Архив   Авторы  

По госнужде
В России

Сможет ли новый закон о госзакупках победить коррупцию?

Порядок, по идее, призван навести недавно подписанный президентом Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Только вот сможет ли он существенно изменить ситуацию?

По праву статусной ренты

"Чиновники не хотят проводить конкурсы. С одной стороны, потому что не умеют это делать, с другой - потому что им это невыгодно", - заявил "Итогам" исполнительный директор Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок Вадим Лазутин.

Итак, конкурс можно не проводить. Но даже если он проводится, это вовсе не означает, что в результате будет выбран наилучший вариант. Вот взять столичный аэропорт Внуково. На его реконструкцию также выделялись деньги из федеральной казны, и конкурс на их освоение проводился. Однако в распоряжении "Итогов" оказалось письмо, подписанное 30 марта этого года заместителем руководителя МЭРТ Андреем Шароновым в адрес тогда еще руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Николая Шипиля (не так давно этот чиновник уволился с госслужбы). В этом послании заказчику предъявляются серьезные претензии. Как пишет высокопоставленный чиновник МЭРТ, "консорциум в составе ЗАО "НПО Прогрестех" и ОАО "АСДОР" не предоставил подробное техническое описание поставляемого оборудования; консорциум в составе ООО "НПО "Космос" и ОАО "Аэролайт" не представил предложения по радиотехническому оборудованию и техническое описание оборудования; ОАО "Мосинжстрой" не представил банковскую гарантию, лицензию, предложения по поставке средств радиотехнического обеспечения полетов, светосигнального оборудования и метеооборудования. Однако ни одна из конкурсных заявок отклонена не была, что является нарушением статьи 20 Федерального закона от 6 мая 1999 года N97-ФЗ и требований конкурсной документации". Далее Андрей Шаронов делает вывод, что выбор победителя необоснован. Первый заместитель генерального директора ОАО "Аэропорт "Внуково" Виталий Ванцев признал в разговоре с "Итогами", что описанные в письме "формальные нарушения" имели место.

К реконструкции приступили позже. Аэропорт принимал официальные иностранные делегации, прилетавшие на празднование 60-летия Победы. Произошла задержка и с финансированием со стороны федерального правительства.

Еще один пример. Одна из силовых структур проводила в этом году конкурс на закупку телекоммуникационного оборудования. Сроки подачи заявок на участие в нем были определены... в 1 (один) день. Тогда как по закону на это отводится не менее полутора месяцев. К тому же при проверке выяснилось, что круг участников организаторам закупок был известен уже несколько месяцев назад, оставалось лишь заполнить документы задним числом.

Кто-нибудь из чиновников в описанных выше случаях пострадал? Нет. Потому что старый закон никак не регламентировал ни условия конкурса, ни методологию оценки условий поставки товаров и услуг. Более того, контролирующий государственный орган был вправе только указать на нарушения заказчику. А тот может их устранить, а может и проигнорировать, поскольку серьезных санкций все равно не последует. В результате, по данным компании ФБК, проводившей специальное исследование, доля открытых конкурсов в общем количестве процедур закупок не превышает 7 процентов и "почти треть товаров и услуг закупается государством у единственного источника".

Закон? Есть закон!

И вот теперь должен вступить в силу новый закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

"Мы пробивали этот закон в течение пяти лет. Наталкивались на множество препон. Но в конце концов нам это удалось", - говорит начальник отдела государственных закупок Минэкономразвития Лариса Некрасова. По ее мнению, этот законодательный акт будет иметь и антикоррупционный эффект. Итак, что же изменится с появлением нового закона?

Во-первых, он будет обязательным как для федеральных органов, так и для региональных и муниципальных. Ведь сейчас на местах не нужно даже искать причины для отказа от проведения конкурсов. Отсюда - не только простор для коррупции, но и монополизм избранных поставщиков. Во-вторых, хотя "конкурсный" порог останется прежним, условия проведения конкурсов ужесточаются. Срок подачи заявок сокращается с 45 до 30 дней, прописан закрытый перечень требований, при выполнении которых продавец или подрядчик может быть допущен к торгам. Как считают в МЭРТ, второе условие будет работать против коррупции, поскольку именно дополнительные требования позволяют "заточить" конкурсы под определенного участника. "Ни один чиновник не сможет написать в качестве условий обязательное наличие у гендиректора фирмы-поставщика голубых глаз и золотых часов", - комментирует это положение Вадим Лазутин. В-третьих, помимо конкурсов будут проводиться и аукционы. Пока неизвестно, по каким именно товарам и услугам, этот перечень должно определить правительство. "Аукцион является наиболее прозрачной и наименее коррупционной формой госзакупок", - заявил "Итогам" министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Наконец, будет создан единый орган по контролю за всей системой госзакупок. Он и станет проверять соблюдение условий отбора подрядчиков и продавцов. Этот орган получит также право приостанавливать конкурс, заменять членов конкурсной комиссии, попавших под подозрение, и обращаться в суд для восстановления законности.

Однако наивно было бы полагать, что со вступлением нового закона в силу проблема неэффективности государственных закупок и коррупционности исчезнет сама собой.

Прежде всего из-под действия закона практически полностью оказалось выведено Министерство обороны, причем не только по вооружениям, но и по госзаказу на ширпотреб. То, что наши военные далеко не святы по этой части, известно даже по немногим официальным сообщениям. Самый громкий случай за последнее время - это скандал осени прошлого года, когда Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело в связи с нарушениями в закупках медицинского оборудования. Ревизоры Счетной палаты тогда оценили ущерб, нанесенный государству, в 14 миллиардов рублей. Суть криминала в том, что военные приобрели оборудование по завышенным ценам.

Для того чтобы отказаться от проведения конкурсов, остается еще один повод - экстремальные обстоятельства. По этой причине, исключительно в силу своей специфики, немалая часть закупок Минздрава, МЧС и некоторых других ведомств тоже формально выпадает из конкурсных схем. Правда, в случае особой срочности заказчик обязан придерживаться, как сказано в законе, биржевых котировок. Но много ли ширпотреба торгуется на наших товарных биржах?

К тому же ни конкурсы, ни аукционы сами по себе не гарантируют эффективности. И если для конкурсов установили более жесткие условия, то как быть с аукционами, когда свою игру ведут его непосредственные участники? Так было в этом году в одном из западносибирских городов. Чиновники решили закупить халаты для больниц, начальная аукционная цена уже была завышена, а две фирмы к тому же "играли на понижение". В результате халаты все равно обошлись государству на 20 процентов дороже, чем в соседних магазинах. Возникает еще одна проблема - качество закупленного товара. Ведь то, что дешево, не всегда качественно. Можно, конечно, в условиях аукциона определить еще и параметры закупаемой продукции. Но это уже будет ограничивать круг его участников. Да и конечного перечня аукционных условий в отличие от конкурсных закон не содержит.

Скорее всего новый закон существенно усложнит, по крайней мере на первом этапе, жизнь участников процесса и схемы их взаимодействия по горизонтали и по вертикали. Что касается более отдаленной перспективы, то ориентир есть. Аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин считает, что наведение порядка в этой сфере позволило бы государству ежегодно экономить до 150 миллиардов рублей. Значит, уже через год-полтора станет ясно, работает ли новый закон на эту задачу. Впрочем, застраховать новый контрольный орган от воздействия лоббистов никто не возьмется, а полномочия он получает немалые. Любой покупатель, в том числе и чиновник, придя в магазин, стремится купить тот товар, который ему по карману, и при этом найти продукт более качественный. То есть проводит своеобразный личный конкурс между продавцами, сравнивая цены, качество товара и услуги. Но это правило работает только тогда, когда покупатель распоряжается своими собственными деньгами. А вот когда они "ничьи", как в случае с государственным бюджетом, госслужащие руководствуются совсем иными мотивами, и их вольное обращение с казенными средствами ограничить непросто.

Константин Угодников

ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

Лауреаты вне конкурса

Сегодняшнее законодательство таково, что от проведения конкурса отвертеться ничего не стоит, а если конкурс и проводится, то подвергать системной проверке его организацию просто некому. Правоохранительные органы эпизодически хватают кого-то за руку, но проблему это решить не помогает. К тому же правительство нередко само дает основания госзаказчикам выбирать подрядчиков на безальтернативной основе.

В Минэкономразвития нам поведали еще две истории. О том, что саммит G8 будет проведен в следующем году в Санкт-Петербурге, члены клуба мировых лидеров договорились еще год назад. К этому мероприятию российское правительство запланировало крупномасштабную реконструкцию аэропорта Пулково. Чтобы не ударить в грязь лицом, только на ремонт взлетно-посадочной полосы государство выделяет 2,8 миллиарда рублей. Сам аэропорт, как пояснили "Итогам" в его пресс-службе, осуществляет только технический контроль, а финансирование начавшихся еще 11 июня работ проводится через Министерство транспорта. В пресс-службе этого ведомства нам сообщили следующее: "Из-за необходимости подготовить полосу к саммиту, который состоится летом 2006 года, она должна быть готова к октябрю 2005-го, чтобы пройти все испытания. И министерство проводило на основе трех возможных кандидатов выбор подрядчика". Такой выбор имеет мало общего с открытым конкурсом. И кто знает, насколько дешевле обошелся бы России саммит "большой восьмерки", если бы правительственные функционеры не затянули с подписанием необходимых бумаг.

О 60-летней годовщине Победы в кабинете министров, судя по всему, также узнали только в феврале этого года. А как иначе объяснить, что распоряжение правительства о выделении 1 миллиарда 200 миллионов рублей Федеральной службе охраны, ФСБ и Управделами президента было подписано только 14 февраля, а постановление о выделении им же еще 400 миллионов и вовсе 11 апреля? Для проведения конкурсов на освоение такой огромной суммы времени, как заявили "Итогам" в Минэкономразвития, действительно было маловато. При этом энная часть денег была израсходована на уникальную операцию - пересадку елей на Поклонной горе, которые мешали установке сцены. А после парада подрядчик высадил те же ели на прежнее место.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера