Архив   Авторы  

Пришедшие вместе
Искусство

Молодые режиссеры стали главными действующими лицами московского театрального процесса

Причин тут множество, а главная - одна. Их отвергала система, в целости и сохранности оставшаяся с советских времен. Уже, кажется, ничего от тех времен не осталось, а эта государственная махина - русский репертуарный театр, наше достояние и гордость, - вот она, жива и незыблема. И главные режиссеры (или особо заслуженные директора) по-прежнему считают доставшийся им театр своей пожизненной вотчиной, ничуть не желая видеть рядом с собой конкурента. Сам принцип здоровой конкуренции всегда казался нашим театральным владетелям чем-то таким капиталистическим, оскорбляющим основы русского духовного искусства.

И вот то, что должно было случиться, случилось. Нет-нет, система не рухнула, но все же дала крен, и трещины, в ней образовавшиеся, уже нельзя не увидеть. Пришли те, о ком так долго и безнадежно говорили наши идеалисты и мечтатели. Молодые, энергичные и деловые режиссеры уверенно вошли в так называемый московский мейнстрим и, как шекспировский Фортинбрас, молча предъявили свои права, пусть и не на царство, но на равное существование уж точно.

Они ставят много и охотно. Заканчивают один спектакль и тут же принимаются за другой, их расписание известно по крайней мере на год вперед. Театры как-то враз вдруг поняли, что без них уже не обойтись. Едва окончив РАТИ, совсем молодой Миндаугас Карбаускис за один только прошлый сезон сделал три заметных в Москве спектакля - два в "Табакерке" ("Долгий рождественский обед" и "Лицедей") и один во МХАТе им. Чехова ("Старосветские помещики"), в этом же театре вот-вот выйдет его новый спектакль "Копенгаген" с Олегом Табаковым и Борисом Плотниковым в главных ролях. Резко набравший темп Кирилл Серебренников поставил в Театре им. Пушкина "Откровенные полароидные снимки", тут же номинированные на "Золотую маску", во МХАТе - "Терроризм", в "Современнике" - "Сладкоголосую птицу юности", начал репетировать с Олегом Меньшиковым "Демона", распределил все в том же МХАТе горьковских "Мещан" и явно на этом не остановится. Не менее активная Нина Чусова выпустила спектакли в "Сатириконе" ("Гедда Габлер"), в РАМТе ("Шинель" и "Герой"), в "Современнике" ("Мамапапасынсобака"), не чуждается работы в антрепризах, из которых самая нашумевшая - "Имаго" с Анастасией Вертинской, и вот только что поставила на английском языке шекспировскую "Двенадцатую ночь", где все роли (и женские в том числе) играют мужчины.

"Двенадцатую ночь" Чусова поставила в новообразовавшемся LimeLight Theatre (играют в помещении Центра оперного пения Галины Вишневской), который придумала еще одна энергичная молодая женщина - Ирина Кордье. Именно ей пришла в голову мысль создать театр для работающих в Москве иностранцев, сотрудников посольств и просто любителей английского языка. Билет стоит бог знает как дорого (2700 рублей), но за эту цену, кроме самого искусства, вам предложат легкий фуршет с вином и закусками и непременное развлечение после спектакля.

Не знаю, что там бывает после, но сам спектакль развлекает и доставляет удовольствие на всю эту сумму без остатка. Десять разгоряченных молодых и талантливых мужчин под звуки живого оркестра разыгрывают шекспировскую пьесу так энергично и победительно, что тут и скептикам не устоять. В том, что мужчины играют женские роли, нет ничего от Романа Виктюка, но очень много от игровой природы самого театра. Игра для Чусовой, как для нас всех Пушкин, - это все. Темпераментная, эксцентричная и затейливая игра - завязка всех ее спектаклей. Вот и тут она нашла в РАТИ двух братьев-близнецов на роли Виолы и Себастьяна, одела актеров в белые костюмы, нацепила на голову смешные кудрявые парики, поставила на котурны и вывела разыгрывать любовь на фоне голубого задника и картонных облаков. Милый и наивный спектакль оказался не просто смешным, но на удивление радостным в самой своей основе. И тут интересно вот что. Молодых режиссеров уже успели упрекнуть в отсутствии мировоззрения, в неумении философски мыслить, но если мощная жизнеутверждающая волна, идущая от этой "Двенадцатой ночи", не считается внятно выраженным мировоззрением режиссера Нины Чусовой, то что тогда называть этим важным словом?

Они пришли в театральный мир целой компанией, и это сильно облегчило их существование. Ясно ведь, одиночек легче отстреливать. Вот, например, режиссер Владимир Агеев давно пытается пробиться, а все никак. И ведь начал успешно, поставив "Игру в классики" Кортасара на маленькой сцене музея Ермоловой. Но кто ходил тогда в такие места? То тут, то там пробовал Агеев о себе заявить, недавно не слишком успешно поставил в филиале Пушкинского театра "Антигону" Ануя, и на него в общем-то махнули рукой - мол, как водится, не оправдал надежд. И вот, пожалуйста, прошло года два, и он оказался в нужном месте и в нужный час.

Нужное место - это Центр современной драматургии и режиссуры, который два последних сезона заставил говорить о себе как о центре, где случаются события. Всеобщий успех спектаклей "Пластилин" и "Облом off" придал уверенности тем, кто пришел следом на ту же сцену, к тем же актерам, уже ставшим известными. Агеев поставил здесь пьесу братьев Олега и Владимира Пресняковых "Пленные духи", которую уже достаточно дружно успели объявить анекдотом о Серебряном веке в духе Даниила Хармса. Добавив при этом, что Хармсу шутить над классиками можно, а вот братьям Пресняковым точно нельзя. Почему нельзя шутить, кстати говоря, непонятно, но все дело в том, что "Пленные духи" при всей анекдотичности завязки вовсе не шутка, там и мысли серьезные, и финал драматический. Хармсу Пресняковы и Агеев, конечно, послали большой привет, но тему продолжили весьма неожиданно.

С Александром Блоком (Артем Смола) и Андреем Белым (Анатолий Белый) здесь действительно не слишком церемонятся и много себе позволяют. Довольно долго они смотрятся весьма по-дурацки и комично донельзя. Говорят о непонятном, подергиваются, пританцовывают, изображают кентавров, дерутся на дуэли, дрожа от страха, а потом вся эта немногочисленная компания чудаков принимается падать на пол и тут же вскакивать, играя в странную игру: умер-воскрес. Но только в какой-то неуловимый момент забавная шутка оборачивается драмой. Потому что становится ясно, как трудно найти своего в толпе чужаков и какую цену приходится платить человеку, на других не похожему, за свою гениальность.

Вот и получается, что популярный и больной вопрос давних времен "Легко ли быть молодым?" можно смело отбросить за ненадобностью. Быть молодым стало не просто легко, теперь это модно. Модно быть молодым, удачливым и здоровым, и хоть убейте, но это и есть главное завоевание новых времен. И пусть старшие товарищи продолжают утверждать, что режиссеру полезно встречать на каждом шагу препятствия, страдать и мучиться, молодые предпочитают успех. Да, в давние времена в интеллигентском сообществе принято было ценить не карьеристов, но неудачников, не пышность, но бедность. Теперь все не так. Нытье, жалобы, разоблачения и бесконечные поиски виноватых если и не ушли окончательно, то явно больше не в чести. Нынче в чести заработанные деньги, умелая работа и здоровый драйв, то есть способность получать удовольствие от того, что делаешь.

История говорит о том, что новые поколения, обновлявшие искусство, всегда боролись с предшественниками, отвергали и опровергали устоявшиеся традиции. Нынешнее молодое поколение ниспровержением не занимается, их не интересует борьба, и они не стремятся занять чье-либо место. Предпочитают быть свободными и заниматься своим делом. Им важно, что они вместе, они есть и это - их время.

Марина Зайонц

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера