Архив   Авторы  

Предпродажная подготовка
В России

Газпром приступает к оценке своих медиаактивов. Переговоры об их продаже начнутся в январе

О медиапланах Газпрома в интервью "Итогам" рассказывает председатель Совета директоров "Газпром-Медиа", начальник департамента по информационной политике концерна Александр Дыбаль.

- Александр Михайлович, Альфред Кох причиной своей отставки называет нежелание руководства Газпрома заниматься продажей и финансированием своих медиаактивов. Проясните ситуацию: каковы на самом деле намерения Газпрома?

- Газпром публично заявил об избавлении от непрофильных активов. Сейчас мы перешли от декларативной части к практической. Мы четко определили этапы подготовки наших медиаактивов к продаже. На этой неделе начинается реальная работа по их оценке, затем мы займемся структурированием сделок. Для этого привлекаем авторитетного зарубежного консультанта. Мы рассмотрели несколько компаний и выбрали самую, на наш взгляд, опытную в сопровождении сделок в медиабизнесе. Наши обязанности с генеральным директором (преемником Коха стал Борис Йордан. - "Итоги") мы разделили следующим образом. Я вместе с консультантами буду заниматься оценкой, структурированием сделок, переговорами с потенциальными инвесторами. А Йордан - дооформлением прав собственности на наши активы (часть активов еще до конца к нам не перешла), текущим управлением медиахолдингом, реструктуризацией задолженностей и предпродажной подготовкой компаний. Таким образом, в оценке и структурировании сделок Борис Алексеевич участия принимать не будет.

- Это связано с тем, что он является одним из потенциальных покупателей?

- И с этим тоже. Но прежде всего с тем, что менеджер должен заниматься менеджментом. Что касается финансового состояния средств массовой информации, есть такие, которые устойчиво стоят на ногах, являются прибыльными. Часть, как нынче говорят, строилась по принципу "запланированных убытков", но в ближайшее время хотя бы некоторые из них должны начать работать в режиме текущей самоокупаемости. Наконец, часть медиаструктур в течение последних лет строилась по абсолютно затратному принципу. Затраты были настолько велики, что говорить об окупаемости вообще не приходилось. Экономического расчета в этом было мало. По-моему, все решали другие соображения. Сейчас мы пытаемся привести все в соответствие с нормальными рыночными условиями.

- Тем не менее "НТВ-плюс", говорят, находится уже на грани банкротства.

- Я бы так не сказал, хотя положение действительно серьезное. В компанию были сделаны существенные инвестиции. Непродуманное управление бизнесом привело к накоплению больших долговых обязательств. Структуризация задолженности - это сейчас наиважнейшая проблема для менеджмента "Газпром-Медиа". Но нельзя забывать, что "НТВ-плюс" является крупнейшим в России оператором платного спутникового телевидения. У него самая большая абонентская сеть, самая современная цифровая технология. Могу сказать больше - существенная часть предложений по продаже активов касается "НТВ-плюс". Однако все будет зависеть от реструктуризации задолженности.

- В числе наиболее проблемных медиаактивов называют также "Мир Кино - Октябрь".

- Проект очень амбициозный, фактически это создание крупнейшего мультиплекса в России. В настоящее время он заморожен, однако также вызывает интерес инвесторов. Могу сказать, что крупные компании, занимающиеся кинопоказом, уже обратились к нам с предложениями обсудить возможные инвестиции.

- То есть безнадежных, непродающихся активов нет?

- Практически нет.

- Практически или вообще?

- Я просто не знаю сейчас, что вызывает больший или меньший интерес инвесторов. Но, проведя оценку и предпродажную подготовку, мы сможем уверенно говорить об этом. Конечно, есть структуры, которые очень далеки от коммерческого успеха. Прежде всего это касается наших газет.

- Какие активы наиболее ликвидны?

- Самыми ценными, конечно же, являются прибыльные компании. Наиболее успешно развивается издательство "Семь дней". В отличие от многих компаний, входивших в свое время в "Медиа-Мост", оно строилось исключительно на принципах бизнеса и рыночного подхода, поэтому является сейчас одним из самых динамичных и конкурентоспособных российских издательств. К ликвидным активам я бы отнес также весь телевизионный и радиоблок. Все определят результаты переговоров и состояния рынка. Выход на рынок с массой предложений по медийному блоку должен быть крайне осторожным, чтобы не создавать ситуацию, при которой возможна внутренняя конкуренция. Так как мы будем вести переговоры с большим количеством потенциальных инвесторов, нам важно, чтобы каждый из них понял, что мы к нему относимся предельно внимательно. При этом, естественно, нам необходимо соблюдать максимальную конфиденциальность. Никуда не деться от того, чтобы дозировать выходящую вовне информацию. Кстати, это условие очень важно для наших партнеров.

- Кто они? Как выглядит круг потенциальных покупателей?

- Естественно, я не могу об этом подробно рассказать. Интерес проявляют крупнейшие игроки на российском медиарынке и просто инвесторы. Чтобы понять, кто к нам обращается, достаточно проанализировать этот медиарынок. Есть интерес и у зарубежных компаний, которые уже сейчас имеют серьезный медийный бизнес в России. Наконец, это известные западные медиагруппы. Только за последние два дня мне пришло четыре официальных письма с предложениями о переговорах. Три из них - от крупных зарубежных компаний, одно - от российской. Что нас радует - предложения в основном поступают от профильных инвесторов.

- Каковы, на ваш взгляд, шансы консорциума, создаваемого Альфредом Кохом и Борисом Йорданом?

- Я слышал о нем только из прессы. Ну а шансы... Если этот консорциум действительно существует, то шансы у него сегодня точно такие же, как и у всех остальных будущих участников переговоров. Все в равных условиях.

- Каким все-таки будет механизм продажи? Будут ли инвесторов привлекать менеджеры компаний, как предлагал Альфред Кох, либо будет объявлен тендер? Будут ли активы продаваться целиком или мелкими пакетами?

- Для ответов на эти вопросы мы и привлекаем консультантов международного уровня. Это они должны нам подсказать, что наиболее целесообразно и выгодно. На сегодняшний день мы не имеем никаких ограничений, кроме тех, которые ставит перед нами законодательство. Если нам будет выгодно продавать целиком, продадим целиком. Если по частям - то по частям. Мы планируем, что со всем этим мы определимся где-то к середине января, когда будет проведена оценка и изучен рынок.

- Когда предполагается начать сам процесс продажи?

- В январе мы начнем переговоры. Подчеркну - мы заинтересованы в том, чтобы вернуть вложенные ранее средства, но быстрая продажа не самоцель. Самое важное для нас не скорость, а результат.

- Покроет ли продажа активов средства, вложенные Газпромом в СМИ?

- Большая часть инвестиций приходится на период, когда медиарынок интенсивно развивался. Стоимость компаний тогда была достаточно высокой. Кроме этого, нельзя забывать, что инвестиции, вложенные в этот медиабизнес, зачастую были необъяснимо велики. А после августа 1998 года цена всех медиакомпаний в России резко упала. Сегодня медиарынок развивается достаточно стремительно, однако рыночная цена активов все-таки не вернулась на прежний уровень. Кроме того, накопились дополнительные долговые обязательства. Тем не менее мы рассчитываем на максимально возможный возврат вложенных средств. Для нас важно и то, что Газпром избавится от затрат на финансирование текущей деятельности всех принадлежащих нам СМИ. А это очень существенная экономия.

- Как много средств требуется на поддержание текущей деятельности СМИ и предпродажную подготовку?

- Сейчас мы заняты тем, что определяем реально необходимое финансирование для каждого. Я подчеркну - реально необходимое, потому что зачастую средства, которые запрашиваются, существенно превышают все разумные лимиты. Как раз вопросом обоснованности этих сумм и занимается генеральный директор Борис Йордан. В ближайшее время на Совете директоров мы планируем рассмотреть его предложения. Но нам важно и то, чтобы менеджмент каждого издания предложил свой взгляд на оптимизацию расходов. Газпром действительно окажет помощь, если эта помощь реально оправданна.

- Ходят слухи, что ежемесячно медиаактивы Газпрома усыхают на значительную сумму.

- Нет, это не соответствует действительности. Разве издательство "Семь дней", например, "усыхает"? Нет, более того, ситуация улучшается. На НТВ ситуация улучшается. К концу этого года телекомпания, по отчетам ее менеджмента, выходит на текущую безубыточность. Мы рассчитываем, что в 2002 году НТВ станет прибыльным телевидением - впервые за свою историю. С рядом активов, конечно, есть существенные проблемы. Но возникли они не в последние 6 месяцев - накапливались годами. Сегодня мы проводим большую работу по реструктурированию задолженности. Постараемся к январю стабилизировать ситуацию.

- Будут ли, как о том говорилось ранее, переданы 9,5% акций "Эха Москвы" Евгению Ясину?

- Мы изучаем ситуацию, связанную с этим вопросом. Нет ясности, где фиксировались договоренности. Мы понимаем, что велись переговоры, обсуждались варианты. Но пока я никаких подписанных соглашений не видел.

- Вы могли бы по крайней мере изложить намерения руководства Газпрома относительно судьбы "Эха"?

- Рыночная судьба "Эха Москвы", как и остальных радиостанций, которые нам принадлежат, будет рассматриваться в рамках всего медиахолдинга. Мы не думаем, что было бы правильным делать какие-то исключения.

- Будут ли допущены к покупке акций сотрудники продаваемых компаний?

- У нас нет никаких ограничений по отношению к будущим покупателям акций. Работники компаний также могут выступать в качестве индивидуальных или консолидированных покупателей.

- Результатом вашей деятельности в конечном итоге должна стать ликвидация холдинга "Газпром-Медиа", а значит, и вашей должности. Не испытываете психологического дискомфорта в этой связи?

- Нет, конечно. Ведь одновременно я являюсь начальником департамента по информационной политике Газпрома. И свои задачи председателя Совета директоров "Газпром-Медиа" рассматриваю как представительство интересов акционеров. Кроме того, то, чем я занимаюсь, - очень интересный процесс, который, на мой взгляд, не имеет прецедентов в новейшей российской истории.

- Тогда к вам вопрос еще и как к руководителю департамента. По российским СМИ прошла волна сообщений о грядущих кадровых потрясениях в Газпроме, прежде всего о скорой отставке Алексея Миллера...

- Иначе как "информационной войной" против Газпрома я это назвать не могу. В этой истории была изначальная ложь. Кто за этим стоял? Я бы сказал так: люди и компании, которые пострадали от наведения порядка, от новой политики Алексея Миллера, направленной на оптимизацию всех финансовых потоков, на борьбу с выводом активов из Газпрома. Атака на Миллера инициирована именно теми, кто старается сохранить статус-кво, избежать перемен.

- Вы сказали - "люди и компании". Люди и компании внутри Газпрома?

- Я не могу исключать того, что и внутри Газпрома остаются люди, которые не заинтересованы в реформах. Потому что эти реформы, возможно, существенно повлияют на их положение (в том числе и материальное). Но финансировалась и направлялась эта кампания прежде всего извне... Здесь могли присутствовать и меркантильные соображения. Человек, который знал об "информационной войне", мог спрогнозировать падение курса акций. Суммарно "скачок", пусть и временный, составил очень значительную сумму, и на этом могли заработать. Словом, произошло совпадение сразу нескольких групп интересов.

Андрей Владимиров

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера