Архив   Авторы  

Непереносимый театр
Общество

Филиал Большого театра почти готов. Но решить проблему реконструкции основного здания он не поможет

В здании филиала Большого театра, где сейчас завершаются отделочные и инженерные работы, уже в августе должен пройти первый концерт артистов ГАБТа. Так для них закончится многолетнее ожидание нового помещения, надеждой на которое труппа живет давным-давно. Событие отрадное: театр получит вторую сцену, площадку для гастролеров и собственных экспериментальных постановок. Однако совершенно ясно, что характеристики и устройство нового здания не позволяют ему стать полноценным дублером Большого. С идеей переноса спектаклей в филиал на период давно запланированной реконструкции основного здания, которую лелеяли артисты, можно распрощаться.

Если вспомнить историю строительства филиала, то ничего неожиданного в этом нет. В 1987 году вышло первое распоряжение правительства СССР о филиале ГАБТа, но тогда предполагалось, что он должен расположиться в Театре оперетты, который переедет в специально построенное в районе площади Маяковского здание. Эта идея умерла, зато родилась другая: снести существующую застройку между Большой Дмитровкой и ГАБТом, а на освободившейся территории соорудить филиал. Строить начали в 1995 году, еще не имея на руках согласованного технико-экономического обоснования проекта (его утвердили только через три года). Руководство Большого, издерганное проблемами с устаревшим оборудованием, нехваткой помещений, подстегивало подрядчика, надеясь в ближайшие 2-3 года получить современный европейский театр. Проект финансировался из госбюджета, а потому из-за нехватки средств затянулся на 8 лет. Денег было освоено немало - около 200 миллионов долларов. За это время успело трижды смениться руководство ГАБТа. И каждый новый руководитель вносил коррективы в проект. Подрядчик - Моспромстрой - оставался тот же, но строители прислушивались к рекомендациям театрального начальства. До сих пор в здании что-то улучшается. Сейчас, например, спиливают "корону" над сценой - с верхних ярусов она смотрится неудачно. Помпезную архитектуру филиала, выстроенного на месте дома великого хореографа Александра Горского, может оценить любой желающий. Строители считают, что здание смотрится неплохо. "Мы были вынуждены мягко вписать новое здание в городскую среду, выбрав соответствующий стиль. В чем-то это пошло в ущерб проекту: недостатки, которые филиал имеет сегодня, во многом связаны с данным архитектурным решением", - сказал "Итогам" заместитель гендиректора Моспромстроя Яков Саркисов.

Перечислим лишь самые очевидные из недостатков. Сцена филиала получилась меньше и ниже (24 Х 24 метра при высоте 30 метров) основной. Показать здесь "Бориса Годунова", "Хованщину" и "Спартака" вряд ли удастся. Выход на нее предусмотрен только с одной стороны ("лебеди" уже не смогут синхронно выплыть слева и справа на радость зрителям). Кроме того, не удалось соорудить арьерсцену и "карманы" - специальные помещения вокруг сцены, куда по ходу спектакля убираются декорации.

Гримерные в филиале прекрасно оборудованы, но все они одновременно могут вместить в два раза меньше артистов, чем входит в труппу Большого. В принципе для филиала этого достаточно, если не рассматривать его как единственное временное прибежище труппы на время реконструкции основного здания. То же с репетиционными залами, они хороши, но их всего три: большой и два маленьких. Сейчас, урезав один из начальственных кабинетов, строители выкроили отдельное помещение для репетиций оркестра. Кроме здания филиала, фактически достроены инженерный и вспомогательный корпуса. Первый напичкан современными инженерными системами и коммуникациями, которые после окончательной наладки будут работать как на филиал, так и на основное здание. Во вспомогательный (офисный) корпус уже переехали соответствующие (далеко не все) службы театра.

Вообще сотрудники Большого, а их более полутора тысяч человек, ждут тотального сокращения. В том, что оно будет, никто не сомневается: в основном здании рано или поздно начнется реконструкция. Часть спектаклей может идти на сцене филиала, другие - в КДС. Но весь персонал даже в этих условиях явно не пригодится. Единственным выходом руководство считает реконструкцию без остановки творческого процесса. Побывавший на строительстве филиала в прошедшем декабре Михаил Касьянов эту идею поддержал. Но строители уверены, что реконструкция в полном объеме невозможна без "выселения" коллектива. "При регулярном финансировании и в непрерывном режиме ГАБТ можно реставрировать за 30 месяцев, иначе работы затянутся на 5-6 лет, да и то закрывать на полгода-год театр придется, поскольку работы внутри здания без остановки спектаклей невозможны", - считает Яков Саркисов.

Любопытен вопрос о самой реставрации и реконструкции основного здания. Информации об этом нет никакой. Хотя еще год назад страсти по этому поводу кипели нешуточные, а реального проекта не существует до сих пор. Напомним, что конкурс на проект реставрации памятника архитектуры и истории Бове - Кавоса состоялся еще в 1999 году и стоил государству 250 тысяч рублей. Победил институт "Курортпроект", предложивший сохранить театр в нынешних габаритах вместе с позднейшими пристройками-флигелями, один из которых предполагалось надстроить. Технологические новинки предложили ввести в том объеме, который позволяют габариты здания. Вариант устраивал Минкультуры, историков и архитекторов. Но позже на одном из заседаний научно-методического совета Минкульта, которое предшествовало подготовке постановления правительства о начале работ по проекту, выяснилось, что существует не один, а три варианта. Два от "Курортпроекта": щадящий (с которым институт выиграл конкурс) и радикальный, ставший со временем приоритетным. Авторы этого варианта - архитектор "Курортпроекта" Михаил Хазанов и независимый архитектор Михаил Белов. Они предложили отреставрировать зрительскую часть театра, а сценическую снести и глобально перестроить. Здание со стороны северного фасада (противоположного входу в театр) удлинить и соединить со служебным корпусом переходами. Это, как говорили тогда авторы, позволит решить все технологические задачи, которые ставит театр. Например, углубить сцену и оборудовать здание сценическими платформами для быстрой смены декораций. Вариант имел поддержку, но возмутились реставраторы. Ассоциация "Союзреставрация" представила альтернативный проект, суть которого в воссоздании здания Большого и сносе всех позднейших пристроек: это позволило бы открыть второй театральный портик и создать вторую площадь перед театром. Для сценических платформ предлагалось использовать подземное пространство под зданием, "заглубив" театр метров на 20. Этот вариант был поддержан ЮНЕСКО, но забракован специалистами: непрофессионально, дорого, да здание и не выдержит столь мощного подкопа.

Окончательного решения по проекту не принято до сих пор. Полтора года назад Министерство культуры и Госстрой России заключили соглашение лишь о выработке концепции реставрации и реконструкции. Следом должно было появиться постановление правительства, разрешающее частичный снос здания. Но оно не подписано по сей день.

"Трижды специалисты отвергали идею разборки северного фасада и его перестройки, которая уничтожит единственный сохранившийся портик Бове, само здание потеряет историческую ценность. Но в министерских кабинетах по-прежнему пытаются протолкнуть эту идею", - сказал "Итогам" руководитель "Союзреставрации" Алексей Денисов.

Иного мнения Яков Саркисов: "В свое время Кавос не пощадил Бове, после пожара полностью перестроив его творение в соответствии с требованием времени. Мы не должны быть заложниками "пяти исторических кирпичей": если мы не решим проблем театра сегодня, через 30 лет это должны будут делать другие. Тем более что идея реконструкции предусматривает восстановление исторических интерьеров, увеличение зрительской части за счет освоения подземного пространства под Театральной площадью, возвращение колоннады северному фасаду, реконструкцию портика Бове и перенос его на видное место. Театру срочно требуется новое инженерное оборудование. 300 спектаклей в год требуют кардинального решения технологических проблем".

Кстати, пока нет постановления, проекта, не может быть определен и подрядчик на реконструкцию ГАБТа. Это вполне может быть Моспромстрой, уже имеющий солидный опыт работы с руководством Большого. Похоже, подходы строителей и театрального начальства к реконструкции принципиально совпадают. Спорный вопрос - режим работ. Не было бы и его, если б филиал мог приютить труппу и весь репертуар.

Нашим театрам упорно не везет: как только встает вопрос об их реконструкции, разгораются страсти, в которых переплетаются интересы множества сторон. То ли дело в Париже, где Гранд-опера отреставрировали без всякого закрытия, оставив в неприкосновенности архитектуру легендарного здания. И построили филиал - суперсовременное, напичканное технологиями сооружение, с девятью трехъярусными передвижными сценическими площадками. В старом здании - камерные спектакли, в новом - феерические постановки со спецэффектами. Будущее же нашего Большого по-прежнему туманно: никто не знает, когда и каким образом начнется его реконструкция, когда закончится и что за театр мы получим в результате.

Ирина Мельникова

Врез 1

ПЕТЕРБУРГ

Искусство требует конкурса

В марте будет официально объявлено о начале архитектурного конкурса на проект реконструкции Малой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Малая сцена - это условное название, ее предполагаемая вместимость будет около 2000 мест, в то время как основная сцена Мариинского театра вмещает 1600 человек. Под этот проект власти намерены отдать здание ДК им. Первой Пятилетки и ряд прилегающих к нему зданий вдоль Крюкова канала. Сергей Жмаев, руководитель фирмы "Российская финансовая коллегия", входящей в консорциум компаний, разработавших технические условия работ по всему комплексу Мариинского театра, считает, что стоимость работ на этом этапе может достигнуть 80 млн. долларов. Эти деньги будут выделены из госбюджета.

Весь проект рассчитан на 7 лет с момента проведения архитектурного конкурса. В него входит не только строительство новой сцены, но и реконструкция старого здания театра на деньги Всемирного банка. Реконструкция начнется после того, как театр покинет старое здание. Случится это в 2005 году. По словам Михаила Новикова, руководителя Северо-Западной дирекции Госстроя России, на реконструкцию исторического здания будет израсходовано около 49 млн. долларов.

Следующей стадией реализации проекта станет строительство еще одной небольшой сцены в комплексе "Новая Голландия" - исторических зданий в районе площади Труда. Деньги на реализацию этого проекта должны дать инвесторы.

В настоящее время все документы по технической части проекта находятся на экспертизе в Минэкономразвития. Начатые ранее работы по ремонту фасада и кровли исторического здания Мариинки приостановлены в связи с тем, что функции заказчика по работам переданы другому ведомству. По словам Михаила Новикова, эти работы планировалось совместить с установкой системы подсветки, которая должна придать новое лицо театру накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Вероятно, такое затишье связано с попыткой властей притушить скандал вокруг проекта реконструкции, случившийся в начале 2002 года. Тогда архитектурная общественность Санкт-Петербурга резко выступила против решения, предложенного американцем Эриком Моссом.

Как правило, все конкурсы дороже 2 млн. долларов, международные. Западные архитекторы обычно зарабатывают до 10 процентов от строительной сметы. По словам Михаила Садкова, замдиректора "Архитектурной мастерской Романова", входящей в консорциум наряду с "Российской финансовой коллегией", наши архитекторы готовы работать за меньшие деньги, но есть проблема. Ведь наряду с консорциумом-победителем в техническом конкурсе принимал участие еще ряд фирм. В том числе и Эрик Мосс, представивший, по словам Садкова, готовое архитектурное решение, требующее только согласований. Садков оценивает срок создания такого решения в 1,5 года. То есть за 1,5 года до самого архитектурного конкурса Эрик Мосс получил доступ к документации. Садков считает это нарушением действующего законодательства.

Что касается архитектурного конкурса, то, по словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова, в состав жюри войдут представители общественности Санкт-Петербурга, руководители Союза архитекторов России, а также многие деятели культуры России. Принять в нем участие, представив свой проект, сможет любой архитектор. Срок проведения конкурса - 6 месяцев. n

Дмитрий Громадин

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера