Архив   Авторы  

Лебединое болото
Искусство

Творческая элита объединилась против Анастасии Волочковой

Анастасия Волочкова, заслуженная артистка России

- Почему балерина Волочкова вдруг оказалась лишней в Большом театре?

- Я знаю, что не давала повода для негативного отношения ко мне. Не было ни одного нарекания в мой адрес со стороны руководства, никаких претензий по поводу работы в Большом, ибо я не сорвала ни одного спектакля. Наоборот, выручала театр, когда это было нужно. Анатолий Иксанов, чтобы объяснить свои действия, использует все время разные аргументы. Когда выяснилось, что у меня есть другие партнеры, кроме исчезнувшего Иванченко, и они, слава богу, все живы и здоровы, он заявляет, что я, оказывается, в плохой физической и творческой форме. Хотя 3 сентября состоялась генеральная репетиция "Лебединого озера", на которой меня хвалили педагоги.

- По словам Иксанова, одной из причин увольнения стали ваши дополнительные требования к договору, на которые он не мог согласиться.

- Это неправда. Не думаю, что я требовала слишком много: обещанные мне руководителями два спектакля в месяц и участие в гастролях театра.

- А в договорах с другими солистами это оговаривалось?

- Конечно. Все танцовщики знают, какие спектакли они танцуют.

- А что касается сроков договора - с этим тоже возникли проблемы?

- Получилось так, что мне, единственной из всей группы солистов, был предложен контракт не на весь год, а на полгода, вернее, на несколько месяцев - до конца 2003 года. Причем руководители балета оказывали на меня давление, вынуждали подписать этот контракт. Вообще в этой истории много противозаконного. Например, мне сообщили 16 сентября, что я уволена из театра 30 июня. Это два с половиной месяца назад! Однако на 5 и 19 сентября в афишу ставились спектакли с моим участием!

- С нового года руководителем балетной труппы должен стать Алексей Ратманский. Вы думаете, он задействовал бы вас в репертуаре?

- До этого дело бы не дошло. Уверена, подпиши я контракт до конца года, в новом году мне бы его все равно не продлили. Более того, даже если бы руководство подписало контракт на моих условиях, на следующий день могли бы сказать, что этого документа никогда не было.

- И все же вы могли рассчитывать на участие в балетах Ратманского?

- Скорее всего да. Он хореограф и современный, и классический. Я думаю, мне нашлось бы место в этих постановках, так же как и другим артистам. Неужели я танцую хуже всех в этом театре?

- Анатолий Иксанов заявил, что снимал вас со спектаклей 5 и 19 сентября из-за того, что исчез ваш партнер Евгений Иванченко.

- Господин Иксанов забыл, что помимо Евгения Иванченко я танцевала в Большом театре с Константином Ивановым, Дмитрием Белоголовцевым, Владимиром Непорожним, Андреем Уваровым, Николаем Цискаридзе, Марком Перетокиным. И вместо того чтобы обеспечить меня партнером на афишный спектакль, он принимает другое решение - просто убрать меня из спектакля. А что касается Жени... Его действительно никто не видел начиная с 29 августа. После того как мы вместе станцевали 27 и 28 августа "Жизель" в Греции, он исчез. По одной версии директора театра, он не знает, где находится Иванченко. По другой, оказывается, Евгений, танцуя со мной в спектакле, получил производственную травму. Особенно мне нравится третья - Иванченко, приехав из Греции, написал заявление об уходе из Большого. Что же получается: я готовлюсь к спектаклю 5 сентября, жду партнера, а директор мне даже не сообщает, что он уволился! Положению Иванченко не позавидуешь. Я переживаю за его судьбу. И если с ним что-то произойдет, то не по моей вине - я видела его живым и здоровым 28 августа.

- Неужели все так серьезно?

- Очень. Уже был случай, когда в день моего сольного спектакля в Доме музыки Иванченко был заперт в ЦКБ! Для того чтобы сорвать мой спектакль. Я убеждена, что это спланированная акция, организованная травля, в которую вовлечен директор театра.

- По словам директора театра, несколько ваших партнеров получили травмы, танцуя с вами, и больше не хотят этого делать. Это правда?

- Мне приписывают невероятные вещи - у меня, оказывается, рост 180 сантиметров. Я узнаю об этом с экрана телевизора. Это настоящий удар по моему имиджу, потому что артисты других театров мира могут просто испугаться со мной танцевать! А недавно я подверглась вообще унизительному процессу - пришедшие ко мне журналисты измеряли мой рост рулеткой! Они не поверили, что человек за полгода вырос на 12 сантиметров. А что касается разговоров о том, что партнеры не хотят со мной танцевать, - это полная ложь. Они все мне звонили и говорили, что я всегда могу на них рассчитывать. Вообще эти абсурдные ситуации свидетельствуют о том, что реальной причины уволить меня из театра не существует. Это чей-то заказ. Кто-то хочет, чтобы меня не стало в труппе Большого.

- Вы догадываетесь кто?

- Нет. Но, надеюсь, очень скоро мы узнаем, что происходит на самом деле.

- В суд будете обращаться?

- Конечно. Я считаю свое отстранение от работы незаконным. Я даже не могу войти в театр, я лишена своей репетиционной базы. Тем самым я не могу поддерживать свою форму. Видимо, директору важно, чтобы я эту форму потеряла.

- Почему не хотите обратиться за помощью к влиятельным соратникам по партии "Единая Россия"?

- Я пока еще не вхожу в состав партии. Просто планировался ряд акций "Единой России" с моим участием. Я не жду от них помощи, потому что наше единение происходило не для того, чтобы кто-то кому-то помогал.

- Итак, на сегодняшний день вы уволены из Большого театра. Что будете делать дальше?

- Пока не знаю. Но могу сказать, что уже сейчас у меня есть несколько предложений от директоров ведущих театров России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, а также Норвегии и Америки. Возможно, буду их рассматривать.

Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра:

- Я и руководство балета пойти на условия Волочковой не могли. Во-первых, по сей день так и не решен вопрос с ее партнером. Во-вторых, Волочкова не является тем лидером балетного коллектива и лицом балета Большого театра, чтобы представлять наш театр на ответственных гастролях в Париже и Лондоне.

Екатерина Максимова, народная артистка СССР:

- Мне не кажется, что скандал с Большим - равно как и вся жизнь Насти - достоин такого подробного освещения. Да, когда-то я с ней занималась. Но для меня в совместной работе всегда было важно взаимопонимание, я не хочу краснеть за своих учениц, отвечая на вопросы: "Как ты ей такое позволяешь?" Несколько раз я прямо говорила: "Все, Настя, я так больше не могу". Она каялась и плакала, мы подолгу говорили о каких-то жизненных ценностях. Она кивала, но потом все делала по-своему. Личные качества не могут не отражаться на профессиональных свойствах. Балетом невозможно заниматься между делом. Пропустил два дня - потом неделю входишь в форму. Безусловно, Настя - девушка трудоспособная. Но сколько ее знаю, она все время занималась не искусством, а чем-то иным. И то, что она так часто меняла педагогов, тоже ведь о чем-то говорит.

Если человек работает в театре, то он существует в коллективе. Где помимо "я хочу" есть еще и обязанности по отношению к окружающим. Насте это не доступно, она вообще не берет в голову, что может быть кому-то обязана. Честно говоря, не понимаю, почему дирекция театра до последних пор со всем этим мирилась. Говорят, у Насти есть серьезные покровители. Наверное. Потому что когда другие артисты балетной труппы спрашивали: "Почему Насте можно все?" - им отвечали: "Это не обсуждается". Ей разрешали то, о чем другие артисты и попросить не решались. Выходит, для того чтобы делать карьеру, необходим покровитель, а не умение хорошо танцевать? Но такое положение вещей не могло продолжаться до бесконечности. В шоу-бизнесе так и бывает: сегодня вы у всех на устах, а завтра никому не нужны. Честно говоря, не знаю, какое теперь у Насти будущее. Впрочем, она девушка энергичная и сможет найти себя в какой-нибудь области. Пускай создает свой коллектив - благо есть возможности - и с полным правом диктует там, что хочет. Думаю, работа в коллективе для Насти вообще невозможна. Конечно, у нее есть свои поклонники, я бы даже сказала - фанаты. Но Большой театр это не шоу-бизнес. А Волочкова стремится превратить Большой в шоу, причем шоу "имени себя".

Геннадий Янин, заведующий балетной труппой Большого театра:

- Безусловно, в Большом театре уже бывали инциденты, когда артист не находил общего языка с дирекцией. Первое, что приходит на ум, - уход из театра Гедиминаса Таранды. Но Волочкова лукавит. Ни в каком документе не записано, что артисты должны быть загодя оповещены о датах своих спектаклей. Это администрация, стараясь облегчить существование артистов за стенами театра, предупреждает их заранее. Делать это очень сложно: Большой - не простой театр, здесь каждый день могут устроить какое-нибудь важное государственное мероприятие. В таком случае спектакль отменяется без "аннексий и контрибуций". О том, чтобы не продлевать Настин контракт, и разговора не было. Просто сегодня у театра есть ряд проблем, которые требуют своего решения в ближайшие полгода. Возможно, после их разрешения контракт был бы продлен. Театр не может тратить время на поиски партнеров для солистов. Поймите меня верно: в романе артиста и театра заинтересованная сторона - артист. У Большого такая слава, что ему ни к чему завлекать актеров. А если кто-то и уходит, театр не рушится, даже дату спектакля не переносят.

Андрей Уваров,народный артист России:

- Я был Настиным партнером на премьере "Лебединого озера". И сразу сказал, что больше никогда не буду с ней танцевать. Наш конфликт имел личную подоплеку. И, как мне кажется, в увольнении Насти из театра тоже много личного. Не мне говорить о чужом будущем, но, кажется, у нее наступают сложные времена. С точки зрения балета она... я бы не мог оценить ее высоко, скорее как обычную посредственность. У Насти, скажем так, немаленький вес. Но в дуэте с партнером главное не килограммы, а умение балерины правильно сгруппироваться. А если балерина распускается, вес увеличивается. Должен сказать, Настя делает все возможное, чтобы танцевать профессионально. Просто в силу природных данных это не всегда получается. К сожалению, Настя по большому счету так и не вписалась в труппу театра. Хотя в Большом уже были случаи, когда дирекция увольняла не нужных театру артистов.

Вадим Гаевский, историк балета:

- Я бы предложил Анастасии Волочковой включать в будущие контракты обязательный пункт: ежемесячное увольнение. Увольнения и связанные с ними скандалы добавляют ей веса. На мой взгляд, во всей этой истории виноваты СМИ: слава Волочковой создана исключительно рекламой, непомерным вниманием к ее персоне. Кто-то уже умудрился сравнить увольнение Волочковой с увольнением Плисецкой. Убереги бог от таких сравнений. В случае с Плисецкой была проведена действительно подлая операция. А мельтешение вокруг Волочковой скорее напоминает мне бесконечный бенефис Жириновского. Стоит Жириновскому вцепиться в чьи-то волосы, как его рейтинг повышается.

Еще Волочкову сравнивают с Матильдой Кшесинской, якобы добившейся увольнения директора Императорских театров. Но помимо того, что Кшесинская была фавориткой великих князей, она была великой балериной. И никогда не делала подлостей своим товаркам. У нас нет ни императора, ни Кшесинской. Слава богу, есть гениальная Ульяна Лопаткина, не замешанная ни в каких скандалах. Очень боюсь, что эта фурия Волочкова рванет сейчас в Мариинку. Но Гергиев все-таки строит репертуар на подлинном, а не на рекламном искусстве. А Большим театром командуют сверху. За годы советской власти у нас сложилось представление, что власть - сволочи, а артисты - невинные жертвы. Но в этом случае как раз власть в театре и оказалась жертвой своеволия одной балерины и тех сил, которые стоят за ее спиной. Но танцует она хуже многих других. Кроме того, она действительно тяжеловата. И в театре всегда вела себя так, что теперь ее ненавидят все поголовно. Но за Настей стоят хорошие суфлеры, способные создать скандальную славу. Поэтому недавно прозвучавшее сравнение Волочковой с Рудольфом Нуреевым звучит смехотворно. Если Нуреев бежал из страны, то Настя - в страну. Она бежала из Англии после грандиозного скандала, бежала из Америки, где от нее отказались даже заштатные антрепризы. И только Большой театр с ней церемонился. В результате Волочкова искренне поверила, что является примой. А на самом деле - энергичная заурядность.

Екатерина Андраго, Юнна Чупринина

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера