Архив   Авторы  

Человек с гитарой
Искусство

Майк Стерн. Пять вечеров в Москве

В московском "Ле клубе" в начале июня выступал блестящий джазовый квартет - Майк Стерн (гитара), Боб Франческини (саксофон), Линкольн Гойнз (бас) и Лайонел Кордью (барабаны). Майк Стерн давно составил себе громкое имя в джазе. Он неутомимый работник, ученик, учитель и при этом, наверное, очень везучий музыкант, "правильный человек в подходящее время". Свойства, надо полагать, связанные друг с другом, но не во всякой биографии. Начало типичное для гитарного гения: играет на гитаре с 12 лет, подражал Би Би Кингу и Бадди Гаю, в колледже увлекся джазом, учился у Пэта Матини (если бы он был черным, было бы так: пел в местном церковном хоре). Дальше начинается вертикальный взлет. 23-летнего Майка приняли в знаменитую джаз-роковую группу "Кровь, пот и слезы", потом он работал с такими гигантами джаза и фьюжн, как Майлс Дэвис, Джако Пасториус, Джон Хендерсон и Джим Холл, с другими блестящими инструменталистами. В 33 года Майк Стерн начал сольную карьеру и выпустил ряд успешных альбомов. За один из них - "Стандарты" и другие песни" (1993) - он получил звание лучшего джазового гитариста года по опросам журнала Guitar Player.

Уровень, показанный "Майк Стерн Бэнд" на московских концертах, был высочайший - другого и не ждали. Но это не математически сыгранный ансамбль, и поэтому особенно интересный. Скажем, Стерн по ходу дела подсказывал ударнику коды и рисунки, но мало кто мог это заметить. Музыка получилась филигранная, но не "заигранная вхруст". Стерновский музыкальный стиль - сплав джаза, рока и блюза. В программе были и известные, и новые вещи (некоторые, по словам Стерна, пока даже без названия) - от джазовых баллад до построенных на ярких рифах блюзов. На сцене он не напоминает гитарного гуру, осознающего свое величие. Стерн выполняет большую, но невидимую работу, играя все ритмические поддержки и аккомпанируя солирующему саксофону и басу. Конечно, его гитарные соло завораживают: феноменальные джазовые кружева, легатто, блюзовые "подтяжки" струн, виолончельные эффекты. Разнообразие, достигаемое свободой в сочетании со вкусом - в нем бывает все, кроме лишнего. А в конце композиции "Эм Джи Блюз" Стерн вдруг взял да и процитировал гитарный ход Джимми Хендрикса из "Третьей планеты от Солнца"...

Под стать всему этому облик и стиль поведения фронтмена. Майк Стерн выглядит как рокер: вне возраста (ему 47), длинноволосый, одетый в черные джинсы и футболку, он расхаживает по сцене, пританцовывая и закидываясь с "Телекастером". После концерта Стерн бродит по залу, разговаривает с публикой. "Да можно просто Майк... как вам шоу?" Никакого пафоса при полном умении себя поставить - вот бы чему поучиться нашим рок- и поп-звездам, если бы у них вдруг возникло такое странное желание...

И еще одно. Можно внимать такой музыке и на стадионах, и в концертных залах. Но лучше всего ее послушать (и посмотреть) в клубе, где взаимопониманию музыкантов и зала при правильной обстановке ничто не мешает. Однажды я попал на выступление Джека Брюса, басиста легендарной группы "Крим", в клубе небольшого немецкого городка. Не было ни рекламы, ни телевидения. Зал набился под завязку. Люди танцевали и пили пиво. Спецэффектов никаких, кроме густого табачного дыма. Но мне это выступление показалось интереснее, чем недавние концерты в Кремле другого участника "Крим" - Эрика Клэптона. Поэтому услышать группу Стерна именно в клубе - настоящий праздник.

В семидесятые целое поколение было помешано на гитарной музыке. Ходила фраза: "Сколько же старичков в XXI веке будет уметь играть на электрогитаре!" Верно. Но не так, как Майк Стерн.

Алексей Аграновский

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера