-русский "Восток-Запад") в пятерку иностранных номинантов умудрились угодить три случайные ленты из Швеции, Уэльса и Непала, но не попали такие громкие фестивальные картины, как "Кикуджиро", "Человечность", "Унесенные ветром" (фильм Аббаса Киаростами), "Розетта", "Юха". Не попал и ни один из проектов "Догмы".

Точно так же легко угадать, кого из претендентов академия "заломает" при голосовании или отсеет на стадии отбора. "Талантливый мистер Рипли" Энтони Мингеллы лучше его перехваленного "Английского пациента", а Метт Деймон сыграл в нем первую качественную роль. Но "Пациенту" в 1997-м необдуманно отдали сразу девять "Оскаров", а Деймон - даром что молодой - урвал "Оскар" за сценарий "Умницы Уиллы Хантинга". И так им жирно будет.

2. В самой "оскаровской" системе тоже укоренено что-то дурацкое. Даже в год высокой конкуренции (когда нет такого безусловного лидера, как "Титаник") почему-то выходит так, что побеждает один-единственный фильм. Повторяю: я за "Красоту", но ее тоталитарное доминирование явно несправедливо. Получилось, что в 1999-м словно и не было ни "Своего человека", ни "Зеленой мили", ни "Шестого чувства", ни "Талантливого мистера Рипли", ни "Магнолии" - все эти вчерашние фавориты гонки, не взяв ни одной статуэтки, со временем уйдут из "оскаровской" памяти. "Оскар" не дает идеального представления не только о мировом, но и голливудском кинопроцессе.

3. Статуэтки по-прежнему достаются фильмам тех студий, которым больше нужны. Кто прикладывает больше усилий, чтобы охмурить академиков, тот и в дамках. Суперстудии типа "Коламбии" или "ХХ век Фокс" давно переключились на массовое кино для подростков, зарабатывают сотни миллионов долларов, и их прибыли практически не зависят от того, отхватят они пару лишних "Оскаров" или нет. А вот комедии и драмы от "Мирамакса" или "Сони классикс" (специализирующихся на производстве и прокате фильмов для более взрослой и узкой аудитории), если получают "Оскар", то обеспечивают себе дополнительные, пусть не рекордные, прибыли. Точно так же рвется теперь к "Оскарам" могучая студия "Дримуоркс" г-на Спилберга и компании. Хоть она и находится в одном ряду с "Парамаунтом", но все еще новая, и ей важно доказать, что она производит наилучший товар - т. е. "оскаровское" кино. В этот раз "Дримуоркс" наконец победил (в 1997 - 1999-м "Оскаром" безраздельно владел "Мирамакс"). И уже сейчас понятно, что в будущем году борьба продолжится между теми же самыми студиями, а какой-нибудь "Уорнер" вновь отдаст поле боя без сопротивления и сожаления.

4. Распределением статуэток продолжает править и принцип политкорректности. То есть "Оскары" (особенно в таких специфических категориях, как "лучший документальный фильм") дают не за эстетику, а - в лоб - за тему. Госпремия СССР какая-то. Герой награжденного в этом году фильма "Король-калека" (его привезли на церемонию) - несчастный инвалид, за которым создатели фильма наблюдали с камерой двенадцать, что ли, лет. Анджелина Джоли ("Девушка, которую прервали") получила статуэтку за роль душевнобольной, сражающейся за свое человеческое достоинство. Хилари Свенк ("Мальчики не плачут") - за роль девушки, страдающей от сексуальной неопределенности и неспособности решить, девушка она в конце концов или все-таки юноша. Голливудские стилисты, заранее уверенные в победе Свенк, чуть не передрались за право нарядить и омакияжить ее для окончательной церемонии.

Неполиткорректность академиков проявляется лишь в одном. Трудно поверить, но - в невнимательности к "лицам негритянской национальности". В 1997-м у входа в "Шрайм аудиториум" стоял пикет, возглавляемый преподобным Джесси Джексоном. Манифестанты обвиняли академиков в целенаправленной дискриминации цветных американцев. Те тогда ответили "Оскаром" комическому-характерному Кьюбе Гудингу-мл. за роль второго плана в фильме "Джерри Магуайр". Однако же продолжения не последовало. В последующие три года ни один афро-американец "Оскара" так и не удостоился, хотя в этот раз я бы не удивился, если бы "Оскары" за мужские роли вручили Дензелу Вашингтону ("Ураган") и Майклу Кларку Дункану ("Зеленая миля"). В том, что выиграет Вашингтон, изобразивший несправедливо обвиненного в убийстве афро-американского боксера-интеллектуала, автор этих строк не сомневался. Спейси и Пенн сыграли свои не вполне положительные роли гораздо лучше, но разве академики упустят возможность доказать собственную социальную прогрессивность? Упустили - на удивление. Еще загадочнее история с Майклом Кларком Дунканом - ребенком-гигантом, гениальным врачевателем, тоже (по сюжету фильма) неполиткорректно брошенным в застенки. Уж его-то можно было наградить. В том, что Дункану предпочли знаменитого артиста Майкла Кейна, уже имевшего в своем доме одного "Оскара", поневоле усматриваешь интриги "Мирамакса", которому и принадлежит фильм "Правила дома сидра". Кстати, "оскаровцы" все-таки комплексуют по поводу своей недостаточной политкорректности. Задним числом понимаешь, что о победе Спейси следовало догадаться заранее - к ней подводила вся церемония. Вроде бы о победителях почти никому не известно, но организаторы явно неспроста пригласили на сцену - в качестве вручающих призы - много афро-американских звезд: от Моргана Фримена до Сэмюэля Л. Джексона. Хотели показать, что все равноправны.

5. Занятное противоречие: все голливудцы хотят снимать сверхкассовые блокбастеры и получать за роль пару десятков миллионов. Но они одновременно хотят доказать себе и другим, что вкус имеют, что способны на серьезное, что любят искусство. Для защиты искусства и предназначен теперь "Оскар". Он пытается оберечь прежде всего то "искусство старого Голливуда", каким оно было до середины 70-х, до начала промышленного кинопроизводства и эры блокбастеров, начатой фильмами Лукаса и Спилберга.

Понятно, что представления академиков об искусстве традиционны и консервативны. Искусство - это, попросту говоря, драма, но ни в коем случае не развлекательный жанр. Какими бы революционными или интеллектуальными не были триллер или комедия, "оскаровские" академики, за редким исключением (типа "Молчания ягнят"), их не заметят. Неповторимый режиссер Тим Бертон, снявший страшную, красивую и умную готическую сказку "Сонная лощина", не имел в этот раз никаких "оскаровских" шансов (картину отметили лишь за изобразительность).

Неприятие "коммерческих жанров" доходит у академиков до абсурда. Джим Керри два года подряд играет почти гениальные роли: сначала в "Шоу Трумана" Питера Уэйра, теперь в "Человеке на Луне" Милоша Формана. За обе роли он получил по "Золотому глобусу" - второму по значению американскому призу после "Оскара". Но оба раза не только не удостоился "Оскара", но даже не попал в число номинантов. Вообще-то это скандал. При всем уважении к Спейси он должен бы отдать свою статуэтку Керри. Разумеется, не отдаст. Академики сторонятся Керри, как кривляки, который корчил рожи в тупейших массовых комедиях. Да, в этом году академики поощрили чуть более актуальное и менее традиционное кино, но не уверен, что это станет тенденцией.

Скорее, тенденция окажется иной: "Оскар" будет все сильнее расходиться с пристрастиями масс. А значит - впоследствии - и кассой. И еще: в сознании новой юной публики он начнет ассоциироваться с "папиным кино". Само шоу с ведущим Билли Кристелом, распевающим куплеты в духе 50-х, тоже никак не похоже на вручение призов MTV, где награждают за лучшую драку на экране, лучший экранный поцелуй и т.д. В эти дни весьма многие спрашивали меня: а почему, собственно, "Матрица", хоть и взявшая четыре второстепенных "Оскара", не сражалась за главнейшие статуэтки? Новое поколение не понимает. Кстати, не вполне новое - уже тоже.

Идеологи "Золотых глобусов" поступают современнее: они развели по разным номинациям драмы и развлекательные фильмы. Они прославляют Керри. У них в окончательных списках победителей больше фильмов хороших и разных.

Прогнозировать развитие ситуации не решусь. То ли "Оскар", как и прежде, будет диктовать моду и переламывать вкусы, одним фактом номинаций резко повышая зрительский рейтинг качественных кинодрам типа "Красавицы". Продолжит играть, как сказали бы прежде, "просветительскую и воспитательную роль". То ли мы являемся свидетелями последних успешных "Оскар-шоу", и "Оскар" будет поглощен MTV как "Тайм Уорнер" - интернетовским AOLом.

Если судить по групповому портрету актеров-победителей, то в этот раз выиграло много фильмов. Слева направо: Майкл Кейн ("Правила дома Сидра"), Анджелина Джоли ("Девушка, которую прервали"), Хилари Свенк ("Мальчики не плачут") и Кевин Спейси ("Красота по-американски") (Фото: AP )

Юрий Гладильщиков

Врез 1

"ОСКАРЫ" ЗА 1999 ГОД

Лучший фильм - "Красота по-американски" режиссера Сэма Мендеса.

Актер - Кевин Спейси ("Красота по-американски").

Актриса - Хилари Свенк ("Мальчики не плачут").

Режиссер - Сэм Мендес ("Красота по-американски").

Лучшая мужская роль второго плана - Майкл Кейн ("Правила дома сидра").

Лучшая женская роль второго плана - Анджелина Джоли ("Девушка, которую прервали").

Оригинальный сценарий - Алан Болл ("Красота по-американски").

Сценарий, сочиненный по литературному произведению , - Джон Ирвинг ("Правила дома сидра").

Иностранный (неанглоязычный) фильм - "Все о моей матери" режиссера Педро Альмодовара (Испания).

Песня - You'll Be in My Heart (мультфильм "Тарзан", автор и исполнитель Фил Коллинз).

Лучшая музыка - Джон Корильяно ("Красная скрипка").

Операторcкая работа - "Красота по-американски".

Художественное решение - "Сонная лощина".

Костюмы - "Шиворот-навыворот" (Topsy-Turvy знаменитого английского режиссера Майка Ли).

Монтаж - "Матрица".

Монтаж звуковых эффектов - "Матрица".

Звук - "Матрица".

Визуальные спецэффекты - "Матрица".

Грим - "Шиворот-навыворот".

Короткометражный игровой фильм - "Моей матери снятся нью-йоркские сатанисты" (My Mother Dreams...).

Короткометражный анимационный фильм - "Старик и море" Александра Петрова.

Короткометражный документальный фильм - "Король-калека" (King Gimp).

Полнометражный документальный фильм - "Один день в сентябре" (One Day in September).

Почетный "Оскар" - режиссер Анджей Вайда .

Премия имени Ирвинга Г. Тальберга - актер, режиссер и продюсер Уоррен Битти.

Оригинальные названия фильмов приводятся лишь в том случае, если фильмы неизвестны нашим киноманам.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера