Архив   Авторы  

Академия под натиском быта
Искусство

Искусство Викторианской эпохи. ГМИИ им. Пушкина. Отдел частных коллекций. Из собрания Королевской академии художеств, Лондон

Во все времена и у всех народов придворные академии считались местом консервативным. Красивость, манерная пафосность, уход от социально опасных тем - три кита, отличающие живопись академиков от живописи нетитулованных художников. Английская Королевская академия в этом смысле не исключение. Однако так же, как бог формы Аполлон, который, по меткому замечанию Ницше, не мог жить без своего вечно пьяного друга Диониса, официальная академическая школа быстро превратилась бы в мумию без адреналина живых уличных страстей.

К примеру, английский академик Уильям Фрит вовсе не собирался изображать на своей картине, вошедшей в экспозицию, заснувшую от усталости торговку. Напротив, он хотел написать с нее портрет веселой пастушки. Но ирония повседневности взяла верх, и в итоге на холсте остались жить и спящая девушка, и сам художник, и его недописанная пастушка.

"По-академически" пытаясь примирить английское пуританство с варварским захватом Востока, викторианские художники нашли золотую середину, выбрав позицию наблюдателя-ботаника. Подолгу проживая в Индии или Египте, они с фотографической тщательностью фиксировали в акварельных набросках случайности чужой жизни, а потом дома переписывали их маслом. Отсюда - расцвет английского акварельного искусства XIX века и заполонение рынка однообразной ориентальной живописью.

По-своему викторианские академисты трактовали и античные темы. Окрепший благодаря колониальным вливаниям английский буржуа внимательно относился к своему быту в надежде со временем перевести его в бытие. Поэтому он был не прочь заказать известному художнику картину на вечный сюжет. Но не битвы героев с титанами интересовали обывателя, а скорее такие сюжеты, как мытье героев в римской бане со всеми подробностями роскошного антуража, отражающими богатство владельцев.

Тайная страсть буржуа к женщинам полусвета в академическом выражении также подверглась тщательной обработке и обрела пафос общественного презрения, смешанного с жалостью. Так, на картине Ричарда Редгрейва "Изгнание" запечатлена сцена изгнания отцом из дома блудной дочери с младенцем на руках. Поскольку сцена автобиографична, за столом изображен плачущий брат блудницы, в будущем королевский академик.

Не могло обойти стороной академическую школу и такое оригинальное течение, как прерафаэлизм. Хотя опытные академики обвиняли прерафаэлитов в самых страшных грехах - незнании анатомии и азов рисунка, обаяние их аскетичной рассеянности дало английской живописи XIX века второе дыхание. Детские лица ("Воспоминание о Веласкесе" Джона Миллеса), девичьи грезы, странно-знакомая по средневековым фрескам красота -все это несло в себе отголоски английских готических романов. Но, преломляясь в зеркале здравого смысла академистов, они оставляли в нем только некий мистический флер, без которого немыслимы романы писателя викторианской эпохи Чарльза Диккенса.

Елена Конькова

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера