Архив   Авторы  

Поклон поклонникам
Искусство

Мариинский фестиваль откроется 24 марта премьерой балета Reverеnce в постановке Дэвида Доусона

Международный фестиваль балета "Мариинский" проводится в этом году в пятый раз. Затевался он с двойным расчетом: маркетинговым - чтобы у оказавшихся в Петербурге на излете зимы зарубежных "культурных" туристов был повод рассказать о кипучей жизни искусства Северной Пальмиры - и художественным, потому что в России прежде не было балетного фестиваля и в пустующую нишу можно было бы поместить что-то действительно интересное. Расчет на правильного туриста оправдался сразу, партер Мариинского фестиваля по-русски не разумеет, и есть фанаты, прилетающие, к примеру, специально "на Лопаткину". Художественная концепция оставалась гибкой, но всегда подразумевала необходимость, во-первых, себя показать и только во-вторых - на других посмотреть.

Нынешний фестиваль явно юбилейный, поскольку выставка достижений мариинского балетного хозяйства нашла в нем абсолютное выражение. На фестивале будет четыре бенефиса - трех балетных звезд Мариинского и его самой главной звезды, кордебалета, который остается лучшим в мире как минимум для российских балетоманов. По опробованной схеме на Мариинский фестиваль приезжает известный хореограф и за недолгий срок готовит с труппой спектакль - оригинальный, как это сделал Джон Ноймайер, или перенос, как Уильям Форсайт. В этом году выписан британский танцовщик и хореограф Дэвид Доусон, выпускник Royal Ballet School в Лондоне. В 1991 году он завоевал престижную награду на конкурсе Prix de Lausanne, стал солистом Birmin-ghem Ballet и танцевал в балетах Макмиллана и Аштона. И быть бы ему благовоспитанным британским "классиком", но в 1995-м он попадает в труппу Голландского национального балета, где осваивает еще неоклассику и современный балет. Он танцует в постановках Ханса Ван Манена, Джорджа Баланчина, Кристофера Брюса и Туайлы Тарп. Вскоре ставит свой первый опус в мастерской Голландского национального балета, и Доусона начинают понемногу приглашать как хореографа разные театры. В 2000-м он приходит танцовщиком в труппу Франкфуртского балета Уильяма Форсайта, где танцует весь авторский репертуар, и в результате ставит "Серое пространство" для Голландского национального балета, с которым продолжает сотрудничать. Этот опус на музыку Нильса Ланца голландцы показывали осенью в Москве, и он понравился и критике, и публике (интересно, что Доусон узнал обо всем этом от корреспондента "Итогов").

В ближайших планах хореографа новые постановки для Бостонского балета, Голландского национального балета, Королевского балета Фландрии и Финского национального балета, но Мариинский театр смог вклиниться в этот график. Видимо, Мариинский с его бесценными традициями прежде всего устроили основные принципы Доусона: воспитанник британской классической школы, дочернего предприятия школы русской, он пытается адаптировать абсолютно современные танцы внутри классической структуры. Более того, теоретически для Мариинки Доусон человек свой, поскольку он находит "технику Вагановой неисчерпаемым источником вдохновения". Доусон уже репетирует с артистами Мариинского и накануне премьеры дал краткое интервью "Итогам".

- Ваш балет "Серое пространство" вызвал ажиотаж в Москве...

- Это в некоторой степени автобиографичная постановка, я превращался из танцовщика в хореографа и не знал точно, какие возможности мне представятся. К тому же в то время в силу личных обстоятельств я много думал о загробной жизни, которая прежде никогда не волновала мое воображение.

- Судя по этому балету, вам удается говорить об актуальных вещах, не прибегая к стиранию жанровых границ, используя исключительно танец и световую партитуру. Как бы вы сами определили свой стиль?

- Не хочу его никак определять, стараюсь смотреть на свою работу в более широком смысле. Я не хочу вешать на себя ярлыки, надеюсь, что смогу постоянно расти в творческом плане, и еще неизвестно, каким я буду лет через 20. Оставим право вешать лейблы театральной общественности, я же хочу оставаться самим собой, учась и меняясь.

- Вы опробовали в работе танцовщиков Мариинского театра на гастролях в Баден-Бадене. Каковы характерные отличия балетной труппы Мариинского? Мариинская дисциплина и русский балет - это мифы?

- Когда мы говорим о мифах, главную роль играет история труппы. У Мариинского были свои "золотые моменты", но сейчас Мариинский балет - это современная труппа с современной физикой. Меня поразила интенсивность их работы, что, безусловно, требование современности. Приехав сюда, я обнаружил, что многие артисты балета очень молоды и талантливы, и это воодушевило меня еще больше.

- В общих чертах - о будущей постановке.

- Для меня она - дар балетной труппе, для них, в свою очередь, - дар публике. Я хочу почувствовать миф, магию Мариинского. И еще дать чувственный ответ музыке, найти ее физическую сторону. Историю в этом балете можно представлять также как некую духовную и материальную смерть, которая перемещает человека в иное измерение, в будущее. И еще для меня это путешествие, которое доставляет безмерную радость.

- В афише Мариинского театра вы анонсированы в связке "Баланчин - Доусон - Форсайт". Как вам такое соседство и такая последовательность?

- Я думаю, что моя постановка должна находиться именно в середине, между этими двумя настоящими мастерами. С Баланчиным у меня не было возможности поработать, однако он стал неотъемлемой частью моего балетного воспитания. Для меня это образец, с которым я постоянно себя сравниваю. С Форсайтом я работал в течение двух лет, для меня он, безусловно, мастер конца ХХ века, и его изобретательный стиль также оказал на меня значительное влияние. Но я настолько погружен в свою собственную работу, что творчество других мастеров находится как бы "за рамками меня". В любом случае для хореографа большая честь быть составной частью программы этого вечера.

Лейла Гучмазова

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера