Архив   Авторы  

Что у йога с головой?
Парадокс

Российский ученый Александр Каплан, прожив полгода в Индии, сумел "подсмотреть", что за таинственные процессы происходят в мозгу йогов в процессе медитации

Для нас, европейцев, многое из культуры и обычаев стран Востока по сей день остается загадочным и непостижимым. Мы развиваем науку, осваиваем космос, бороздим океан и стремимся жить долго. На Востоке же прежде всего принято чтить древность и именно в ней черпать истину и смысл собственного существования. Например, феномены медитативных состояний индийских йогов, продолжающих традиции предков на протяжении многих веков, до сих пор не имеют научного объяснения. Приоткрыть завесу тайны попытался профессор биологического факультета МГУ Александр Каплан. Неоднократно посещая Индию с исследовательскими целями, он сумел "подсмотреть", что за процессы происходят в мозгу йогов при медитации, то есть в состоянии измененного сознания.

Мозг на "качелях"

Александр Каплан использовал в своем исследовании достаточно известный в современной науке метод электроэнцефалографии, при помощи которого изучают электрическую активность мозга. На первый взгляд задача казалась вполне выполнимой. Электроэнцефалография - метод уже апробированный, проверенный временем и простой в применении. Достаточно надеть на голову исследуемого человека шлем-сетку с электродами, подключенными к специальному усилителю с процессором, и можно считывать активность мозга, а именно различные ритмы его работы. Александр Каплан сосредоточил свое внимание на изменении ритмов активности мозга. В напряженном состоянии работу мозга человека сопровождают быстрые бета-ритмы с частотой приблизительно 20 и более колебаний в секунду. Когда же человек расслаблен, спокоен, его мозг "посылает" альфа-ритмы с частотой 9-10 колебаний в секунду.

Применить этот метод для практического изучения йогов оказалось не так-то просто. "Сразу возникла проблема, где взять настоящих йогов, - рассказывает Александр Каплан. - Во всем мире считается довольно модным увлечение йогой. В Москве нет недостатка в группах, практикующих различные техники медитации. Но можно ли назвать то, чем занимаются люди в таких группах, настоящей медитацией? Конечно, они расслабляются, отстраняются от окружающей действительности, произносят соответствующие мантры. На электроэнцефалограммах московских йогов в ходе тренингов действительно наблюдалось в разных случаях увеличение или снижение альфа- и бета-активности. Но эти признаки свидетельствуют скорее о наступлении состояний релаксации как результата классического аутотренинга, чем о вхождении в особые состояния сознания. Аутотренинговые релаксации несомненно полезны для здоровья, однако являются в лучшем случае преддверием к медитативным состояниям. Йога по своей сути - не только соответствующие занятия и тренировки, а целое мировоззрение, особое отношение к жизни. Вообще европейцев не совсем правильно называть йогами. Им просто близко мировоззрение йогов, и они всерьез пытаются его постигать".

Для изучения феномена профессор Каплан направился в Индию, где живут потомственные йоги, которые с трехлетнего возраста занимаются медитациями. Они учатся этому не в школах и институтах, а у своих отцов и дедов. Для них медитирование - такое же естественное занятие, как прием пищи или личная гигиена. Это образ жизни, передающийся из поколения в поколение.

В Индии Александр Каплан столкнулся со следующей проблемой. Индийские йоги ни в какую не хотели соглашаться на то, чтобы какой-то иноземец копался в их мозгах. И попробуй им, в большинстве своем неграмотным, объясни, что они могут представлять интерес для мировой науки. Ведь согласно их философии глубокие знания постигаются как раз в процессе медитации, через подключение к абсолютной истине, а не к каким-то научным приборам. Йоги убеждены, что глубокое знание нельзя сформулировать терминами. Оно вообще недоступно для непосвященных, не умеющих медитировать. С точки зрения йогов, обследование их мозга какой-то аппаратурой с проводками все равно ничего никому не сможет разъяснить. Так что, когда Александр Каплан обращался к ним с предложениями о сотрудничестве, на него смотрели как на неразумного ребенка. На установление контакта с потомственными йогами у российского ученого ушло много времени. Но постепенно ему все же удалось стать своим в их среде.

"Для индийских йогов медитация - процедура жизненно необходимая, - рассказывает Александр Каплан. - Например, один из них, в обычной жизни, кстати, профессор математики, каждую ночь просыпался в два часа, медитировал в течение полутора часов и потом опять засыпал, а на вопрос, почему он делает это ночью, ответил, что так привык, потому что так делали его отец и дед и ему это удобно. Другой же любил медитировать после обеда. Одни йоги, расслабляясь, закрывали глаза, другие медитировали с открытыми глазами. Одни предпочитали сидеть в позе лотоса, другие - поджав под себя одну ногу".

В зависимости от стиля и техники медитации (а их существует множество видов: дыхательные, зрительные, голосовые, с обращением к специального рода размышлениям, с использованием специальных ритмов и т. д.) йоги объединяются в ашрамах - местах для медитаций, несколько напоминающих монастыри. Правда, в ашрамах не обязательно жить всю жизнь, можно прийти туда на год или на месяц, чтобы, отрешившись от реальной жизни, помедитировать вволю. Ашрам может стать временным пристанищем для йога как мужского, так и женского пола. В Индии весьма почитают профессиональных медитантов-странников, которые путешествуют от одного ашрама к другому и делятся с другими йогами своим мастерством. Считается, что такой йог-странник создает в храме особую ментальную атмосферу, отчего ашрам приобретает большую значимость, благость, а его обитатели получают дополнительные силы и сакральные знания.

Александр Каплан считает огромной для себя удачей, что ему довелось не только лицезреть одного из таких прославленных йогов, но и получить от него персональное разрешение находиться рядом во время медитации. Бородатый Садху-Диипак в свои 40 лет выглядел глубоким старцем. Он никогда не учился грамоте, тем не менее российскому ученому удалось установить с ним контакт. Они общались исключительно на языке жестов. Добиться этого Александр Каплан смог только после того, как несколько дней кряду он приносил йогу еду и удалялся, ни слова не говоря. В конце концов Садху-Диипак позволил надеть себе на голову регистрирующие датчики и согласился едва заметными движениями своего посоха давать знать о достижении медитативных кульминаций - высших состояний сознания. С помощью автономной портативной аппаратуры несколько дней урывками Александр Каплан производил запись электроэнцефалограммы Садху-Диипака. Потом, изучая полученные данные в лаборатории, сопоставляя их с метками медитативных кульминаций, Александр Каплан не поверил своим глазам: непосредственно перед кульминациями явно усиливался альфа-ритм, а сами кульминации сопровождались вспышками тета-ритмики - 4-5 колебаний в секунду. Как только появлялся тета-ритм, тут же исчезал альфа-ритм. Потом вновь возникал альфа-ритм и пропадал тета-ритм. И так далее. "Я назвал этот эффект "альфа-тета качелями" и нашел ему подтверждение в записях самих йогов, - говорит Александр Каплан. - Описывая свои ощущения в процессе медитации, они признавались, что не могут достичь стабильного состояния. Они то погружаются в глубины сознания, но не могут там долго находиться и "выскакивают" обратно, то опять "ныряют" и вновь "всплывают". Когда они "погружаются", появляется этот тета-ритм, а когда "всплывают", остается только общее расслабление организма - альфа-ритм".

Обнаружение тета-ритма при медитации - настоящая сенсация в нейрофизиологии. Этот ритм указывает на проявление деятельности одной из наименее изученных структур головного мозга - гипокампа. Вполне возможно, по утверждению ученого, что гипокамп как раз и является той структурой, в которой оседает информация, которую мы не осознаем и о существовании которой не догадываемся, но систематически ощущаем ее активность, например, когда делаем оговорки по Фрейду. Возможно, полагает профессор Каплан, в моменты медитативных кульминаций активизируется гипокамп, и йог получает доступ к древним механизмам управления телом и сознанием. Эти выводы были подтверждены Александром Капланом в ходе изучения десятков индийских йогов, практиковавших ежедневную медитацию.

Психика и сознание

"Каждый человек живет в мире, созданном в его собственной голове. Психика - субъективная персональная картина мира, не только внешнего, но и внутреннего, потому что для мозга тело - тоже внешний мир, - считает Александр Каплан. - Рефлексия - это автоматический анализ своих мыслей, инспекция внутреннего мира на предмет его соответствия с миром окружающим, физическим. Но такая инспекция способна проанализировать лишь какую-то часть психики. Остальное - неосознанное, неизвестное, скрытое".

Граница между частями психики не определена и, по словам Александра Каплана, строго не фиксирована. Если удается сдвинуть эту границу относительно обычного уровня, можно говорить о появлении измененного сознания, значит, человек теперь инспектирует то, что обычно он никогда не видел и не знал. Индивид испытывает состояние, которое ему непривычно. Таким образом, получается, что, если научиться сдвигать эту границу, можно проникнуть в любой уголок собственного организма. Индийские йоги с помощью медитаций умеют значительно сдвигать эту границу. Медитируя, они получают дополнительные ощущения, вливаются в свое тело, в котором, согласно их мировоззрению, сосредоточено все богатство мира, все самое ценное. Йоги живут вместе со своим телом, чувствуют, как бурлит в сосудах кровь, как работает сердце. И они способны воздействовать на свои внутренние органы: могут чувствовать неполадки внутри тела, каким-то образом влиять на них, активизировать резервы организма. Болевая чувствительность - это самое простое, что они способны отключать. Потомственные йоги умеют останавливать сердце, замедлять дыхание и регулировать обмен веществ. Известны случаи, когда йогов закапывали в землю и они там благополучно существовали без еды, воды и воздуха несколько дней. Однако поскольку потомственные йоги в большинстве своем безграмотны и далеки от науки и медицины, они совершенно бессильны перед серьезной болезнью. Они, конечно, не умеют делать операции и очень плохо противостоят различным инфекционным заболеваниям, например гриппу или дифтерии. Поэтому в Индии, где низкий уровень жизни и зачастую полная антисанитария, йоги в среднем живут до 45-50 лет и выглядят в эти годы глубокими старцами.

Жизнь внутри себя

Для потомственных йогов, будь им 18 или 60 лет, главная жизнь - внутри себя. Это не та жизнь, о которой мы имеем представление. В ней нет сюжета, нет событий, нет открытий и достижений, страданий и слез. Это спокойное существование в приятных ощущениях. Сами йоги рассказывают, что, когда они достигают высшей точки, максимально погружаясь в себя, они выходят из тела и могут видеть его со стороны. Йог считает это величайшим достижением. Теперь этот феномен становится понятным и с научной точки зрения. Сканируя психику на полную глубину, йог получает доступ к тончайшим механизмам контроля и управления телом, к внутренним органам и системам, он действительно видит свое тело как бы отстраненно.

Настоящие индийские йоги не стремятся демонстрировать широкой публике свои возможности, не устраивают выступлений, не ходят по битому стеклу и раскаленным углям, не глотают шпаги и не прокалывают свою кожу - они просто изо дня в день путешествуют в свой единственно ценный, по их убеждению, мир. Во время медитаций они разговаривают со своим организмом и внимательно слушают его.

И потому профессор Каплан уверен: если развивать рефлексию, можно научиться владеть своим телом и помогать ему по мере сил. Антропологи, изучающие древние цивилизации, заметили, что у древнего человека рефлексия работала очень хорошо, потому что он, располагая по сравнению с современным человеком гораздо большей свободой, мог найти время "покопаться в себе".

Александру Каплану в ходе экспериментов над йогами было важно найти такие признаки в электрической активности мозга, по которым можно было бы судить, что человек действительно передвинул границу сознания и находится в измененном его состоянии: "Мне как исследователю хотелось понять, как работают механизмы мозга во время медитации. А теперь предстоит попробовать найти технологические способы для произвольного управления границей сознания, чтобы современный человек мог научиться, например, контролировать эмоции: унять волнение или сдержать гнев, повысить работоспособность, устранить боль, снять спазм, остановить кровотечение. Техника медитации сложна и непостижима с налета. Она предполагает, что человек постоянно существует в этом мировоззрении. Значит, надо придумать, как передвигать эту границу без труднопостижимых медитаций. Мы знаем гораздо больше того, чем думаем, что знаем. Если бы мы научились передвигать эту границу, то стали бы гораздо богаче еще и в отношении знания о себе".

Наталья Дьячкова

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера