Архив   Авторы  

"Солярис" клунированный
Искусство

Сын Андрея Тарковского намерен судиться с киностудией "ХХ век-Фокс"

Еще несколько месяцев назад сын Тарковского Андрей Андреевич, узнав о намерениях Стивена Содерберга снимать ремейк картины его отца (на начальном этапе проекта режиссер прямо говорил об этом в своих интервью), направил в офис Содерберга письмо, в котором просил пояснить, будет ли новый фильм ремейком или авторской переработкой романа Лема. Ответа не последовало.

Теперь, после премьеры американского "Соляриса", реакция сына Тарковского на фильм однозначна. "Фильм Содерберга не прямой ремейк фильма моего отца, но в нем есть кадры, из него заимствованные. Некоторые сцены являются прямым цитированием, однако они вырваны из контекста картины Тарковского, не имеют никакого продолжения и смотрятся довольно смешно. Мы уже обратились с претензиями в юридический отдел киностудии "ХХ век-Фокс", - рассказал "Итогам" Андрей Андреевич.

В свою очередь копродюсер Джеймса Кэмерона Рея Санчини еще в 2002 году категорически заявила в письме журналу "Итоги", что, во-первых, американский фильм будет целиком и полностью основываться на романе Станислава Лема, который подтвердил факт продажи прав на роман, а во-вторых, что тот же Кэмерон в 2000 году приобрел права и на ремейк картины Тарковского у фирмы Mosfilm Services Inc. Однако, как оказалось, фирмы, которая "толкнула" Кэмерону права на ремейк, никогда не существовало, а корпоративную печать, красующуюся на документе о передаче прав, по словам гендиректора "Мосфильма" Карена Шахназарова, "можно было сработать где угодно за 150 рэ".

Определить, действительно ли картина Содерберга на сто процентов является авторской, и понять, что он не компилировал творение Тарковского, не так-то просто. Тем более что фабула фильма на законных основаниях заимствована из романа Лема и выглядит так: психолог Крис Келвин (Джордж Клуни), замученный горькими воспоминаниями, получает послание от своего друга Гибаряна (Ульрих Тукур), который просит его прилететь на космическую станцию "Прометей" и разобраться в происходящих там странностях. И вот уже Клуни - Келвин с хромированным чемоданчиком и беспокойным взглядом вышагивает по коридорам "Прометея". Далее: встреча с дерганым Сноу (у Лема и Тарковского Снаутом), на роль которого Содерберг пригласил молодого голливудского "шизофреника" Джереми Дэйвиса, знакомство с профессором Гордон (в оригинале персонаж мужского пола Сарториус), которую играет афроамериканка Виола Дэйвис, просмотр видеозаписи покойного Гибаряна, сонЙ А наутро - призрак покойной жены Криса (Наташа Макэлхоун) в его постели. Дальше беседы о прошлом, неземная любовь к клону почившей супруги, слезы. Выглядит действо несколько уныло, аккурат в творческой манере зрелого Содерберга.

На 20-й минуте невольно начинаешь играть в игру "Найди 10 отличий от картины Тарковского". И эти отличия находятся вмиг, но потом приходит осознание того, что все остальное в картине имеет сходство с фильмом русского режиссера: такая же, как и у Тарковского, пристальная работа с цветом, призванным передавать меняющиеся настроения героев, кадры земной жизни Криса (которых нет в романе, но они есть у Тарковского), его одинокая холостяцкая квартира, непрерывный дождь на Земле (снова Тарковский) как символ страданий и непролитых слез Криса, тихая депрессивная музыка, по настроению напоминающая музыкальный ряд Эдуарда Артемьева в "Солярисе"-1972, и, наконец, Джордж К. - полноценный "клун" Донатаса Баниониса, - мужчина в самом расцвете сил, с чуть заметной сединой и беззащитными глазами...

Сходство несомненное, но художественное произведение - вещь тонкая. Поэтому специалист по авторскому праву гендиректор юридической фирмы "ФТМ Энтертейнмент" Сергей Анатольевич Семенов считает, что доказать что-либо будет сложно: "Судя по прессе, Содерберг находился под влиянием творчества Тарковского. Влияние не есть переделка произведения. По российскому законодательству за автором фильма сохраняются только личные, неимущественные права, в том числе право на защиту репутации. Но в данном случае вряд ли репутация режиссера Тарковского затронута".

Может, репутация Андрея Арсеньевича и не пострадала, но за державу обидно. Потому как если бы не типичная для Голливуда мелодрама растаявших отношений Криса и Реи (она же Хари), окрашенная в размытые полутона нафильтрованной камеры, то можно смело расценивать "Солярис"-2002 нескромной (потому как неоплаченной) данью уважения к фильму Андрея Тарковского.

Концептуальный план, заявленный Содербергом, по которому он хотел сделать картину чем-то средним между "Последним танго в Париже" Бертолуччи и "Космической одиссеей" Кубрика, режиссер даже перевыполнил. Истеричность отношений между главными героями, как у Бертолуччи, присутствует, скрупулезные подробности деталей космической станции, как у Кубрика, тоже есть, а помимо этого еще и означенные выше цитаты из Тарковского.

И как только все это вынести среднему американскому зрителю, привыкшему к динамике боевика и мокрым платкам полноценной мелодрамы? Что же сделать настоящему голливудскому художнику для того, чтобы зритель, воспитанный явно не на "Андрее Рублеве" или "Сталкере", не удирал из кинотеатра после десяти минут тоскливого зрелища? Самое простое - раздеть актеров и вплести в ткань экранизации романтику космического триллера типа "Сферы". Что Содерберг и делает: неоднократно показывает совершенные формы Клуни (особенно его пятую точку), орошает пол станционного морга кровавыми пятнами, заставляет героев подозревать друг в друге клонов людей и думать, каким бы оружием (да помощнее) эти гнусные копии изничтожить. В итоге же остается комичное впечатление, будто Содерберг усиленно старался усидеть сразу на нескольких стульях: и американскому зрителю угодить, и от влияния Тарковского как можно дальше убежать. Поэтому и кажется искушенному киноману, что фильм Стивена Содерберга представляет собой этакую модель для сборки, состоящую из тяжеловесных блоков сомнений, переживаний и мучительной ответственности за цитирование знаменитой картины Тарковского.

Станислав Лобастов

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера