Архив   Авторы  

Уравнение партии власти
В России

В преддверии намеченного на середину апреля рассмотрения во втором чтении законопроекта о пропорциональных выборах в Госдуму случился скандал. Партия власти, пожалуй, впервые в своей истории вознамерилась переписать документ, внесенный президентом. По мнению руководства "Единой России", у Думы будут "правильные пропорции", если партии власти вернут административный ресурс в виде губернаторов и федеральных чиновников в партсписке, разрешат тратить на выборы денег без счета, а среди партий-конкурентов будет проведена зачистка. У Центризбиркома, разработчика закона, поправки "единороссов" вызвали, мягко говоря, удивление. Свою точку зрения на проблему в интервью "Итогам" высказали секретарь генсовета "Единой России" Валерий Богомолов и председатель ЦИК Александр Вешняков

Валерий Богомолов: "Из избирательной кампании должны быть исключены те, кто никак не проявил себя в политической жизни"

- Валерий Николаевич, что партию власти не устраивает в новом законе о выборах в Госдуму, подготовленном ЦИК?

- Нас принципиально не устраивает прежде всего предложение передавать другой партии депутатские мандаты тех, кто победил на выборах, но отказался оставить свою должность и стать депутатом. Это мы считаем категорически не соответствующим никаким нормам демократии, потому что коль выбирают партию, голосуют за нее и ее список, а не за конкретного человека, то соответственно и мандат этот в любом случае должен оставаться у партии. Он должен просто перейти следующему по списку кандидату. Мы и предлагаем в этой связи увеличить число претендентов на депутатские мандаты, чтобы можно было при необходимости передвигать людей по списку, заполняя депутатские места, доставшиеся партии в соответствии с процентом полученных на выборах голосов. Ведь партия, которая побеждает на выборах, может рассчитывать на то, что ее кандидаты будут рекрутированы в органы исполнительной власти, в правительство. И что, в этом случае мы должны отдавать в правительство не первых лиц партии, а людей со "скамейки запасных"? Это самый принципиальный вопрос, в котором мы расходимся с ЦИК. Второй вопрос, который нас также волнует, - это количество региональных групп, мы будем настаивать на их существенном увеличении, чтобы число избирателей, голосующих за каждого кандидата, было меньше, чем сейчас. ЦИК предлагает до 100, мы считаем, что их должно быть минимум 150, может быть, больше. Это позволит избирателям лучше узнать тех людей, которые представлены в списке. И к тому же не будут так ущемлены те, кто раньше избирался как одномандатник. Они могут быть представлены в партсписках.

- У вас вроде были расхождения с ЦИК и в вопросе о размерах избирательного фонда?

- Да, это тоже один из принципиальных вопросов. Мы считаем, что размер фонда не надо ограничивать какими-то рамками. Нужно только четко прописать механизм отчетности и налогообложения. Это позволит четко и ясно видеть, как финансируются выборы, и все черные кассы мы сделаем прозрачными.

- Такая практика существует в других странах?

- Подобный порядок финансирования выборов принят практически во всех странах, ограничений размера фонда, как правило, нет, есть лимиты по размерам взносов, которые может сделать одно лицо. Такого рода ограничения мы считаем вполне оправданными и готовы внести в наше законодательство.

- С деньгами понятно. Но, говорят, "Единая Россия" предлагает еще и сократить число своих будущих конкурентов на выборах.

- В выборах должны участвовать партии, имеющие историю и сумевшие проявить себя. Сказав "а", нужно сказать и "б": из избирательной кампании должны быть исключены только что сформированные партии и те, кто никак не проявил себя в политической жизни. Ведь можно и искусственно партию создать при наших-то пиар-технологиях. И если мы говорим, что только федеральные партии могут участвовать в выборах, этого недостаточно. С моей точки зрения, такая партия должна иметь историю, она должна хотя бы в течение года функционировать. Иначе ведь насоздают однодневок, зарегистрируют в одночасье во всех регионах - и вот вам федеральная партия. На мой взгляд, и действующий закон, и предложения ЦИК сохраняют возможность для подобных уловок.

- Как к вашим предложениям относятся в администрации президента?

- Скажу честно, что не все наши позиции находят понимание у участников переговорного процесса. Возражает не только ЦИК, не все поддерживают нашу идею передачи депутатских мандатов следующему кандидату по списку, но мы будем на этом настаивать.

- А как вообще получилось, что вы разошлись с ЦИК, вы разве не участвовали в подготовке этого законопроекта? Он не проходил предварительное согласование?

- Участвовали, но ведь существуют разные формы согласования и разные уровни. Не в смысле уровня и статуса участников переговоров, а в смысле глубины этих согласований. Концептуальных расхождений с ЦИК у нас не было, поэтому законопроект и был принят в первом чтении. Концепция закона - перейти к выборам по пропорциональной системе - не вызвала у нас возражений. Хотя, если говорить объективно, такая система выборов абсолютно невыгодна "Единой России". Мы победили по смешанной системе на прошлых выборах и в 2007 году так же спокойно могли бы победить. Но учитывая, что мы поддерживаем идею развития федеральных партий, становления партийно-политической системы, без которой просто невозможно говорить о демократическом и правовом государстве, мы и поддержали эту концепцию. Однако далее в процессе непосредственной работы над законопроектом выявились моменты, которые мы хотели бы поправить.

- Вы не выясняли позицию других фракций, готовы ли они поддержать ваши предложения о передаче мандатов, о безразмерном избирательном фонде и разделении партий на "исторические" и прочие?

- Не выясняли, но передачу мандатов они скорее всего не поддержат, потому что считается, что мы это делаем только ради того, чтобы включить в свой список губернаторов.

- А вы их разве не включите?

- Почему же? Если эта поправка будет принята, мы, безусловно, включим их в свой список. Но я хочу отметить, что во внесении в список губернаторов нет нарушения демократии. В противном случае что ж получается - запрет на профессию? Если человек губернатор, то он не имеет права участвовать в избирательной кампании?

- Но ведь понятно, что подобные кандидаты в случае победы не променяют губернаторство на депутатский мандат.

- Ну какая разница, участвует тот или иной губернатор в политическом процессе или нет. Избиратели голосуют не за конкретного Ивана Ивановича, а за партию.

- Так ведь у нас привыкли голосовать именно за конкретного человека, особенно если этот человек - начальник.

- Надо отвыкать. Наше предложение по передаче мандатов, по-моему, выгодно всем. КПРФ помалкивает, ведь есть симпатизирующие ей губернаторы, не сомневаюсь, что они окажутся в избирательном списке коммунистов. И потом, это сейчас "Единая Россия" доминирует, но мы же говорим не о КПСС, а о демократическом развитии общества. Не надо писать закон под каждые выборы и подходить с таких позиций, мол, раз сейчас это выгодно "Единой России", то мы это зарубим, чтобы "единороссам" было плохо. Это как если один сосед живет хорошо, а другой плохо, так давайте их уравняем, чтобы и первый плохо жил. Не надо делать плохо всем, надо сделать нормально. Сегодня у "Единой России" есть возможность включить в список достойных людей, в том числе губернаторов, есть эта возможность и у КПРФ. Но наверняка возникнет и какая-то социалистическая партия, и у нее будут такие возможности. Пожалуйста - все могут этим пользоваться, это демократический принцип.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Александр Вешняков: "Демократическим нормам не соответствует технология, когда во главе партсписка ставятся десятки людей, которые в принципе не собираются быть депутатами"

- Александр Альбертович, как так получилось, что закон, внесенный президентом в Госдуму и принятый в первом чтении на ура, теперь вызывает столько нареканий со стороны партии власти?

- Здесь нет ничего удивительного. Партии, у которой есть реальная возможность вносить изменения в законы, грешно не воспользоваться своим положением. Но при этом важно учитывать, что законы не пишутся для одной партии. Мы знаем, к чему это приводило, когда создавались льготные условия для одной партии, в том числе с использованием административного ресурса. Мне кажется, это понимают в руководстве "Единой России". В то же время Центризбирком не претендует на истину. Мы исходим из того, что истина рождается в спорах. Хочу только успокоить вас: сегодня нет никакой угрозы ограничения демократических, справедливых выборов.

- "Единороссы" высказывают мнение, что в выборах должны участвовать лишь партии, сумевшие проявить себя как минимум за год до даты голосования.

- На мой взгляд, достаточно требований, предъявляемых партиям при регистрации в Минюсте. С Валерием Богомоловым можно согласиться в одном: время, когда партии росли как грибы после дождя, действительно заканчивается. Партиям, созданным в последний момент, будет чрезвычайно трудно рассчитывать на солидную поддержку избирателей. Очевидно, что старт избирательной кампании 2007 года проходит уже сейчас на наших глазах. Мы видим оживление партийного строительства в регионах и жесткую борьбу конкурентов на местных выборах.

- То есть появления новых партий, скажем, во главе с заявившими о своих политических амбициях Михаилом Касьяновым или Гарри Каспаровым вы не прогнозируете?

- Я полагаю, что у них осталось мало времени, чтобы реализовать какие-то политические замыслы. Надо хорошо понимать, что время партий, где есть только один лидер, уже прошло. Кстати, семипроцентный барьер прохождения в Думу стимулирует партии к объединению, заставляет преодолевать не всегда здоровые амбиции отдельных политиков. Ближе к 2007 году это будет очевидно для всех.

- Партию власти не устраивает положение законопроекта, обязывающее передавать конкурентам мандаты тех, кто победил на выборах, но отказался стать депутатом. Там считают, что это не соответствует демократическим нормам.

- А я считаю, что демократическим нормам не соответствует технология, когда во главе партсписка ставятся десятки людей, которые в принципе не собираются быть депутатами, а действуют фактически как приманка для избирателей. Мы получили массу претензий на этот счет во время выборов 2003 года, которые стали предметом судебного разбирательства в Верховном суде. ЦИК полагает, что эта технология, а по сути обман избирателей, не может иметь места на выборах.

- Может ли возникнуть ситуация, когда список одной из партий возглавит президент?

- До выборов еще слишком далеко... Но закон этого не исключает. Что это даст партии, покажет только конкретная кампания. Правда, следует помнить, что президент при этом не может использовать преимущества своего служебного положения.

- Спор идет и вокруг количества региональных групп в партсписках. "Единороссы" будут настаивать на увеличении их до 150.

- Эту поправку есть смысл принять.

- Есть также предложение ограничить общественный контроль на выборах.

- Желание закрыться от граждан у определенных сил есть. Некоторых, например, не устраивает процедура предоставления кандидатами сведений о доходах и имуществе. В любом случае каждый кандидат и партия, участвующая в выборах, как минимум будет иметь право отправить наблюдателей на все участки. Так что угрозы демократии здесь нет.

- "Единороссы" считают, что размер избирательного фонда не следует ограничивать какими-то рамками. Мол, подобный порядок принят практически во всех странах.

- Это совершенно неправильно. В большинстве стран Европы, например во Франции, Великобритании и других, избирательные фонды ограничены. В принципе ЦИК не отказывается от того, чтобы увеличить сумму избирательных фондов, но при этом мы выступаем за то, чтобы сохранить ответственность за финансовые нарушения, вплоть до снятия с регистрации или отмены результатов выборов. Важно сохранить принцип - деньги не должны все решать на выборах.

- На вас производят впечатление события в СНГ, когда чуть ли не каждые выборы заканчиваются революцией или активными попытками ее устроить?

- Конечно, производят. Мы серьезно анализируем эти события. Причины народных выступлений различны, но в том числе они кроются в недостатках избирательного законодательства. Люди выходят на улицы, потому что нет веры в судебные органы, в избирательные комиссии и нет механизмов реального разрешения споров. Если же мы имеем четкие правовые механизмы контроля и удержания ситуации в рамках правового поля на каждом избирательном участке, то тогда минимизируется влияние улицы. Если бы, например, на Украине после первого тура президентских выборов избирательные комиссии не затянули процесс подведения итогов, то отношение к властям было бы совершенно иным. А в таких условиях начинают верить оппозиции и наступает хаос. Если есть ясные правовые предписания и они четко исполняются, удержать ситуацию в правовом поле не составит труда.

- Некоторые российские политики уверены, что у нас законы о выборах так составлены, что ни одна партия без согласования с администрацией президента не имеет шансов пройти в парламент.

- Это демагогия. Последние выборы в регионах наглядно доказали, что оппозиционные партии завоевывают и 15, и 20 процентов голосов избирателей. И после этого те, кто заявляет о всесилии административного ресурса, продолжают серьезно полагать, что оппозиция получает на это санкцию Кремля?

Евгений Жеребенков, Денис Бабиченко

Врез 1

РЕГИОНЫ

Оппозиция наступает

Выборы в региональные законодательные собрания трех областей Центрального федерального округа - Владимирской, Воронежской и Рязанской, проводившиеся по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, показали, что у "Единой России" могут возникнуть серьезные проблемы на парламентских выборах 2007 года.

В регионах партия власти выиграла, но с результатом куда более скромным, чем на последних выборах в Думу. "Единороссы" потеряли в среднем 10 процентов избирателей. Это означает, что нынешнего конституционного большинства в Думе в 2007 году у партии власти не будет. Впрочем, задача повторить свой успех на выборах 2003 года "единороссами" уже не ставится. Член Высшего совета "Единой России" вице-спикер Госдумы Олег Морозов признал на днях, что партию вполне удовлетворит и простое большинство в следующей Думе - 225+1 депутатский мандат. При этом Морозов надеется, что удастся создать коалицию с правыми, если те пройдут в Думу. Но получить даже простое большинство - для партии власти задача не такая легкая, учитывая, что предстоящие выборы в Думу будут проходить исключительно по пропорциональной системе.

Что касается будущих коалиций, то их выстраиванием озабочены сейчас не только в "Единой России". Лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин не исключает, например, что на выборы 2007 года его партия и другие левые силы пойдут в коалиции с КПРФ. Речь не идет о едином блоке, в соответствии с новым законодательством на следующих выборах их не будет, но участие в избирательной кампании двумя колоннами - коммунисты и примкнувшие - Рогозин считает вполне реальным. Весьма показательно, что на региональных выборах КПРФ и "Родина" воздерживались от взаимной критики. При этом в Воронежской и Рязанской областях совокупный показатель двух левых партий превышает число голосов, поданных за партсписки "Единой России". Так что возможное создание левой коалиции может серьезно осложнить и без того не слишком радужные перспективы партии власти на предстоящих парламентских выборах.

Евгений Жеребенков

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера