Архив   Авторы  

Москва в "Золотом кольце"
Общество

Грандиозную программу развития туристической инфраструктуры Москвы, которая обойдется казне в 3 миллиарда долларов, критикуют историки и архитекторы

Идея превращения Москвы в туристический центр мирового уровня витает в столичном правительстве уже давно. Среди столиц мира, которые успешно зарабатывают на своей истории, "продавая" туристам каждое мало-мальски интересное архитектурное сооружение, Москва выглядит скромницей. Что, кроме Кремля и Красной площади с Александровским садом, могут увидеть гости? Между тем туристический потенциал Москвы, несмотря на все пережитые ею пожары-революции-перекройки, безграничен. Вот мнение президента Российской академии архитектуры и строительных наук Александра Кудрявцева: "Москва - непроявленный город. Мы держим в небрежении россыпи архитектурных шедевров, которыми она полна. Ведь исторический город с его многостильем - лишь первый, видимый слой. Но загляните во дворы: за стенами фасадов вдруг обнаруживается изумительная церковь XVI-XVIII веков или прекрасно сохранившаяся усадьба, глядя на которую, вспоминаешь "Войну и мир". А с точки зрения архитектуры 20-30-х годов Москва - заповедник, куда приезжают зодчие со всего мира, чтобы почерпнуть вдохновение, глядя на московские шедевры современной архитектуры". Только вот увидеть эти тайные жемчужины пока что непросто.

Есть ли у вас план?

В ближайшее время правительство Москвы собирается утвердить грандиозную программу создания туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо". В соответствии с этим проектом в столице планируется создать 42 пешеходные зоны, связанные между собой системой переходов и мостов. Эти зоны должны стать своеобразным каркасом, на который будет нанизываться вся туристическая инфраструктура. Для гостей города должно быть построено 17 новых отелей, 14 смотровых площадок, 19 многофункциональных центров со справочными киосками, кафе и магазинами. Кроме того, в первоочередных планах значительное увеличение числа достопримечательностей, пригодных для осмотра: как минимум 104 ценных здания должно быть реконструировано в ближайшие годы. Программа рассчитана на 18 лет и, по предварительным подсчетам, потребует около 3 миллиардов долларов. Инвесторов, которых планируется привлечь к реализации программы "Золотое кольцо", должен вдохновить следующий прогноз НИиПИ Генплана и Академии туризма: создание развитой туристической инфраструктуры позволит увеличить поток гостей города с 1,5 миллиона до 5 миллионов человек в год, а доходы от этой отрасли - с 500 миллионов долларов до 2,5 миллиарда. Прибыль авторы плана собираются получать в основном от предприятий торговли, питания, гостиниц и рекреационных зон.

По словам Марины Мориной, руководителя Мастерской-10 "Моспроекта-2", где разрабатывался проект "Золотое кольцо", "каждый турист должен иметь возможность взять карту, на которой обозначены все городские достопримечательности, и беспрепятственно двигаться от одного объекта к другому, имея на своем пути возможность отдохнуть, сделать покупки и перекусить". Сейчас в Москве это практически невозможно. Подходы к интересным объектам зачастую затруднены, многие из них находятся вне зоны видимости пешеходов, перейти из одной части городского центра в другую бывает сложно из-за интенсивного движения транспорта. Нашлись горячие головы, которые предложили устранить все эти проблемы одним махом - закрыть город в границах "Золотого кольца" для транспорта или предельно ограничить движение, как это сделано во многих исторических городах за рубежом. К счастью, к их советам не прислушались: сделать центр Москвы полностью пешеходным невозможно и из-за специфики столичной планировки, и из-за того, что исторический центр города сейчас во многом совпадает с деловым. Зона будущего московского туристического центра охватывает все Замоскворечье, Китай-город, стрелку Москвы-реки. Закрыть эту территорию для движения - значит вызвать транспортный коллапс во всем городе.

В итоге с транспортниками был найден компромисс: "Мы наложили туристические маршруты на существующую транспортную схему города, предусмотрев строительство подземных пространств, обустроенных специально для туристов, мостов, переходов, которые дадут возможность пешеходам двигаться по городу, не пересекаясь с автомобилями. Пешеходные зоны не предполагают на нынешнем этапе вывод транспорта с улиц, входящих в границы этих зон. Информация, которая проходила в СМИ о превращении сорока улиц в центре города в пешеходные, неверна", - утверждает Марина Морина.

Конный пешему не товарищ

Как же градостроители планируют решить конфликт туриста и автомобилиста? Специалисты сектора развития пассажирского транспорта Научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы вместе с Мастерской-4 "Моспроекта-2" разработали предложения по организации пешеходных пространств в центре города, которые, на их взгляд, позволят создать комфортные условия для пешеходов и не затруднить движение транспорта. Схема, по словам руководителя сектора Елены Боровик, "учитывает размещение в центральной части города мест приложения труда, жилья, объектов массового посещения и туристического показа". Как будет выглядеть в перспективе пешеходная Москва, можно видеть на схеме. На первом же этапе (до 2005 года) предполагается создание нескольких видов пешеходных зон. Во-первых, в треугольнике Кремль - Китай-город - Театральная площадь будут связаны между собой уже существующие пешеходные улицы и территории (Александровский сад, сад МГУ) и зоны с ограниченным движением транспорта (Кремль, кварталы между улицами Никольская, Ильинка, Варварка). Здесь будут также созданы пешеходные маршруты непрерывного движения - обустроены тротуары вдоль Кремлевской, Москворецкой набережных, Театрального проезда, улиц Волхонка, Моховая, Большая Дмитровка, Петровка и Старой и Новой площадей. Там, где особенно велика концентрация торговых комплексов (на Серебрянической и Озерковской набережных, в кварталах между Петровкой и Неглинной, Варваркой и Москворецкой набережной), появятся отдельные пешеходные улочки, эспланады и галереи, для этого придется значительно реконструировать внутриквартальные территории между улицами, создать новые проходы, убрать часть ветхих строений. На Тверской, Воздвиженке, Новом Арбате, Старой и Новой площадях, где много офисов, тротуары планируется расширить и благоустроить. Например, на Новом Арбате уберут газоны, отдав их территорию под автостоянки, а зеленые насаждения перенесут в специальные контейнеры-клумбы. Главная задача - создать условия для безостановочного движения плотного пешеходного потока. Предлагается специальными планировочными приемами выделить основные направления движения и даже отдельные полосы для ускоренного прохода. Другой подход к "культурным" районам: на западной части острова и в северном Замоскворечье появится пешеходная зона "Замоскворецкая дуга", которая должна обеспечить туристам посещение заповедных мест. Она охватит Национальную галерею-парк Искусств, Суриковский институт, Якиманскую набережную, комплекс Третьяковской галереи и Овчинниковскую набережную. В систему войдут уже существующие пешеходные улицы (Лаврушинский, Климентовский переулки и Ордынский тупик), а также большая пешеходная зона у станции метро "Новокузнецкая" и пешеходные набережные - Болотная и часть Берсеневской, связанные тротуарами вдоль улиц Большая Ордынка, Пятницкая, набережных и пешеходным Лужковым мостом. Войдет в "дугу" еще одна благоустроенная зона у второго выхода из станции "Третьяковская". Из этой зоны к Кремлю можно будет попасть по трем новым мостам: двум пешеходным мостикам через Водоотводный канал на остров и через Москву-реку к храму Христа Спасителя. Несколько новых пешеходных улиц, судя по всему, все же появится: движение транспорта, вероятно, прекратится по Ветошному, 2-му Кадашевскому, Фалеевскому и Хрустальному переулкам, улице Ленивка. Каждая из них должна по идее иметь свою туристическую изюминку. Например, в начале Ленивки предполагается восстановить ворота полностью утраченного Белого города. Все же пересечения с магистралями будут снабжены надземными и подземными переходами, причем там, где это возможно, под землю будет уходить транспорт, а туристу оставят "дневную" поверхность. Несмотря на то, что Бульварное кольцо не попадает в туристическую зону, его тоже собираются обустроить для прогулок: вдоль бульваров планируется создать подземные комплексы с кафе и небольшими магазинами.

Все это, по мнению авторов проекта, не должно помешать движению автомобилей по магистральным трассам, поскольку пешеходы, по расчетам проектировщиков, будут двигаться лишь по узким историческим улочкам и переулкам, не играющим серьезной транспортной роли, и обустроенным тротуарам вдоль основных дорог. Как сказала в беседе с корреспондентом "Итогов" Елена Боровик, "превращение части небольших улиц в пешеходные разумно хотя бы потому, что практически все они имеют "дублеров", и если одну узкую улицу сделать полностью пешеходной, то соседнюю вполне можно расширить за счет ликвидации тротуаров, увеличив тем самым ее пропускную способность. В этом случае обеспечивается безопасность как пешеходного, так и транспортного движения".

Правила ходьбы

Если конфликт пешеходных пространств и проезжей части по крайней мере на уровне проекта пока удалось решить, не возникнет ли другого конфликта - туриста и маршрута, навязанного ему градостроителями? В Москве уже имеется некоторый опыт организации пешеходных улиц. Его не всегда можно назвать удачным. Например, Арбат, несмотря на свою богатую историческую биографию, по большому счету неуютен. Припарковать машину поблизости от Арбата - трудновыполнимая задача, а ближайшие станции метро удалены на приличные расстояния. Столешников переулок, прославленный летописцем Москвы Гиляровским, всегда был торговым символом столицы, но вот парадокс: пока переулок не закрыли для проезда, тут кипела жизнь и было многолюдно, теперь все замерло, ибо добираться до Столешникова попросту неудобно, да и бродить по нему, спотыкаясь о рельефное дорожное покрытие, не совсем приятно. Та же история с Камергерским переулком - он туристами нелюбим, хотя по-своему красив и даже изыскан, но предназначен, судя по обилию бутиков, не для гуляющей публики, а для шопинга. С обустройством Лаврушинского переулка другая проблема: весьма привлекательный усадьбой Демидовых и близостью Третьяковской галереи, он практически лишен торговых точек и ресторанов.

По словам Елены Боровик, существует четыре золотых правила формирования пешеходного пространства: самая удаленная его точка не должна находиться дальше 300-400 метров от остановок общественного транспорта и паркингов, оно должно быть обеспечено достаточным количеством торговых объектов и точек питания, а также обязательно иметь зеленые зоны и места отдыха. Для туристов нужны дополнительные условия: наличие примечательных объектов или открывающихся панорам и видов, информационных центров. В организации каждой из уже существующих пешеходных улиц нарушено хотя бы одно из перечисленных правил. Как утверждают авторы "Золотого кольца", в их проекте таких просчетов нет. "В каждой пешеходной зоне мы заложили скверы и зеленые "карманы", выходы к памятникам и смотровым площадкам. Предусмотрено строительство подземных паркингов более чем на 5 тысяч мест. Первые этажи всех новых объектов в туристической зоне будут отданы под кафе и магазины", - говорит Марина Морина. Таких объектов, кстати, шестьдесят девять. Любопытно, что все они расположатся в охранной зоне Кремля, где нового строительства быть не должно, - большинство из них на момент создания "Золотого кольца" уже находились в стадии проектирования или были одобрены.

Взгляд критика

Хотя программа "Золотое кольцо" - это пока лишь концепция, она уже вызывает немало вопросов и возражений у искусствоведов, архитекторов и историков. Перечень реконструируемых и строящихся в пределах "Золотого кольца" объектов зашкаливает за сотню. Они привязаны к пешеходным зонам и включены в 14 предварительных туристических маршрутов, среди которых есть и "Старинные храмы Москвы", и "Усадьбы столицы", и "По местам русских литераторов", и т. д. По всей видимости, маршруты составлялись по стандартному принципу - объекты, связанные между собой тематически, должны передавать туриста друг другу. Прокомментировать предложения по организации маршрутов туристической Москвы "Итоги" попросили члена комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме, известного искусствоведа Нину Молеву. "Первое впечатление - Москву ждет коренная перестройка центра с утратой первоначального облика исторического города и подчинение его торгово-развлекательным целям. А ведь в зоне исторического заповедника подобная перетряска грунта недопустима - это приведет к гибели оригинальных исторических зданий. Причем все намеченное не имеет никакого отношения к восстановлению облика старого города. Город следует восстанавливать, ориентируясь на конкретные временные рамки, здесь же они не заданы. В проекте есть отдельные здания, связанные с историческими эпохами лишь теоретически, поскольку почти все они реконструировались и их истинный внутренний и внешний облик утерян. Это уже декорации, макеты, новоделы, но не памятники. Мы разделали под орех Гостиный двор, который теперь не имеет ни малейшего отношения к оригиналу. То, что мы делаем с городом, - неслыханно. Люди, которые пройдут по этим маршрутам и увидят плоды реконструкции "по-московски", не смогут составить представление об истории Москвы, хотя это возможно, если обратиться к прошлому всерьез", - считает Нина Молева. По ее мнению, искусственно навязывать маршруты туристам - принципиальная ошибка. Настоящий турист едет не за тем, чтобы просто походить от объекта к объекту, даже исторически ценному, а чтобы почувствовать дух места и самобытность живущего здесь народа, понять, почему город рос и развивался именно так, а не иначе. Для этого нужно водить людей по естественным, нарисованным самой историей маршрутам. Например, войдем в Кремль. Вот Оружейная палата - место, где 2,5 тысячи лет назад возникло первое поселение, оттуда спустимся по Подолу (Тайницкому саду) через Константино-Еленинскую башню, дальше - на Лоб, к храму Покрова. Это первая дорога, первая улица, возникшая в Москве. Тут кипел великий торг: сюда приезжали генуэзцы из Крыма, купцы с Запада и Востока по рекам и речушкам (сейчас более 120 рек засыпано). За стеной, на Варварке, селились купцы, поэтому здесь возник Старый гостиный двор. "Говорить о городе можно по-разному, навязывать же что-то современному человеку бесполезно, он сам найдет описание достопримечательных мест в справочнике. Но если постараться и "вышелушить" в Китай-городе немногие оставшиеся с XVI-XVII веков здания, то турист поймет, как возник первый деловой и банковский центр Москвы, - полагает Нина Молева. - Организовывать туристическую Москву нужно именно по такому принципу, а не подчинять идею единственной цели - привлечь и освоить как можно больше денег".

Вероятно, споров по поводу "Золотого кольца" будет немало. Однако по законам города Москвы все проекты, касающиеся строительства или реконструкции исторического центра, должны пройти многоступенчатую систему экспертиз и согласований. Так что не исключено, что историки, архитекторы и градостроители все же придут к компромиссу.

Ирина Мельникова

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера