Архив   Авторы  

Кухня злословия
Вокруг России

Кандидаты в президенты США схлестнулись в теледебатах. "Итоги" попытались разобраться в том, как делается это самое массовое политическое шоу Америки

Вот уже три десятка лет теледебаты являются непременной и подчас наиболее зрелищной частью американских выборов. И хотя этот ритуал формально остается незаконнорожденным детищем политики и телевидения - нет никаких правовых актов, регламентирующих процедуру и даже сам факт его проведения, - после 1976 года ни один из кандидатов в президенты не рискнул уклониться от данного действа: это было бы политическим самоубийством.

Главное - картинка

Джордж Буш и Джон Керри отработали уже два раунда - 30 сентября в университете Майами и 8 октября в университете имени Джорджа Вашингтона в Сент-Луисе. 13 октября они сойдутся в "битве Цицеронов" еще раз - теперь в Аризонском госуниверситете. За первым поединком наблюдало 62,5 миллиона телезрителей - довольно скромно по сравнению с рекордной аудиторией в 80,6 миллиона, следившей за дебатами Рональда Рейгана и Джимми Картера в 1980 году, но почти в два раза больше числа тех, кто смотрел словопрения между нынешним президентом и его соперником-демократом Элом Гором четыре года назад. Что принесли кандидатам первые дуэли? До их начала Буш уверенно лидировал по итогам всех опросов. После дебатов счет изменился: 49 процентов на 46 процентов в пользу Керри. Пока. Ибо схватка еще впереди, и любая деталь может повлиять на результат. Как это было, к примеру, в первом телепоединке между вице-президентом Ричардом Никсоном и сенатором от Массачусетса Джоном Кеннеди в 1960 году.

Именно тогда специалистам по общественным связям открылась великая истина: не так уж важно, что ты говоришь, главное, как ты выглядишь на телеэкране. Те, кто слышал эти дебаты по радио, считали, что победил республиканец Никсон. Телезрители же в подавляющем большинстве назвали победителем Кеннеди. И это неудивительно.

Республиканец приехал в студию прямо из больницы, не оправившись от гриппа. От грима отказался, и в ярком свете отчетливо проступила вечерняя щетина. Капельки пота на нижней губе сделали общую картину еще более удручающей. Демократ Кеннеди прибыл отдохнувшим и свежим. Удачный грим и хорошо подобранный костюм оттеняли его приятный загар. Он излучал здоровье, молодость и оптимизм. Считается, что телегеничность сравнительно малоизвестного сенатора добавила ему те несколько тысяч голосов, которые позволили на выборах обойти соперника.

Никсон очень хорошо запомнил этот жестокий урок и в последующие годы решительно отказывался участвовать в теледебатах. Не в восторге от этого действа поначалу были и телевизионщики: федеральное законодательство обязывало предоставлять равное количество времени для всех президентских кандидатов, сколь бы мизерными ни были их шансы. Только с 1976 года, после изменения закона, началась эпоха дебатов в их современном виде.

Подлинным мастером словесных поединков был республиканец Рональд Рейган. В анналы истории вписана фраза из его дебатов 1984 года с Уолтером Мондейлом. Шагнувший за 73-летний порог президент, баллотирующийся на второй срок, с улыбкой сказал 56-летнему претенденту: "Я не буду делать проблему возраста главным пунктом этой кампании. Я не собираюсь эксплуатировать в политических целях молодость и неопытность моего оппонента". Хохотали не только зрители в зале, заулыбался и Мондейл. Позже он вспоминал, что именно в этот момент понял: дело проиграно.

Правила дуэли

Как бы то ни было, но промахи или, наоборот, удачные ходы на дебатах напомнили их участникам о важности всех составляющих имиджа: и того, как выглядишь, и как двигаешься, и что говоришь, и что не говоришь. Поэтому все нынешние состязания начинаются с дебатов о дебатах.

Их инициатором выступает общественная Комиссия по президентским дебатам (КПД), спонсируемая различными корпорациями. Например, в 2004 году наиболее крупные пожертвования внесли две авиакомпаниии - "Америкэн эйрлайнз" и "Континентал", - "Американская ассоциация пенсионеров", пивная фирма "Анхойзер-Буш", благотворительный Фонд Ковлера и телеканал "Дискавери". КПД вносит предложения о сроках, местах и формате дебатов. Как правило, они открыты только для двух кандидатов, но если кому-то, как, например, Россу Перо в 1992 году, удается заручиться поддержкой 15 процентов избирателей, то его берут третьим.

Затем в дело вступают команды юристов и доверенных лиц кандидатов. Команду Буша возглавлял Джеймс Бейкер, который занимался такой же работой еще для Буша-старшего. Лидером команды Керри был известный вашингтонский адвокат, большой друг Билла Клинтона, Вернон Джордан. Каждая команда, естественно, пытается добиться преимуществ для своего кандидата и урезать возможности соперника. В результате рождается соглашение, в котором расписано буквально все, что можно и чего нельзя.

Вот лишь несколько выжимок из 32-страничного документа.

Телекамерам не разрешается показывать кандидатов со спины и в то время, когда они не отвечают на вопрос. Кандидатам не разрешается приближаться друг к другу, кроме как для рукопожатия перед началом дебатов. (Этот параграф - явная попытка оградить высокого Буша от нависания над ним еще более высокорослого Керри. Желанием снивелировать разницу в росте продиктован также пункт о том, что кандидаты стоят на расстоянии не менее трех метров друг от друга.) Они могут делать заметки на том типе бумаги, который им нравится, но нельзя приносить с собой заранее подготовленные записи, таблицы или диаграммы. Кандидаты не могут обращаться друг к другу с вопросами, но использование риторических вопросов не возбраняется и т. д., и т. п.

В штабах обоих претендентов большое внимание уделяется репетициям дебатов. Спарринг-партнером в роли Буша для сенатора Керри был бывший клинтоновский адвокат Грегори Крэгг. Для Буша роль Керри сыграл сенатор-республиканец Джадд Грегг. Серьезной частью преддебатовской стратегии является стремление каждой из сторон завысить ораторские способности соперника и занизить ожидания, касающиеся своего кандидата. Главный стратег предвыборного штаба республиканцев Мэтью Доуд настолько высоко поднял планку для Керри, что дальше, кажется, уже некуда. "По моему глубокому убеждению, он даже более искусен, чем Цицерон", - высказался Доуд о кандидате демократов. Правда, тут же добавил: "Я думаю, что для американского народа очень хорошо иметь возможность видеть двух этих людей, стоящих рядом друг с другом. В такой ситуации нельзя скрыть, кто есть кто на самом деле".

Коса на камень

В общем-то доля истины в высказываниях республиканского стратега, безусловно, есть. В обстановке дебатов столь же трудно скрыть свои недостатки, как и не проявить своих достоинств. Чисто формально считается, что Джон Керри благодаря своим прошлым занятиям и интересам лучше подготовлен к словесным баталиям. Он со школьных времен имел тягу к разного рода общественной деятельности, при которой произнесение различных речей было просто необходимостью. В Йельском университете он продолжил совершенствоваться в ораторском искусстве и дебатах под руководством профессора Ролина Остервайса, ныне покойного.

Кстати, двумя годами позже уроки у этого преподавателя брал и Джордж Буш, тоже студент Йеля. Оба они изучали наиболее знаменитые речи самых блестящих американских ораторов - Вильяма Дженнингса Брайана, Франклина Д. Рузвельта и Авраама Линкольна. Но о Буше как об ораторе от того времени ни у кого ничего в памяти не осталось. Керри же стал звездой студенческой команды Йеля по дебатам. Под его лидерством йельцы одолели в 1966 году непобедимую до тех пор заморскую команду британцев по теме, которая и сейчас остается актуальной: защита необходимости существования ООН. Новым опытом полемизирования Керри обогатился, работая прокурором в Массачусетсе, а затем два десятилетия заседая в сенате, где имеет репутацию одного из лучших ораторов.

Но и Буш в своем роде не так прост, как пытается казаться. При всем косноязычии, спотыкачестве и ошибках он ни разу за время своей сравнительно короткой политической карьеры не проигрывал дебатов. Причем все эти шуточки-прибауточки, замашки рубахи-парня не могут скрыть того, что кое-что из уроков профессора Остервайса он все-таки уяснил. Бывший советник президента и составительница многих важнейших его речей Карен Хьюз вспоминает, как однажды Джордж Буш прочитал ей лекцию о строении хорошей речи. Началось с того, что президент звонил ей с мелочными замечаниями: "В параграфе пятом на второй странице говорится то же самое, что в четвертом параграфе на предыдущей странице... На этой странице слишком много повторов... В этой части все в пассиве, я хочу глаголов действия".

Словом, расстроенная Хьюз чуть ли не со слезами спросила, каким видится ему строение его речи. Президент на клочке бумаги нацарапал: "Введение, три основных пункта, затем заключение - яркое, взрывное, как лозунг или призыв". "Откуда вы знаете все это?" - спросила Хьюз. "Из Йеля, из уроков по истории ораторского искусства", - пробурчал Буш.

Красноречие Буша - это скорее то ли открытое им, то ли эксплуатируемое "косноречие", нашедшее неожиданный отклик в душах американцев, которое им нравится, возможно, потому, что каждый избиратель, даже не обремененный образованием, чувствует себя как бы на равных с президентом.

Дочь профессора Остервайса Руфь Селиг считает, что если бы ее отец дожил до этих дней, то он обязательно бы следил за дебатами своих учеников. "Он был бы бесконечно горд, - считает г-жа Селиг, - и наверняка пережил бы такие же чувства, какие испытывают отцы новорожденных близнецов".

Среди части американских экспертов дает о себе знать некоторый скептицизм по отношению к дебатам. Высказываются мнения, что они подверглись девальвации, что они слишком заорганизованы и слишком жестко привязаны к заранее согласованному сценарию, чтобы иметь какую-то ценность для составления мнения о том или другом их участнике. Другие же, подобно профессору университета Пенсильвании Кэтлин Холл Джеймисон, автору капитального труда по истории ораторского искусства в Америке, не устают повторять, что "дебаты предоставляют избирателям едва ли не единственную возможность самим оценить весомость обвинений и контробвинений соперников и сравнить, насколько образы кандидатов, рисуемые телевидением и рекламными роликами, соответствуют реальности". В любом случае вряд ли в ближайшие десятилетия Америка расстанется с этим увлекательным телешоу.

Николай Зимин, Вашингтон

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера