Архив   Авторы  

Искушение наивностью
Искусство

Владимир Войнович в галерее "Дом Нащокина"

Нет, это не однофамилец писателя Войновича, который написал про Чонкина. Это он сам и есть. Для тех, кто не в курсе: известный писатель, дожив до пенсионного возраста, сделался молодым художником. Уже лет десять выступает в новом качестве, и не без успеха - выставки его работ были в Центре ООН в Вене (1997), в ЦДХ (1998), Русском музее (2004), теперь вот в "Доме Нащокина".

На первой картине, которую видит зритель, медсестра в белом халате и белой шапочке с красным крестом держит серьезного младенца. Слова "Мир входящему" парят в воздухе, будто воздушные шарики. А внизу на серой полоcке, словно на грешной земле, идут слова "Минздрав предупреждает: жизнь страшна". Это столкновение на одном полотне двух речевых стихий - возвышенного слога и трезвого предупреждения - заставляет отчасти усомниться в том, что "наивный художник Войнович" так наивен, как об этом сообщается в пресс-релизах. Честно говоря, гораздо больше такие языковые игры были свойственны не бодрым пенсионерам, берущимся за кисть в преклонном возрасте, а концептуалистам, искушенным в языковых играх, обожающим сталкивать изображение и слово. С другой стороны, Владимир Войнович, тоже очень любящий такие столкновения, увлекается словом настолько, что его комментарий к собственным картинам часто оказывается едва ли не самостоятельным произведением. Так, например, история возвращения писателя Войновича на родину на белом коне не только нарисована, но и описана, в том числе в стихах. А портрет грозно нахмуренного лысого старца с окладистой бородой сопровождается рассказом о том, как идея написать портрет Леонардо да Винчи плавно переросла в замысел нарисовать Льва Толстого и что из этого получилось. Эти параллельные миры - картина и текст - друг друга комментируют, притворяясь простыми и доступными.

Может быть, из-за этой опоры на жизнерадостную фольклорную стихию, может, по другой какой причине, но в отличие от произведений многих концептуалистов тексты и картины Войновича не только демонстрируют абсурд и нелогичность мира, но и каким-то загадочным образом учат с этим жить. Экзистенциальному ужасу Войнович противопоставляет здравый смысл, чувство юмора и любовь к жизни. Отсюда, с одной стороны, яркие, радостные пейзажи, c другой - картина вполне в духе автора Чонкина "В. И. Ленин излагает запорожским казакам план ГОЭЛРО" (2002). А с третьей стороны, вдруг видишь портрет "Дамы с собачкой" (Нью-Йорк, 2000) и теряешься. Вроде как ироничен Войнович: дама-то с собачкой в отличие от чеховской героини крепка телом, сильна и сидит на скамейке в парке вполне независимо. Но чем больше вглядываешься в этот портрет, тем пронзительнее чувство одиночества и неприкаянности, тонкости и печали, которое исходит от этой пары - белого мохнатого мопса и его ухоженной интеллектуалки хозяйки в кудрях, очках и с сумочкой в тон платью. Как Войнович иронию переплавляет в пронзительный лиризм, почему неправильности его речи, композиции и рисунка трогают сильнее, чем отточенное мастерство иных, - бог весть. Наверное, прав Бенедикт Сарнов, написавший о Войновиче: "Когда нечем больше взять, берет талантом".

Ж. В.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера