Архив   Авторы  

Виды на Москву
Общество

Московские власти намерены ограничить высотную застройкув центре столицы

Беспрецедентное предложение мосскомархитектуры взять под охрану основные столичные панорамы мэра Москвы Юрия Лужкова поначалу озадачило. Еще бы: ведь такое решение может означать прекращение масштабной строительной деятельности в самых престижных и интересных для инвесторов районах столицы. "Нельзя запретить строительство в центре, город должен развиваться!" - заявил мэр на открытии последнего общественного архитектурного совета, где и были представлены восемь наиболее узнаваемых, "канонических", видов города, требующих, по мнению Москомархитектуры, немедленной защиты. Но уже к концу заседания Юрий Михайлович сдался и подписал соответствующий протокол решения совета - аргументы архитекторов оказались для мэра убедительными. Так что решение "о фиксации в качестве исторических, не подлежащих изменению" восьми панорам в пределах Камер-Коллежского вала, принятое московскими властями, можно назвать сенсацией в хорошем смысле слова и первым шагом к цивилизованному градостроительству.

Сектор защиты

Главный градостроительный принцип в любом старинном городе, имеющем историческое значение, - это сохранение его неповторимого силуэта. Международная хартия об охране исторических мест и памятников говорит о том, что наиболее ценные виды городов должны быть зафиксированы навеки. Во многих странах такие решения закрепляются законодательно, и любое строительство в охраняемой зоне может начаться только после обсуждения на государственном уровне. Как, например, в Праге и Риме. В законодательстве России не было подобной нормы, как в классификации памятников не было понятий "панорама" и "вид". В новом законе об охране памятников, уже прошедшем третье чтение в Госдуме, эти две категории выделены в классификации "недвижимые памятники". Москва снова впереди паровоза, но в данном случае это, пожалуй, оправдано. Пока в других городах об этом еще не думали, в столице Главное архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ) выявило 264 ценных как общегородских, так и магистральных и локальных городских вида и панорамы. Но на общественный совет пока представили лишь самые ценные, так называемого первого уровня защиты. Это три вида на ансамбль Московского Кремля с Большого Каменного и Москворецкого мостов и Софийской набережной, два вида Красной площади от Исторического музея и со стороны храма Василия Блаженного, две панорамы Театральной площади и вид на площадь Яузских Ворот. Был предложен еще один вид - набережной Тараса Шевченко со стороны Смоленской набережной, но его решили пока не фиксировать.

Безусловно, выбирались самые выигрышные виды с наиболее посещаемых туристами и горожанами точек. Причем, как требуют международные правила, в данном случае за точку наблюдения выбирается высота 1,5-1,7 метра - уровень человеческого глаза. Кроме того, каждая панорама имеет четкие границы первого и второго планов. "В идеале нужно подготовить закон, который будет четко регламентировать сектор, глубину и параметры панорамы и координаты точки наблюдения. Строить свободно в этой зоне, строго говоря, нельзя. Любой объект, который может предположительно появиться в зоне видимости сохраняемого сектора, обязательно должен быть предварительно "встроен" в панораму и представлен для обсуждения. И если эксперты сочтут, что объект не выходит за границы существующей застройки и не изменяет силуэт конкретной части города, то может быть принято специальное решение о строительстве. Кстати, в некоторых панорамах мы считаем желательным появление новых силуэтов, которые только дополнят картину", - рассказал "Итогам" начальник Центра визуально-ландшафтного анализа и градостроительного регламента Алексей Куренной.

Так что лазейка для инвесторов все равно осталась. В решении общественного совета, подписанном Лужковым, одновременно с фиксацией особо ценных панорам и решением об их "неизменении" есть оговорка: "Вопрос сохранения данных панорам и видов не сводится к полному запрещению изменения их композиционных и силуэтных характеристик, а предполагает строгий контроль высотных параметров строительных объектов, попадающих в видовой бассейн, и подлежит рассмотрению на Общественном совете при мэре Москвы".

Что будет с остальными 256 выявленными видами? По словам Алексея Куренного, из них будут выбираться наиболее важные, будут проводиться согласования, после чего любое их изменение будет невозможно без экспертного контроля. Кстати, уже сейчас крупной организации "Москапстрой", задумавшей возвести 14-этажку неподалеку от церкви Вознесения в Коломенском, рекомендовано "отрезать" шесть этажей, дабы не закрывать вид на исторический ансамбль.

Золотые точки

Несмотря на указанные послабления, сам факт закрепления неизменности городских панорам не на шутку взволновал тех, кто связан с городским строительством. Это и строительные компании, ведущие застройку в центральной части столицы, и архитекторы, имеющие заказы на проектирование объектов в центре. Иными словами, уже ясно, что Москва не будет прирастать небоскребами. По крайней мере, в центре.

Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Петрович Кудрявцев в интервью "Итогам" прокомментировал последние сенсационные нововведения.

- Правильно ли, что защищать городские панорамы начали с видов на Кремль?

- Это наиболее ценные локальные виды в пределах исторического города. В центре сейчас идет настоящая битва за сохранение образа старого города, его площадей. Кремль - жемчужина, которая охраняется не только нашим государством, но и находится под защитой ЮНЕСКО. Окружающие объекты входят в его охранную зону, для которой существуют четкие критерии и ограничения деятельности. У панорам должны быть свои не менее конкретные характеристики и регламенты. Потому что ценность локальных видов неоспорима. Спуститесь по переулкам к набережной: дух захватит, когда увидите, как вырастают пред вами Кремлевские стены, за которыми сверкают купола. Великолепен в любое время суток вид с Устьинского моста. Даже несмотря на уродливую громаду гостиницы "Россия". Но фиксация таких единичных видов - это только начало. Нужно добиваться, чтобы они были не только зафиксированы, но и соединены впоследствии в единую панораму с незыблемым "скелетом". Это трудно, но это - конечная цель. Кремль всегда был ядром, вокруг которого формировались слободы, а его форпостами были монастыри - Новодевичий, Донской, Новоспасский... Все они имели визуальные связи с центром и друг с другом. Сохранив их, где-то восстановив, мы бы оставили городу его суть. Возьмите панораму с Воробьевых гор. Это, пожалуй, единственное место, где Москва раскрывается перед наблюдателем наиболее полно. Правильно, что там устроена смотровая площадка и стоят телескопы, как на всех смотровых точках в мире. Другое дело, что мы теперь видим оттуда: то на храм Христа Спасителя "налезает" ординарный дом с башенками, то из невысокой исторической застройки вдруг выпрыгивает непонятная мансарда. Чтобы "убить" город, достаточно изменить его облик. Что, кстати, было задумано после революции. Тогда образ "златоглавой, ситцевой Москвы" собирались уничтожить, сделав доминантами четырехсотметровый Дворец Советов и высотки правительственных зданий. В сталинские времена город рассматривался исключительно с высоты птичьего полета, а не с уровня глаз человека.

Вид с Софийской набережной на Кремль</FONT>]

- Но ведь во многих странах считается, что город должен развиваться с учетом функциональных потребностей и не может быть статичным ансамблем.

- Слово "ансамбль" во многих странах считается почти неприличным. Потому что под ним подразумевается нечто, созданное волей людей, соподчиненное и неестественное. В отличие от либерального градостроительства, когда город растет органично с потребностями, как бы "снизу". Так принято в Японии, Америке. Знаменитый японский архитектор Фумихико Маки говорит, что город - это лес, с подлеском, кустами и высокими деревьями, растущими сами по себе. Но я не знаю ни одного европейца, который чувствовал бы себя комфортно в таких "лесах". Жители Старого Света привыкли, что любой город - это загадка, понимание которой, нарастание эстетического напряжения возникает с приближением к центру. Мы ищем ориентиры, мы невольно хотим, чтобы один исторический ансамбль "передавал" нас другому, мы узнаем характерные панорамы, которые видели на фото и картинах. Кстати, панорамы на художественных полотнах - это те памятники облика города, что оставлены нам художниками, чувствующими, как все творческие люди, истинную красоту. Даже Айвазовский, маринист, не удержался и написал панораму Москвы с Воробьевых гор.

- Но можно ли жестко зафиксировать панораму с какой-то точки, если со временем культурный слой повышается как минимум на метр за 100 лет?

- Этот же вопрос задавал мэр, и совершенно справедливо. Действительно, через сто лет с определенной точки мы увидим немного другую картину города, нежели сейчас. Но, мне кажется, принципиального отличия не будет. Я видел в Тауэре панораму средневекового города, на которую последовательно наложены более поздние изображения. Все доминанты сохранились - Лондон остался узнаваемым. Нам сначала надо четко определить, какие виды Москвы и как защитить, чтобы через сто-двести лет было куда смотреть и что сравнивать.

- Как охраняют панорамы и виды в других странах?

- Человек, активно разъезжающий по миру, знает, что в любом старинном городе его посадят в туристический автобус и привезут на "золотые" точки, с которых открываются самые красивые виды. В Норвегии есть места, где стоят таблички "Лучшее место для фотографирования". С этого места в кадр попадет тот вид, который наиболее полно передает индивидуальность города или ландшафта. Образ города с большой историей концентрируется именно в панорамах, обозревая которые, наблюдатель ощущает эстетическое удовлетворение. Счастье, если хотите. Разве не счастье - смотреть на собор Сан-Марко или набережные Венеции, Елисейские поля в Париже? Для русского человека такое же наслаждение - виды, открывающиеся с набережной Невы на Академию художеств со сфинксами, университет с Кунсткамерой и шпиль Петропавловской крепости, с набережной Москвы-реки на Кремль, с берегов Волги на Нижний Новгород или реки Великой на Псков. Мы не слишком бережно относимся к этому достоянию, а в мире все иначе. В Праге закреплены как незыблемые восемь городских видов с Карлова моста и вокруг Староместской площади, изменить которые можно, только изменив государственные законы. Рим - архитектурный рай, но ад для современных итальянских архитекторов. Они жаловались мне, что в центре Рима построить что-либо даже незначительное невозможно. Счастье для Москвы, что она идет по тому же пути: есть надежда спасти то, что еще не утрачено.

Ирина Мельникова

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера