Архив   Авторы  

Попали в историю
В России

Госсовет подвел итоги раскопок национальной идеи

Есть идея

Костромская земля для возрождения патриотизма и официальной народности подходит по всем параметрам. Именно здесь после долгих уговоров согласился править Русью 16-летний Михаил Федорович, первый государь из династии Романовых. До этого или после - история точного ответа не дает - совершил свой подвиг главный российский патриот Иван Сусанин, который, как следует из оперы Глинки, отдал жизнь за царя.

Формально Кострома была выбрана для обсуждения на президиуме Госсовета темы сохранения культурного наследия. В здании отреставрированного Дворянского собрания, еле откопанном от снега к приезду высоких гостей из Москвы, рассматривались вопросы, ответы на которые участники мероприятия знали уже полгода тому назад. По согласованию с Кремлем правительство давно решило, что памятники культуры нужно инвентаризировать, поделить их между Центром и регионами, вернуть безвозмездно храмы и монастыри Церкви, а менее ценные (то есть более разрушенные) архитектурные шедевры продать в частные руки. О том, что дискуссия идет по второму кругу, свидетельствовала фраза президента, что из 80 тысяч объектов, причисляемых к культурному наследию, "только 35 процентов находится в хорошем или удовлетворительном состоянии". 21 октября 2004 года эти цифры приводились министром культуры Александром Соколовым на заседании правительства. Опять же накануне Госсовета Юрий Лужков и Герман Греф согласовали принципы разграничения собственности на памятники архитектуры в Москве, что ранее и вызывало наиболее горячие споры. В общем, вопрос можно считать исчерпанным. Нет, не ради сохранения памятников культуры собрались на костромской земле руководители государства...

За несколько дней до визита президента в городе прошла научная конференция, посвященная Смутному времени и личности Ивана Сусанина. Ее участники заявили, что события начала XVII века "созвучны современной жизни нашей страны". Кроме того, сегодня вполне целесообразно строительство часовни с мемориальным комплексом, где должен быть восстановлен скульптурный облик Сусанина по методу Герасимова. Все свидетельствовало о начале новой разработки сусанинского мифа. Оставалось только придать местной патриотической инициативе государственный импульс.

Перед началом работы президиума Госсовета Владимир Путин посетил один из символов окончания Смутного времени - Ипатьевский монастырь - и поделился своими впечатлениями от увиденного. Президент, в частности, сообщил, что "в знаменитом Ипатьевском монастыре... началась история... царского дома Романовых, знаменовавшая собой конец Смутного времени". Позднее Владимир Путин еще не раз упоминал это уникальное место в истории Российского государства, о котором "мало кто знает". Уникальность места подчеркивалась особой заботой об облике памятника. На обустройство собственности РПЦ президент пообещал выделить 50 миллионов рублей из федерального бюджета, так как "Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории отечества и православия. С его возрождением будет связано и возрождение России". Причем уже сейчас понятно, когда именно будет дан старт официальному духовно-патриотическому возрождению страны - 4 ноября 2005 года.

Судя по всему, новый красный день календаря имеет особый политический смысл. По сути, дата конца Смутного времени объявляется главным идеологическим праздником. Например, в этот день на первое заседание может собраться Общественная палата. Но этого явно мало. Да и народу пока толком не объяснили, как именно и зачем отмечать штурм Китай-города, совпадающий с православным праздником Казанской иконы Божией Матери, и называть его Днем народного единства. Даже ярый сторонник праздника директор Института российской истории Андрей Сахаров абсолютно уверен, что в 1612 году 4 ноября "ничего не произошло". С такими пропагандистами всенародного торжества, разумеется, далеко не уедешь. Но если московские историки в своем большинстве к празднику относятся скептически, то на местах с патриотическим воспитанием все в порядке. Там стараются игнорировать споры вокруг исторической достоверности любых сюжетов, в том числе связанных с именем главного официального патриота Ивана Сусанина. В кулуарах бывшего костромского Дворянского собрания для президента развернули специальную выставку, где, в частности, были представлены фотографии ряда "вещдоков" существования народного героя. Сами главные артефакты находятся сейчас в Москве.

Надо сказать, что костромские власти вместе с представителями РПЦ начали подготовку к встрече с президентом за несколько лет до нее. Для них Сусанин и шумиха вокруг его имени - настоящий подарок судьбы. Еще в 2001 году костромской губернатор Виктор Шершунов утвердил программу областной администрации по исследованию памятных мест, связанных с именем Ивана Сусанина. До такой масштабной и затратной деятельности по восстановлению культа Сусанина не додумался в 1938 году даже товарищ Сталин, в то время также озабоченный поиском национальной идеи, призванной заменить не оправдавший надежд пролетарский интернационализм. Но тогда вся эксплуатация подвига Ивана Сусанина по большому счету ограничилась переименованием райцентра Молвитино в Сусанино. Как бы то ни было, в эпоху нового патриотического подъема основные усилия сосредоточены на поиске иголки в стоге сена, то есть останков героя, которые не могли найти четыре столетия подряд или, вернее, просто никто не искал.

Сусанинской тропой

Раскопки начались на территории кладбища деревни Исупово в 2002 году и завершились там же в 2004-м. На богом забытом деревенском погосте общей площадью 327 квадратных метров ученые нашли 146 захоронений и в них останки 400 человек. Среди них были четыре скелета, которые несли на себе следы насильственной смерти. В результате серии исследований выбор пал на захоронение, в котором обнаружили части черепа и ребер, фрагменты тазовых и бедренных костей. Именно они и были "назначены" останками Ивана Сусанина. Таким образом, подтверждалась одна из многочисленных версий о том, что Сусанин ни в какое болото поляков не заводил, прошел по его краю и вышел к Исупову, где и принял мученическую смерть, не сообщив оккупантам о месте нахождения Михаила Романова.

Кстати, археологи провели любопытный следственный эксперимент. Они заходили в болото с разных сторон и выяснили: окрестная местность просматривается с любой его точки. То есть предполагаемые поляки могли войти в топь и выйти из нее вполне самостоятельно.

Все было замечательно, но "Итоги" решили провести свое собственное расследование. Оно заключалось в том, чтобы просто попасть на то место, где и разворачивалась историческая драма. Раз уж костромские археологи пришли к выводу, что подвиг Сусанин скорее всего совершал в марте 1613 года, то грех не осмотреть место событий примерно в тех же климатических условиях в марте 2005 года. Опыт не удался. Как пояснили по телефону местные жители, добраться до них невозможно, "ибо занесены снегом". Сомнения в невероятной способности поляков или шайки бандитов неизвестной национальности перемещаться по метровому снегу отражены и в литературе. Еще в конце XIX века местный краевед Домнинский сильно сомневался, что Михаила Романова могли спасти зимой - ранней весной 1613 года: "Мне думается, что это событие случилось осенью 1612 года, потому что в нашей местности в феврале или марте никак невозможно ни пройти ни проехать, кроме проложенной дороги... а историки между тем говорят, что Сусанин вел поляков все лесами". Современный местный исследователь Николай Зонтиков также уверен, что ни один поляк в болоте не утонул. Сусанин же, если и принял мученическую смерть, то вовсе не за царя, которого в тот момент в непосредственной близости от места подвига не было.

Но все эти детали, похоже, мало волнуют местную научную общественность. Главный археолог Костромской области Сергей Алексеев в интервью "Итогам" заявил, что не сомневается в подлинности останков Сусанина. Мол, все доказательства собраны и их вполне достаточно. Правда, окончательный вердикт последует только после ДНК-экспертизы. С последней вышла заминка. В отличие от археологов, привлеченных к отысканию останков "Сусанина", заведующий отделом идентификации личности российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктор Звягин не так категоричен в поддержке версии об обнаружении останков Ивана Сусанина. Оказалось, что из костей "Сусанина" не выделяется ДНК. Звягину нужны зубы героя. Между тем начальник экспедиции Александр Новиков заверил "Итоги", что никаких зубов рядом с останками обнаружено не было и перекапывать могилу заново, на чем настаивает Звягин, местные ученые не будут. Что в таком случае делать с останками дальше? Сергей Алексеев предположил: "Если государственная власть инициировала программу исследований, то она и примет политическое решение о дальнейших шагах. По логике должна быть создана федеральная госкомиссия". Есть подозрение, что дойдет и до этого. Ведь формуле празднования Дня народного единства пока явно не хватает последней части триединства - "народности", а значит, кампании по популяризации сусанинского подвига нам, похоже, не миновать.

Денис Бабиченко

Врез 1

МНЕНИЕ

Подвиг его неизвестен

У российского общества нет единого мнения об Иване Сусанине и его исторической роли. Так, например, академик РАН Валентин Янин считает, что науке точно неизвестно, за что именно отдал жизнь народный герой.

- Валентин Лаврентьевич, можно ли с научной точки зрения говорить о событиях, имевших место то ли зимой, то ли ранней весной 1613 года под Костромой?

- Разумеется, нет. Этому событию нет никаких прямых свидетельств. Известна жалованная грамота родственнику Сусанина 1619 года, в которой говорится, что Иван Сусанин отказался вести поляков к царю и был за это убит. Никаких дополнительных подробностей взять неоткуда. Что касается современных наследников Сусанина, чьи ДНК пытаются сравнивать с останками, якобы принадлежавшими Ивану Сусанину, то мне это напоминает рассказ Антона Чехова о графе Рубец-Откачалове. Он кичился древностью своего рода и откопал где-то два старинных портрета, изображавших соответственно мужчину и его жену. После этого он велел сделать подписи "Адам Рубец-Откачалов" и "Ева Рубец-Откачалова". Какие у нас есть гарантии выяснения родственных связей крестьянина Сусанина? В дворянских фамилиях это еще можно проследить, но не в данном случае. Мне кажется, здесь могут быть подтасовки. Кстати, сами эксперты заявляют, что исследование останков находится в самом начале пути, при этом ответственные выводы предлагаются уже сейчас.

- Судя по всему, Владимир Путин лично интересуется патриотическим подвигом Ивана Сусанина. Повышенное внимание властей к этой истории связано с реабилитацией триединства "Православие, самодержавие, народность" как российской национальной идеи?

- Похоже, именно с этим и связано. Кроме того, взволновавшее российскую общественность "отыскание" дня единения всех россиян, которое якобы случилось 4 ноября - "в день окончания Смутного времени в 1612 году", - побуждает находить новые доказательства уже утвержденному решению. Очевидно, что 4 ноября никакого отношения к концу Смутного времени не имеет, а выбрано потому, что в этот день православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери. Так что теперь для подтверждения неграмотно избранной даты потребовался герой, по-видимому, более известный народу, чем Минин и Пожарский. Кстати, несколько дней тому назад в Костроме состоялась научная конференция "Смутное время в контексте становления российской государственности и личность Ивана Сусанина: мифы и реальность". Мне трудно понять, почему эта конференция называет себя научной.

- Как известно, Михаил Романов, которого "спас" Сусанин, за несколько месяцев до этого события был заодно с поляками, находясь в осажденном ополченцами Кремле. Не кажется ли вам, что миф о подвиге Ивана Сусанина понадобился, с одной стороны, для создания образа народного царя, а с другой - для того, чтобы забыть о неприглядном прошлом основателей династии?

- Именно так. А апофеозом стала опера Михаила Глинки "Жизнь за царя".

- Патриарх Московский и всея Руси не исключил возможность канонизации человека, благодаря подвигу которого состоялась династия Романовых и прекратилась Смута. Как вы к этому относитесь?

- Это чисто церковное дело. На мой взгляд, для канонизации кого бы то ни было надо доказать, что человек отдал свою жизнь ради церкви. А за что отдал жизнь Иван Сусанин, науке точно неизвестно.

Денис Бабиченко

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера