Архив   Авторы  

С севера на северо-юг
Искусство

Первая часть фестиваля "Альтернатива-2000" началась концертом Терри Райли

Ежегодный фестиваль новой музыки "Альтернатива" основал в 1988 году пианист Алексей Любимов. Однако началом "альтернативного" движения, которое строится на музыкальном минимализме и "новой простоте", можно считать 1968 год, когда Любимов впервые исполнил в Москве пьесу In С американского композитора-минималиста Терри Райли. То, что нынешний фестиваль открылся концертом Райли, было программным жестом его организаторов.

Райли, остроумно смешивающий в своих произведениях разные стили (от индийской духовной музыки до авангарда, джаза и некоммерческого рока), легко увлекает любую аудиторию. Это стало очевидным на двух его московских концертах: в академической среде Малого зала консерватории на закрытии фестиваля памяти Сергея Курехина (см. "Итоги" #17) и среди богемной публики центра "Дом". В "Доме" в паре с контрабасистом Владимиром Волковым Райли исполнил импровизацию в стиле "раги" (традиционная индийская вокальная и инструментальная медитация) и, конечно, культовую In С. Эта пьеса, сочиненная Райли в 1964 году, и дала начало минимализму. 53 кратких эпизода в до-мажоре, чьи комбинации повторяются в многоголосном ансамбле (пьеса может быть сыграна любым составом), рождают звуковой поток, который можно длить до бесконечности. На этот раз пьеса продолжалась 1 час 45 минут. Терри Райли играл ее вместе с Алексеем Любимовым и Марком Пекарским (оба - ударные), композитором-минималистом Павлом Кармановым (синтезатор) и другими. Фольклорные голоса ансамблей "НеТе" и "Перевить" придали пьесе неожиданное звучание. Концерт закончился в полночь при полном зале и оглушительных воплях поклонников Терри Райли.

Первая часть фестиваля - "Фортепиано XXI века" - продолжилась концертом "Техно-этюды" знаменитой голландской пианистки японского происхождения Томоко Мукаямы. Она продемонстрировала мощную энергетику, виртуозное владение разнообразными техническими приемами (чтобы руки лучше скользили по клавиатуре, она даже играла в перчатках), а также историческими стилями, которыми обильно начинена пьеса Саrny (1989) Джона Зорна - от классики, романтизма и импрессионизма до авангарда.

Программа создателя и идеолога "Альтернативы" Алексея Любимова под названием "Дом без крыши" состояла из самых разнообразных сочинений. "Недоступная память" Николаса Кейджа (1944) соседствовала с бетховенской "К Элизе" (1810), которую Любимов сыграл как образец искомой "новой простоты", а Шестая соната Галины Уствольской - с моцартовской Импровизацией-фрагментом (1787). Эта пьеса, о судьбе которой ходит множество легенд, была исполнена у нас в стране впервые.

Сочинение Владимира Мартынова "Чудотворец был высокого роста" (из той же программы "Дом без крыши") по повести "Старуха" Даниила Хармса "прошито" реальным временем: механический "телефонный" голос регулярно - через фразу - сообщает часы, минуты, секунды. Парадоксальным образом эта жесткая конструкция создает ощущение, что время остановилось или даже исчезло.

Ансамбль Ad hoc ("К случаю") решил поэкспериментировать с пространством и представил коллективный опус "Разные там стороны света", который рождается на глазах публики. Композиторы Дмитрий Чеглаков, Татьяна Михеева, Сергей Загний и Ираида Юсупова поделили между собой четыре стороны света и создали их музыкальные образы: "Запад" (Чеглаков), "Восток" (Михеева), "Север" (Загний) и "Юг" (Юсупова). Сочинения были записаны на четыре магнитофона и в финале под названием "Роза ветров, или Погода на неделю" записи (по жребию) воспроизводились в разных сочетаниях - "востоко-запад", "северо-юг" и так далее.

Композиция ансамбля Ad hoc предвосхитила тематику второй части фестиваля - "Вакханалии и интерлюдии", которая начнется 2 мая. В ней с пространством будут экспериментировать ансамбль Opus posth Татьяны Гринденко, Дмитрий Александрович Пригов, Иван Соколов и другие.

Маргарита Катунян

Врез 1

Американец Терри Райли - отец-основатель минимализма (Фото: Руслан Ямалов )

Саксофонист Майк Эллис (Фото: Павел Корбут )

Голландско- японская пианистка Томоко Мукаяма (Фото: Павел Корбут )

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера