Архив   Авторы  

Фест со скрипом
Искусство

Ни звезды мировой величины, ни серьезное жюри, ни великолепные параллельные программы не спасли Московский кинофестиваль от пустых залов и ощущения какого-то всеобщего уныния

Кстати говоря, совсем недавно акулам пера приходилось ждать целых два лета, чтобы поупражняться в остроумии. Но несколько лет назад ММКФ приобрел статус ежегодного, сохранив за собой право называться "пятизвездочным", значащимся в протоколах как фестиваль класса "А". То есть приравненным к таким "монстрам", как Берлинский, Венецианский и Каннский, где киноманы всего мира могут лицезреть достижения мировой кинематографической мысли, где крутятся большие деньги и большие амбиции и где живьем можно увидеть Николь Кидман под ручку с Ларсом фон Триером

Москва, как любит подчеркивать Никита Михалков, гостеприимный президент ММКФ, в смысле звезд тоже не лыком шита: пару лет назад удалось привезти самого Николсона, а нынче - Макса фон Сюдова, Питера Гринуэя, Фанни Ардан, "качка" Стивена Сигала и прочих звезд и звездочек, рангом поменьше. Не говоря уже о жюри, где заседал сам Кен Рассел, великий британский режиссер, в компании с Агнешкой Холланд и Морицем Бляйбтроем, прославившимся в "Бегущей Лоле".

Но, собственно, на этом сравнение ММКФ с крупными европейскими фестивалями и заканчивается. Ни звезды, ни серьезное жюри, ни великолепные параллельные программы, услада киноманов, не спасли очередной Московский международный от пустых залов во время просмотров конкурсных фильмов и от ощущения какого-то всеобщего уныния. Более того - недоумения, не сходившего с лица того же Кена Рассела. Режиссеру приходилось изо дня в день с утра пораньше знакомиться с опусами испанских, итальянских, австрийских и британских режиссеров отнюдь не первого ряда, чье ровное, монотонное, как зубная боль, занудство повергло бедного классика в состояние культурного шока. Видимо, за всю свою жизнь г-н Рассел не видел в такой сильной концентрации маргинального, никому не нужного, бедного идеями и скупого на выдумку кино. Неплохой опыт в 76 лет: век живи, век учись.

К слову сказать, жюри в конце концов тоже оказалось не на высоте. Неизвестно, кто повлиял на финальный расклад призов, но "Золотого Георгия", непонятно почему и отчего, вручили "Божественному огню" Мигеля Эрмосы, весьма посредственной испанской картине, повествующей о трудной судьбе Гарсиа Лорки, избежавшего, по версии авторов, расстрела и доживающего свой век бомжом. В этом году жюри вообще действовало весьма осторожно - не считая скандала с опрометчивым заявлением члена жюри Ольги Будиной о том, что она не прочь поддержать отечественные фильмы. Девяностолетний классик Кането Синдо, представивший в Москве великолепную, саркастичную, остроумную и отнюдь не старческую картину "Сова", получил один из утешительных призов, а симпатичную, яркую "Прогулку" Алексея Учителя вообще не заметили.

И, конечно, как будто избывая вину за прошлое, когда на ММКФ побеждали исключительно отечественные фильмы, не осмелились дать главный приз "Коктебелю" талантливых дебютантов Попогребского и Хлебникова. Правда, "Коктебель" победил количественно, отхватив сразу три приза - кроме "Серебряного Георгия", картину отметили российские и зарубежные кинокритики. К тому же она уверенно лидировала во всех рейтингах и, судя по всему, очень понравилась бескомпромиссной Агнешке Холланд, ни разу за всю карьеру не запятнавшей своей репутации. И то правда: на этом унылом, как бескрайняя степь, фоне "Коктебель" - небольшая, скромная, изящная картина - может показаться шедевром. Один из ее авторов, Борис Хлебников, окончил киноведческий факультет ВГИКа. Киноведы же, что бы там о них ни говорили, ребята насмотренные и продвинутые, и снять культурную картину, ритмически грамотную, хорошо темперированную и композиционно выстроенную, для них не проблема. Вероятно, пессимисты все же отчасти правы - времена великого кинематографа, когда зрителю, завороженному мощью рассказываемой истории, не до наблюдений за ритмом и темпом, прошли, приходится довольствоваться малым. Хотя, повторяю, "Коктебель" - хороший фильм, нежный, временами глубокий, по-своему тонкий и щемящий. Недаром история о двух неприкаянных душах, мальчике и его отце, через всю страну на перекладных пробирающихся в город своей мечты Коктебель, так тронула и критиков, и зрителей, и жюри. Молчаливый, намеренно скупой в средствах "Коктебель" действительно цепляет за душу - если бы монотонность временами не перерастала в самоцель. Не случайно строгая Агнешка Холланд, вручая дебютантам Гран-при, присовокупила к заветной статуэтке пару ножниц. С намеком, что иногда не грех бы ими и воспользоваться, не утомляя зрителя бесконечными панорамами бескрайних просторов и множащимися на глазах финалами, когда кажется, что фильм вот-вот закончится, но не тут-то было. Видимо, столь въедливая наблюдательность идет от второго автора картины, Алексея Попогребского, прошедшего суровую школу психфака МГУ, где, как известно, студентов учат видеть мир объективно и непредвзято, во всех подробностях.

Что и говорить, русские картины - и "Коктебель", и "Петербург" Ирины Евтеевой, изысканная анимационная фантазия, и "Прогулка" Алексея Учителя - выгодно выделялись на фоне слабого, как никогда, конкурса (иные критики считают, что на ММКФ бывали конкурсы и похлеще). При том, что только ленивый не обругал "Прогулку", современный парафраз "Я шагаю по Москве" (один наш коллега желчно назвал свою статью "Я шагаю по дерьму"). Такая критическая непримиримость решительно непонятна, особенно если учесть, что предыдущую картину Учителя "Дневник его жены", повествующую о последних годах Бунина в эмиграции, топорную и наивную, критики как раз хвалили. "Прогулка", снятая в традициях датской "Догмы", свободной ручной камерой, ни на какие глобальные выводы не претендует. Трое молодых людей, два мальчика и девочка, фланируют себе по городу Петербургу, взбираются на Исакий, болтают всякую чушь, постепенно влюбляясь друг в друга. Вернее, влюбляются мальчики, девочка лишь проверяет на них свои чары. Все трое - Ирина Пегова, Павел Баршак и Евгений Цыганов - "фоменки", то бишь актеры театра Фоменко, и потому играют они великолепно, на редкость естественно, органично, задорно, без малейшей фальши, как будто бы родились для этих ролей. Особенно хороша Ира Пегова, изобретательно дурящая головы своим поклонникам, эдакая ускользающая красота, Дон Жуан в юбке, расчетливая и неуловимая. Впрочем, это выяснится лишь в конце, когда все трое приплывут к "цели", - девочку-то, оказывается, поджидает богатый жених, и мальчики, едва не рассорившиеся навек из-за прекрасной Елены, остаются с носом. Тоже, казалось бы, ничего особенного, тем не менее смотреть картину интересно. И не только смотреть, но и слушать - у всех троих, надо сказать, в распоряжении был замечательный текст, написанный Дуней Смирновой с тонким пониманием дела.

Рискую остаться в меньшинстве - "Прогулка", как я уже говорила, вызвала страшную ярость отечественных критиков, а Кирилл Разлогов, программный директор фестиваля, даже намекнул, что, мол, картина попала в конкурс под давлением неких таинственных сил (ничего таинственного - "Прогулка" действительно очень понравилась Михалкову). Что все остальные были против и что, мол, это кино не "фестивального качества". Ну а картины типа итальянского "Будущего прошлого" (о скучных посиделках отпрысков богатых римских семейств), "Засну, когда умру" (вялый триллер о страшной мести), "Лунного света" (о любви девочки к юному наркокурьеру) и прочее, прочее - надо полагать, качества фестивального. Смешно, но все эти фильмы никогда не будут закуплены (видимо, ни одной страной мира), и их действительно можно увидеть только один раз - на ММКФ. Как, однако, все меняется, причем с точностью до наоборот! Раньше на фестивальные просмотры рвались, как на баррикады, ночи простаивали за билетами, выкрикивая: "Этого мы больше нигде и никогда не увидим!" Сейчас говорят то же самое, только с противоположным оттенком, с горечью человека, потратившего время на ерунду. С едва скрываемой радостью, что больше нигде и никогда, ни при каких обстоятельствах, бог даст, мы всего этого не увидим.

В последние годы конкурсная программа ММКФ оказывалась в невыгодном положении. Соревноваться с Ларсом фон Триером, Патрисом Шеро, Франсуа Озоном, Михаэлем Ханеке и другими, чьи фильмы были представлены в параллельных программах феста, - все равно что садиться играть в шахматы с гроссмейстером, едва освоив пособие для начинающих. Кроме вялотекущего скандала с "Прогулкой", нынешний ММКФ не был отмечен никакими особенными сенсациями - журналистам из желтой прессы было почти нечем поживиться. Фестивальные банкеты прошли на удивление благополучно, угощение, говорят, было отменным, просмотры не задерживали, пресс-конференции проходили гладко, а звезды, за редким исключением, не слишком капризничали. Отличился один лишь Стивен Сигал, с похмелья закативший скандал, - ему, видите ли, вдруг опротивели его апартаменты в "Национале". Пришлось срочно переселять. А еще буддист, и даже, как сам утверждает, чуть ли не реинкарнация одного из лам. Верится с трудом: не успела "реинкарнация" приземлиться в Шереметьево, как пошло-поехало - на всех наорал, потребовал выключить софиты и так далее в том же духе. Гораздо интеллигентнее вела себя Фанни Ардан, настоящая звезда и культовый персонаж французского кино. Получая из рук Никиты Михалкова премию имени Станиславского, Ардан всплакнула, произнесла проникновенную речь и элегантно покинула сцену.

В общем, все как всегда. Сильные параллельные программы, слабая основная, променад звезд, пара-тройка приличных картин в конкурсе, пафосное открытие-закрытиеЙ Есть только одна, и вправду приятная новость. Вот уже второй год в конкурсе участвуют не самые плохие русские фильмы. В прошлом году - "Кукушка" и "Чеховские мотивы", в этом - "Коктебель", "Петербург" и "Прогулка". Наверно, ради одного этого стоило затевать фестиваль.

Диляра Тасбулатова

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера