Архив   Авторы  

Большому мало не покажется
Общество

Откуда в смете реконструкции Большого театра взялась фантастическая цифра - миллиард долларов - и на что можнопотратить такие деньги?

В смете значились...

Если вспомнить, сколько копий было сломано по поводу этого проекта, то заглянуть в него более чем интересно. Конечный результат, если дадут денег, будет выглядеть в основном так: главный и боковые фасады подвергаются научной реставрации, принципиально при этом не меняясь, северный фасад реконструируется, интерьеры зрительного зала, вестибюля и фойе зрительской зоны реставрируются, лестничные клетки претерпевают некоторые изменения, под зданием театра появляется несколько подземных этажей, которые позволяют решить все технологические проблемы театра.

На первый взгляд не должно получиться очень уж дорого, но стоит присмотреться повнимательнее, например, к подземной части. Вспомним самое начало баталий по поводу реконструкции. Тогда на суд специалистов были представлены две основные концепции - от "Курортпроекта" и от "Союзреставрации". Предложения "Союзреставрации" зарубили на корню по причине того, что эта организация предлагала строить подземную часть с заглублением на 20 метров. Эксперты заявили, что это неразумно, дорого и т. п. Теперь в конечном варианте от "Курортпроекта" есть те же 20 метров вниз и огромные деньги. "Разница в том, что в той концепции театр "вывешивался" над огромным подземным пространством и исторические стены оказывались над проемами, что ставило под сомнение их сохранность, - говорит Шангин, - а у нас все несущие конструкции здания будут иметь надежную опору". Эту идею разработала группа академика Ильичева в НИИОСПе. Суть ее в том, что по всему периметру здания появятся вдавленные в грунт стальные сваи длиной от 17 до 25 метров - столько надо, чтобы они уперлись в устойчивые породы. Затем в грунте вокруг театра и по его периметру будет сделана стена и только потом выбраны грунты. Но не везде: под самой ценной частью - залами, парадными фойе и вестибюлями - грунт останется, создав опору и позволив сохранить метлахскую плитку на полах театра. Главгосэкспертиза заказала экспертную оценку еще в шести разных организациях. Из всех пришло положительное заключение.

Подземная часть нужна, во-первых, для того, чтобы здание было надежно укреплено, а во-вторых, чтобы получить дополнительные площади. Во времена Кавоса, автора проекта Большого, в труппе было всего 200 человек, сегодня же - в 10 раз больше, да и сценография спектаклей с тех пор сильно изменилась. А потому катастрофически не хватает места для репетиций, гримерных, технологических помещений. Например, нынешняя сценография предполагает использование крупных декораций (до 12 метров в высоту), монтаж которых без соответствующего технологического оборудования занимает несколько дней. В современном же оперном театре помимо главной сцены нужна еще арьерсцена - пространство за сценой почти такого же размера. Главной сцене необходимы боковые "карманы", почти равные ей по размеру. И все эти площадки по мере необходимости должны двигаться и меняться друг с другом местами, чтобы в течение самого короткого антракта можно было сменить декорации. Нужен еще специальный балетный пол. Все это предусмотрено в проекте, а нехватку места для полноценных боковых "карманов" компенсирует двухуровневая главная сцена. "Второй этаж" - это технически сложная конструкция из нескольких секций, на каждой из которых можно монтировать декорации, а потом по частям поднимать: то, что сегодня занимает дни и часы, можно будет сделать за десять минут. Со стороны Копьевского переулка планируется подвозить декорации и опускать их в подземный складской комплекс, рассчитанный на недельный репертуар. Реконструируют и оркестровую яму. Той, что существует, недостаточно для размещения оркестра, который мог бы исполнять, например, оперы Вагнера. Останется историческое деление артистических на мужскую и женскую половины. Все артистические, кроме мемориальных - улановской и шаляпинской, оборудуют душевыми и санузлами. Есть еще несколько не решенных с управлением по охране памятников вопросов: например, устройство лестниц, по которым зрители поднимаются на верхние ярусы, совершенно не соответствует нормам пожарной безопасности. Архитекторы предлагают несколько вариантов их переустройства, и какой из них будет одобрен, пока неясно. Можно еще долго углубляться в технические тонкости, разбирать вопросы интерьеров и научной реставрации. Но по большому счету, с этим согласны даже критики реконструкции, архитекторам удалось найти приемлемый для всех вариант. Другое дело, что это очень дорого стоит...

Призрак портика

Будет ли похож Большой на себя после столь грандиозных переделок? Вспомним, из чего сегодня складывается образ театра как архитектурного объекта и шедевра. Во-первых, из парадного фасада с колоннадой и квадригой, боковых фасадов и внутренних интерьеров. Поскольку фасады, кроме северного, не изменятся, как не изменятся интерьеры зрительного зала и входной группы, то театр будет в этой части на себя очень даже похож. Но есть и во-вторых: это портик Осипа Бове, что когда-то украшал северный фасад театра. После пожара 1853 года он был дополнен стенами архитектора Кавоса, позже застроен Гернетом. Этот самый старый и самый ценный с исторической точки зрения участок северного фасада всегда являлся предметом охраны, а потому любые намеки на его демонтаж воспринимались как покушение на весь памятник.

По сведениям "Итогов", сегодня в соответствующих инстанциях снова уточняется вопрос: так что же считать предметом охраны в здании Большого? Скорее всего портик Бове снова признают бесценной деталью здания, но ровно для того, чтобы потом вычеркнуть из списка охраняемых объектов. После долгих дискуссий на всех уровнях было принято решение - портик разобрать и перенести в другое место, где и хранить вечно. Вопрос о том, почему бы не украсить этим портиком перестроенный северный фасад, повисает в воздухе: у этой части обновленного театра совсем другие задачи - не столько эстетические, сколько технические. Именно поэтому северный фасад решен авторами проекта в нарочито современном стиле: справа и слева стеклянные объемы, внутри которых лестницы и лифты, по центру - ворота для разгрузки-погрузки декораций и другого сценического оборудования. Кстати, из-под земли здесь будет появляться огромный лифт размером 13 на 15 метров, позволяющий бережно перемещать декорации. В общем, портику Бове делать там нечего. К тому же, если верить экспертам, творение Бове сохранилось лишь на треть: мало того что колонны когда-то "порезали" на три части более поздними перекрытиями, так еще оказались утрачены и все капители, антаблемент и фронтон. "Мы надеялись, что капители "замурованы" в бетон, но результаты исследований показали, что их нет, - сказал "Итогам" архитектор. - Уцелели только кирпичные стволы и белокаменные базы колонн, которые и должны стать предметом показа". Кстати, место для показа тоже названо - Музей архитектуры им. Щусева. Место, наверное, правильное, но много ли людей - не специалистов и не студентов МАРХИ - пойдет туда и посмотрит на многострадальный портик?

Справедливости ради надо вспомнить, что архитекторы проекта реконструкции ГАБТа, которых и так и эдак критикуют за безжалостное отношение к творению Бове, предлагали варианты, сохраняющие эту деталь здания. Сегодня, когда перенос колоннады неизбежен (он мешает созданию арьерсцены), есть способ сохранить ее внутри театра. Это предложение не афишируется, но "Итогам" удалось увидеть предпроектные проработки. Под театральной площадью предлагается создать большой репетиционно-концертный зал. Это позволит решить сразу несколько проблем: снимет извечный вопрос отсутствия помещения для репетиций оркестра и хора (сейчас это возможно только на основной сцене) и возьмет на себя функцию Бетховенского зала, который сегодня "устарел" и функционально, и акустически. Причем концерты здесь смогут проходить в одно время со спектаклями, ибо зал будет иметь собственный вход. Так вот в интерьер этого зала и предложено вписать остатки портика Бове, причем решение предложено красивое, даже философское: утерянные части колоннады воспроизводятся из стекла, являясь продолжением сохранившихся оригинальных колонн, - так, при полном уважении к старине, рождается призрак цельного портика Бове. Но именно эта часть проекта сегодня под самым большим вопросом - зал может быть вычеркнут из списка работ ради уменьшения миллиардной сметы.

Оптимизация расходов

Почему, собственно, на реконструкцию Большого денег запрошено в два раза больше, чем на уже упомянутую Мариинку? Шангин считает, что все очевидно: в Питере речь идет о строительстве нового здания, у нас - о реконструкции с реставрацией шедевра мирового значения, а построить новое часто дешевле, чем перекраивать старое.

Можно сделать некоторые грубые расчеты. Итак, 25 миллиардов рублей. Из них должен быть оплачен контракт заказчика реконструкции (с 2003 года это Федеральное агентство по культуре и кинематографии в лице специально созданной Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации) с генеральным подрядчиком. Процесс выбора генподрядчика наделал много шума: это был тендер, который выиграла компания "СУИпроект". Сумма контракта впечатляет: около 12 миллиардов рублей (примерно 400 миллионов долларов) - почти половина от заявленной. Человеку непосвященному трудно оценить, много это или мало, но для ориентира можно взять, например, официальную стоимость работ по строительству подземного "Охотного Ряда" - 250 миллионов долларов, причем строительная часть составляет примерно 140 миллионов. Но, еще раз заметим, это очень грубое сравнение - заглубление театра, как уже было сказано выше, предполагает массу мероприятий по сохранению существующих несущих конструкций здания, а это дорогое удовольствие.

Есть еще и надземная часть Большого - реставрационные работы всегда стоят немалых денег, тем более когда речь идет о научной реставрации (порядка 20 процентов от стоимости проекта). Например, реставрационные работы в Манеже стоили около миллиона долларов. Но это лишь работа со стенами, в Большом есть еще и интерьеры, золото, ткани. Имеются вопросы технического оснащения: сумма контракта сложнейшего сценического оборудования Bosh Rexroth известна - она составила 190 миллионов евро (около 7 миллиардов рублей, или 240 миллионов долларов). Заключение этого контракта тоже прошло небезболезненно, поскольку другая фирма - поставщик технического театрального оборудования предлагала выполнить тот же объем работ в два раза дешевле. Если сложить даже эти цифры, прибавить к ним НДС и таможенные сборы, то сумма движется как раз к вышеозначенной. "Названную сумму нельзя с чем-то сравнивать, - возражает Никита Шангин, - никогда в нашей стране проекта такого масштаба не было. Можно ориентироваться только на международный опыт. L'Opera de la Bastille обошлась примерно в 700 миллионов долларов, но это было давно - с учетом инфляции и падения курса доллара это очень близкие к нашим цифры".

Герман Греф, впрочем, высказался очень ясно: "25 миллиардов на Большой - огромные деньги, расходы надо сократить..." Так что если смету не подкорректируют в сторону уменьшения или не убедят правительство, вопрос финансирования всего проекта станет трудноразрешимым - ведь бюджет составляется на три года вперед. Роскультуре и Большому придется, похоже, поторопиться: 1 июля 2005 года главное здание театра окончательно закроется на реконструкцию, а основные работы должны завершиться к 2008 году. Да и медлить нельзя, здание ГАБТа находится в состоянии, близком к аварийному. Ко всем уже существовавшим проблемам нынешняя аномальная зима добавила новые: фундаменты опять деформировались, выдавив колоннаду главного фасада еще на несколько миллиметров... "Знаете, - сказал Никита Шангин, - пока состояние здания тяжелое, но не критичное. Но чем дольше мы будем тянуть с реконструкцией Большого, тем дороже она нам обойдется".

Ирина Мельникова

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера