Архив   Авторы  

Вечный джедай
Искусство

"История, поведанная в "Звездных войнах", стара как мир. Каждые несколько столетий ее нужно пересказывать новыми словами. Власть развращает. Когда ты возвышаешься над людьми - начинаешь делать плохие вещи, думая, что совершаешь добро", - считает создатель киноэпопеи Джордж Лукас

Ажиотаж вокруг мировой премьеры огромный. На предпремьере в Калифорнии друг и ментор Лукаса Стивен Спилберг пустил слезу. Фанаты в Америке записываются в многодневные очереди, чтобы попасть на первые сеансы (фильм выходит в США, как и во всем мире, 19 мая) и увидеть третий, заключительный эпизод космической саги, в которой произойдет магическое превращение сугубо положительного Энакина Скайуокера в демонического злодея Дарта Вейдера. О звездной эпопее, предстоящей премьере и планах на будущее - в интервью Джорджа Лукаса на страницах "Итогов".

- Большинству критиков первые два эпизода саги не понравились. Вас беспокоит их реакция на этот раз?

- Когда снимаешь кино, нужно быть готовым к нападкам. Представьте себе, вы красите дом в белый цвет, а кто-то приходит и говорит, что он должен быть выкрашен зеленой краской. Но это же мой дом, и я хочу его видеть белым! С годами я нарастил толстую кожу и научился игнорировать такую критику. Я к ней безразличен. Замечу: я очень самокритичен и внимательно прислушиваюсь к тому, что говорят мои друзья и коллеги по профессии. Я всегда смотрю свои фильмы на публике. Мне важно слышать, как люди реагируют, в каких местах смеются, в каких вздыхают.

- Как вам пришла идея "Звездных войн"?

- Подростком я любил бегать в кино и смотреть научно-фантастические сериалы. И у меня со временем возникла безумная идея создать новую мифологию для нашего общества с помощью научной фантастики.

- Почему в сериале нарушена хронология событий и вы сняли четвертый эпизод до первого, второго и третьего?

- Когда я начал писать сценарий "Звездных войн", мне оказалось не под силу втиснуть все мои идеи в формат одного фильма. Я стал разбивать сюжет на трилогии. Первая трилогия поведала бы историю погружения Энакина Скайуокера в царство тьмы. Вторая должна была запечатлеть победу Люка Скайуокера над ситхами. Третья объяснила бы, как джедаи смогли уничтожить силы зла. Одновременно в мозгу брезжила идея четвертой трилогии, которая как бы не имела прямых зацепок с тремя другими. Фактически речь шла о девяти вполне самостоятельных фильмах. Мне надо было решать, с какой части начать, чтобы добиться успеха и раскрутить весь проект. В то время, во второй половине 70-х, фантастика не делала больших сборов в кинотеатрах. Я решил стартовать с самой эмоционально заряженной трилогии. И оказался прав. До сих пор прокатные рекорды первых "Звездных войн" никем не побиты.

- Вы посвятили "Звездным войнам" почти тридцать лет. Сейчас сага завершена. Есть чувство облегчения? А быть может, и освобождения?

- Мне безумно нравятся "Звездные войны", но, с другой стороны, очень хорошо будет заняться проектами, которые я откладывал много лет.

- Представьте, кто-то придет к вам и скажет, что хочет снять седьмой эпизод. Ваша реакция?

- Нет. Никакого седьмого эпизода не будет. По крайней мере в ближайшие 5-10 лет. Но если сиквелы и появятся, то у меня есть шортлист режиссеров, которых я хотел бы видеть в качестве постановщиков. Это Джеймс Кэмерон, Ридли Скотт и Дэвид Финчер. Сам я продолжу снимать кино, но совсем другое. Это будут скромные фильмы. Я уже заработал достаточно денег и добился успеха. Так что смело могу позволить себе снимать некоммерческое кино до конца своих дней. Я не собирался всю жизнь лепить гигантские суперэпосы. Можно считать, что я застрял на этой теме эдак лет на тридцать и сейчас вновь возвращаюсь в нормальную колею.

- К "Американским граффити"? "Звездные войны" разительно от них отличаются...

- Да, отличаются. И пробивать фильм было очень трудно, потому что администраторы студий хотят от тебя того, что уже когда-либо видели, и брыкаются, когда чего-то не понимают. Сегодня "Американские граффити" впечатаны в классический канон американской культуры. А тогда фильм воспринимался странным и экзотическим чужаком.

- Значит, теперь вы займетесь экспериментами в кино? Но вы также как-то обронили, что хотели бы снимать исторические фильмы.

- Да, но при этом я не хотел бы подставляться, чтобы зрители говорили с укоризной про мои фильмы: "Это исторически недостоверно". История - это тоже своего рода беллетристика, хотя многие думают иначе. Чем меня привлекают фэнтези и научная фантастика? Тем, что можно взять любую тему, вынуть ее из конкретного культурного кокона и разминать в любом направлении, не возбуждая у людей чувство протеста.

- Что вы имеете в виду?

- "Фаренгейт 9/11" (документальный фильм Майкла Мура. - "Итоги"). Люди просто чокнулись. Когда им преподносят жгучие темы, будь то политика Джорджа Буша, война в Ираке или теракты 11 сентября, они как бы опускают шторки восприятия - "у меня есть свое мнение на этот счет, и я не собираюсь соглашаться с иной точкой зрения". Если ты сможешь вести с такими зрителями разговор в более широком контексте, то они перестанут визжать от неудовольствия, затыкать уши и по-детски выбегать из комнаты.

- Как же этого добиться?

- Делая кино про "что-то другое", привлекая мифологию и вообще традицию занимательного рассказа. Искусство - это и есть налаживание эмоционального контакта с аудиторией без банального отсыла к ситуации в реальном мире. Языком искусства можно препарировать любую тему в контексте жизни и смерти. "Я хочу убить своего отца и заняться любовью со своей матерью". Попробуйте трактовать эту тему в реалистическом ключе, и публика впадет в шок. Но язык искусства позволяет безбоязненно затрагивать самые острые темы.

- В наши дни модно рассуждать о размытости понятий добра и зла. Но в ваших фильмах эти начала очень четко очерчены.

- Да, я сторонник более традиционного подхода к этим понятиям, поскольку вырос в конце 40-х - начале 50-х годов, когда были совсем свежи воспоминания о Второй мировой войне. Нам тогда было ясно, кто носители зла, а кто хорошие парни. История, поведанная в "Звездных войнах", стара как мир. Каждые несколько столетий ее нужно пересказывать новыми словами для новых поколений. Власть развращает, коррумпирует. Когда ты возвышаешься над людьми - начинаешь делать плохие вещи, думая, что совершаешь добро.

- А что вам нравится в кино сегодня? Какие фильмы? Какие режиссеры?

- Я большой поклонник "Бегущего по лезвию бритвы" Ридли Скотта. Это эпохальный фильм, который изменил наше видение будущего и позволил заглянуть в глубину души современного человека. Меня восхищают все фантастические фильмы Джеймса Кэмерона - и "Терминатор", и "Чужие", и "Бездна". Мне также нравится "День независимости", поскольку он верно предсказывает неминуемую, по-моему, атаку инопланетных пришельцев на наше общество.

- Для многих людей вы стали образцом "американской мечты". А что для вас означает это понятие?

- Очень сложный вопрос, уж не знаю, что и сказать... Я мечтаю о том, чтобы наше общество стало более зрелым, чтобы образование играло значительно большую роль. Мы должны больше думать о других людях, не только о себе. Натура человека предполагает постоянную борьбу между эгоизмом и альтруизмом. Эгоизм подобен раковой опухоли. Если ты не заботишься о тех, кто рядом с тобой, ты умираешь - фигурально и буквально. Мы редкие существа, имеющие возможность выбора. Если мы все сделаем его неправильно, человечеству придет конец. Америка одержима культом счастья, но нужно понимать, что счастье в том, чтобы помогать другим. Можно быть богатым, знаменитым, могущественным, но совсем не это приносит счастье. Это такое клише, что даже неловко повторять. Очень бесхитростная мысль, но абсолютно правильная.

- Признайтесь, не посещает вас желание уйти в отставку, расслабиться и просто пожинать плоды вашего триумфа?

- Я смотрю на эти вещи несколько по-иному. У меня много идей. Я одержим работой. Насытиться не могу. Знаете, есть такой конкурс на американском телевидении: кто за пять минут быстрее других наполнит в супермаркете свою тележку. Так и я. Сметаю все с магазинных полок - я имею в виду идеи и проекты, - чтобы успеть наполнить свою тележку за отведенное мне судьбой время. Успех - дело побочное, я о нем не думаю.

- Какие новые рубежи предстоит взять кинематографу как искусству и как индустрии?

- Думаю, глобальное значение имеет вхождение кинематографа в дигитальную эпоху. Это важнейшая новация, сравнимая с изобретением цвета и звука в кино. Принципиально важны социальные изменения, связанные с приходом Интернета, сделавшего информацию доступной огромной массе людей. Отныне с фильмами зрители будут играть, как с мягкими игрушками, меняя их сюжеты, приспосабливая под свои вкусы и запросы. И способы их доставки потребителю также разительно изменятся. Мы живем в очень волнующее время, и мне страшно интересно наблюдать за бурными переменами, которые происходят и будут происходить.

- В каком направлении, по-вашему, развивается фантастический жанр? Как вы оцениваете трилогии "Властелин колец" и "Матрица", их визуальный стиль?

- "Властелин колец" - значительная веха. У Питера Джексона есть блестящее видение. Он знает, как балансировать между спецэффектами и реализмом. Первая "Матрица" тоже немалое достижение братьев Вачовски. К сожалению, к третьей серии энергетика концепции как-то выдохлась.

- В прессе промелькнули сообщения, что вы переводите все свои фирмы и производства в одно место, в новую штаб-квартиру в Сан-Франциско. Чем это вызвано?

- До недавнего времени все подразделения функционировали независимо друг от друга. Мы это поломали во имя максимальной эффективности. У нас есть компания видеоигр. А еще есть компания видеоанимации. По логике они должны сотрудничать и обмениваться информацией. Но этого не происходило. Летом все структуры переберутся под одну крышу. В Сан-Франциско закрыли военную базу Пресидио, превратили ее территорию в национальный парк, но часть выставили на аукцион. Мы выиграли его. Строительство штаб-квартиры обойдется нам примерно в 350 миллионов долларов.

- Представьте, что в 2050 году снимается документальный фильм о Джордже Лукасе. Как вы думаете, каким вас увидят потомки?

- Надеюсь, меня будут помнить как кинематографиста. Технологические проблемы, которые мне удалось решить, к тому времени перестанут быть актуальными, но, я надеюсь, истории, рассказанные мною с экрана, не потеряют своего обаяния. Я надеюсь, "Звездные войны" не сильно устареют, ведь темы, в них затрагиваемые, относятся к разряду вечных. Когда ты воспитываешь детей, ты должен им многое объяснить доходчивым языком, а если у тебя это не получается, они все равно постигают истину, но другим, более трудным и болезненным образом.

- Каким проектом вы сейчас заняты? Правда ли, что это четвертая часть приключений Индианы Джонса?

- Я разговаривал со Стивеном (Спилбергом. - "Итоги"), когда был недавно на Гавайях. Он сказал, что сценарий готов и он его скоро мне пришлет.

- У вашего эпоса миллионы восторженных фанов во всем мире. Не кажется ли вам, что люди слишком серьезно относятся ко всем этим космическим баталиям?

- Всегда находятся слишком серьезные зрители. "Звездные войны" замысливались как эскапистское развлечение. Ни больше ни меньше. Но строить свою жизнь по космической модели - это уж слишком.

- Я просмотрел некоторые фан-сайты. Ваши поклонники вас боготворят, наделяют сверхъестественной силой. Если бы вы такой волшебной силой обладали, кем бы хотели стать: ситхом или джедаем?

- Спасибо за комплименты. Забавно, что меня считают божеством, хотя я простой смертный. По утрам мне бывает крайне трудно выползти из постели. Кем я себя вижу? Несомненно, джедаем, потому что ситхи имеют склонность к саморазрушению. А после смерти они вообще исчезают без следа. А вот джедаев ждет интересная afterlife, жизнь после смерти. Как это может не понравиться? n

Нью-Йорк

Олег Сулькин

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера