Архив   Авторы  

Выходи строиться!
Общество

"Сегодня по масштабам строительства нас, пожалуй, можно только с Китаем сравнить - с Пекином и Шанхаем. А если пересчитать на душу населения, то еще не факт, что китайцы строят больше", - говорит глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин

- Владимир Иосифович, вам как главному прорабу Москва сегодня нравится?

- Москва мне нравится, честно скажу. Шумят, ругаются на нас, конечно, и ошибки где-то мы делали, но все-таки мы сохранили Москву - она осталась собой. То новое, что мы построили, ее только украсило или еще украсит. Возьмите Сити - таким районом может гордиться любой город. А что там было раньше? Трущобы, промышленная зона. Или поля аэрации, вместо которых теперь Марьинский парк. Или ВДНХ - в моем детстве там ужас что было! Там, где сейчас памятник де Голлю поставили, находилось село Алексеевское - бараки из досок. Москва, безусловно, сильно изменилась, и в лучшую сторону. Можно и минусы найти: я даже их отыщу больше и быстрее, чем каждый из вас. Есть еще над чем поработать: чтобы полностью привести город в порядок, еще не один год понадобится, да и побогаче нам надо быть. Тем не менее сегодня по масштабам строительства нас, пожалуй, можно только с Китаем сравнить - с Пекином и Шанхаем. А если пересчитать на душу населения, то еще не факт, что китайцы строят больше.

- Зато китайцы строят помимо всего прочего много современных дорог. Вы вот в пробках часто стоите?

- Иногда стою. Мы тоже много средств тратим на дорожно-мостовое строительство. Но кроме новых дорог и развязок, нужны и другого рода меры: пора, наверное, ограничить и въезд в центр города, и решать вопросы с качеством бензина, и развивать пассажирский транспорт, метро. В ближайшие три года мы планируем пустить пассажирское движение по малому кольцу железной дороги: электрифицировать ее, построить станции, сделать подъездные пути к остановкам, довести до них наземный транспорт. Есть планы и относительно метро - ведь из-за того, что его стали меньше строить, и многие пробки на дорогах. Сейчас несколько увеличилось финансирование этой статьи, поэтому в течение следующих трех лет рассчитываем построить пять новых станций. Линия должна наконец прийти в Митино, давно ее там ждут. Дотянем метро до Сити, легкое метро со временем придет во Внуково.

- А может, при планировании крупных районов за пределами МКАД сразу закладывать в проект ветку метро, хотя бы легкого?

- Все можно, только денег не хватает. Конечно, жилищное строительство намного опережает развитие транспортной инфраструктуры. Но жилье строится в основном на частные средства, а дороги - на государственные. Транспортную проблему надо рассматривать еще с одной стороны: для личного транспорта не хватает парковок. Мы разработали программу "Народный гараж", она должна привлечь граждан к финансированию нужных им стояночных мест. Обойдется одно место в 5-7 тысяч долларов.

- Но таких цен в Москве просто нет: даже в отдаленном Куркино одно машиноместо продают уже по 20 тысяч долларов. А многие люди, уже приобретшие гаражи, не могут по несколько лет вступить в права собственности. Это может дискредитировать все благие начинания...

- Неужели 20 тысяч? Это, конечно, для Куркино очень дорого. Но цены диктует рынок, мы не можем приказать им снизиться. А что касается оформления, то это просто разгильдяйство, с которым мы будем разбираться. Вообще со сроками оформления в собственность вопросы возникают нередко - оно часто слишком затягивается. Я думаю, мы добьемся, чтобы этот процесс дольше трех месяцев не длился. Проблема в том, что многие люди в нашей стране, в том числе строители и чиновники, не привыкли к уважительному отношению к собственности. И все, что происходит, - пока издержки, это пройдет. А вот про Куркино вы зря так - отдаленный район. Это один из лучших районов Москвы. Тут совершенно иной уровень комфортности и квартир, и благоустройства, и инфраструктуры. Еще один выезд из района построим - претензий по поводу труднодоступности, думаю, станет меньше. И цены там ниже, чем в аналогичных новостройках в пределах МКАД: здесь около полутора тысяч за метр, а в городе раза в полтора-два выше. Будет похожим на Куркино еще один район - Молжаниновский, тоже индивидуальное жилье. А дальше - все, места для такой массовой индивидуальной застройки не осталось. Само собой, индивидуальное жилье будет возводиться, но это в основном касается точечной застройки. Мы сейчас строим где-то 5 миллионов квадратных метров жилья в год, из них около половины - по индивидуальным проектам, и тенденция эта, думаю, сохранится. Панельное жилье тоже очень востребовано: оно дешевле, по качеству уже может конкурировать с индивидуальным, а строится быстрее. Хороший индустриальный дом, если поднажать, за 4-5 месяцев можно сделать.

- Все-таки, согласитесь, квартиры в таких домах не являются эталоном комфорта, не зря ведь люди затевают перепланировки.

- Планировки есть самые шикарные - там, где "широкий шаг" (расстояние между несущими опорами. - "Итоги"). Во всех новых сериях домов уже предусмотрены и два санузла в больших квартирах, и "тещина комната" - просторная кладовая. Рынок заставляет и проектировщиков, и инвесторов разрабатывать и строить более комфортное жилье. Но есть планировки чисто социальные, где все ограничено нормами и квартира должна быть определенных размеров. Это жилье, которое люди получают бесплатно. За свои деньги, конечно, человек хочет большего. И должен иметь возможность свое желание реализовать. Ну чем москвич среднего достатка хуже европейца среднего достатка? Ничем, а выходит, что наш имеет в среднем 21 квадратный метр на человека, а европеец - 70 метров.

- Но, кроме разницы в метрах, существует разница в достатке. Москвича с каким доходом вы относите к среднему классу?

- Где доход семьи из трех человек составляет не меньше 2 тысяч долларов. Такой доход позволяет купить жилье, улучшить его. Ведь практически у каждого есть стартовый капитал в виде, например, старой квартиры, денежных накоплений. Кроме молодой семьи, разумеется, но для этой категории разработана отдельная программа приобретения жилья. Безусловно, даже с доходом в 10 тысяч долларов так сразу, без предварительных накоплений или кредита, квартиру не купишь. Во всем мире люди, которые даже миллионы получают, все равно покупают квартиры в кредит. А наши люди боятся, считают, что это кабала.

- Нашему человеку, пережившему не один экономический кризис, есть чего бояться. Вот скажите, почему проценты по кредитам, даже ипотечным, у нас так кусаются?

- Кредит - это нормально, надо ведь сегодня жить в достойных условиях, а не потом когда-нибудь... Только кредит должен быть цивилизованным и соответствовать уровню жизни человека. А когда с тебя требуют 10 процентов в валюте за кредит - это грабеж. Я считаю, что приемлемо не более 4-5 процентов в валюте, а еще правильнее - рублевый кредит под 5-6 процентов на 25 лет. Сейчас даже очень состоятельные люди не могут себе позволить брать кредиты под существующие проценты: приемлемая для них квартира стоит где-то полмиллиона, а вернуть в результате придется все полтора миллиона - три квартиры! Это в голове у человека просто не укладывается. Если несколько иначе распорядиться Стабилизационным фондом, была бы другая картина. Это те самые "длинные" деньги, которых страна якобы не может найти, чтобы, в частности, кредитовать население.

- Страна живет ожиданием жилищно-коммунальной реформы. Как она будет проходить в Москве: может, уже пора ради экономии переезжать в маленькие квартирки на окраинах?

- Я думаю, что в результате реформы неизбежно расслоение населения по месту проживания. И люди нуждающиеся или среднего достатка, живущие в домах соответствующего уровня, гораздо меньше будут платить за свои услуги, чем те, кто живет в больших элитных квартирах. Это сейчас с точки зрения коммунальных платежей нет разницы, живет человек в индустриальном доме на окраине или в элитном доме в центре. Но уже появляются товарищества собственников жилья в новостройках, они нанимают управляющую компанию, решают, нужно ли платить за охрану и прочие услуги. Выходит дорого, но люди получат обслуживание другого качества: ведь организации станут конкурировать, бороться за эти деньги. Я бывал в домах, где люди платят за обслуживание по 500 долларов в месяц, - все блестит, все всегда работает.

- Жилищный кодекс что-либо изменил в работе столичного стройкомплекса?

- Появилась четкая система. Раньше строили преимущественно за счет населения, причем застройщик перед частным инвестором - конкретным покупателем - серьезной ответственности не нес. Отсюда было множество проблем даже криминального характера: обманщиков, перекупщиков развелось предостаточно. Сейчас отношения застройщика и частного инвестора довольно четко регулируются законом: прописаны права и обязанности каждой из сторон. Но с другой стороны, раньше мы напрямую забирали деньги из "чулка" у населения и сразу строили. Теперь же надо в основном строить за счет кредита банка, а кредит этот не дешевый. Значит, волей-неволей себестоимость жилья будет увеличиваться, а следом расти продажная цена.

- Специалисты предрекают повышение цен еще и потому, что возникла монополия на производство цемента. Как правительство Москвы допустило такую ситуацию?

- У нас рынок и демократия, поэтому влиять на ситуацию могут только рыночные механизмы, а не власти. Это в СССР все решалось по административной вертикали: устанавливались цены, увольнялись-назначались люди. Теперь есть экономическая вертикаль, и она куда жестче, чем административная, но она не предусматривает директивного установления цен. Что касается монополий, так за тем и существует антимонопольный комитет, чтобы контролировать эти проблемы в рамках закона. Но если говорить честно, то объективных причин для повышения цен на цемент достаточно: цены на энергоносители увеличиваются, инфляция растет, зарплату людям поднимать пора. В последние годы на арматуру цены выросли в 2,5 раза, на щебень - в 1,7 раза. Но, говорят, жадность фраера губит: сразу цены увеличивать на 60-70 процентов нельзя. Примерно 1,15 миллиона квадратных метров жилья в Москве строится за счет городского бюджета, так что это повышение - удар и по казне города и социальным программам. Безусловно, тех, кто задрал цены, поправят, но тенденция к увеличению стоимости цемента в принципе сохранится.

- И все же в строительном бизнесе Москвы есть реальная конкуренция?

- На цемент - нет. Можно, конечно, брать цемент за границей, но, учитывая доставку, он еще дороже будет. А по всем другим материалам и видам работ, думаю, есть. Тендер теперь надо выиграть, чтобы какой-либо объект получить. Если бы это было не так, в стройкомплексе города не было бы задействовано около миллиона человек! Представляете, 15 лет назад было 500 тысяч, 5 лет назад - 700, а сейчас - миллион! Где это было видано, чтобы одновременно и театры строились, и жилье, и стадионы, и больницы, и дороги? Когда олимпийские объекты в 1980 году раскручивали, строительство жилья и других объектов притормозили. Теперь такого быть не может - за каждый объект идет борьба.

- Конкуренция какая-то странная: наобещав с три короба, строители тендеры выигрывают, а потом люди годами ждут обещанного. И никаких санкций...

- Задержки действительно бывают, но там, где работают мелкие фирмы либо где проект индивидуальный или очень масштабный. С индустриальными домами такого обычно не случается. С оформлением есть задержки, а со строительством нет. Если ваши права нарушают, идите к власти, для этого есть управы, префектуры. Идите в суд, в конце концов. Но мы стараемся дело до суда не доводить, решая все на уровне префектур или города. Я считаю, что суд - это уже плохо для общества со всех точек зрения: и материальной, и моральной. Вообще со своим народом воевать и судиться далеко не лестно для власти.

- Но как быть, когда сама власть действует не по закону? Например, жители пятиэтажек с удивлением видят на дверях подъездов объявление: срочно прийти за ордером. Подобный случай был недавно в Тушине, в Фили-Давыдкове. Можно с этим бороться?

- Такие вещи недопустимы. Во-первых, генеральным планом определено аж до 2020 года, где, что и когда будет реконструировано, снесено. Информация не секретная, она в открытом доступе - при желании это можно узнать. Во-вторых, конкретно каждый микрорайон, который ставится на реконструкцию, известен за пять лет. Потому что на него разрабатывается план застройки, индивидуальные проекты на каждое здание. И когда проект застройки готов, он должен быть согласован с жителями. Обязательно! Иначе он юридической силы не имеет. Мы делаем все возможное, чтобы жители были в курсе градостроительных планов, нам удалось решить даже такую проблему, как переселение в пределах одного района - это колоссальная победа. Бывает, конечно, что человек сам не интересовался, пропустил информацию. Поэтому возникают недоразумения.

- Недостаток информации, похоже, испытывают не только жители. Строительные компании при возведении новых объектов повреждают то трубы, то кабели, будто не знают о них. А энергетики утверждают, что московские строители не согласовывают с ними свои планы, поэтому сети и не выдерживают нагрузки. Чем ответите?

- Есть генеральный план, в нем рассчитано, сколько домов, школ, поликлиник, станций метро и дорог будет в определенное время построено. Рассчитывается нагрузка на сети, а также сколько тепловых и газовых станций надо построить, сколько провести линий электропередачи и поставить трансформаторов. Все это согласовывается с энергетиками, газовщиками и так далее. Никто не разрешит строить дом, даже маленький объектик, если не будет технических условий на его обеспечение всей инженерией. Другое дело, что задействованы разные источники финансирования. РАО "ЕЭС" ищет средства на всю энергетику, а мы - на строительство дома или дороги. Мы находим, они - нет. Иногда наоборот, тогда уже ищем компромиссы. Никому ведь не нужно, чтобы дом стоял, а его нельзя было эксплуатировать. А что касается повреждения сетей, то такое имеет место: жители Хорошево-Мневников, наверное, до сих пор помнят, как остались на несколько дней без телефонной связи по вине строителей "КРОСТа", которые перерезали кабель. И это не единственный случай: при высоких темпах и огромном масштабе строительства повышение профессионализма строителей, качество работы выходят на первый план. Мы создали специальный отдел по контролю за культурой строительства, и только за один квартал инспекторы выявили больше двух тысяч нарушений. Большинство устранено, остальные на контроле. И еще: мы жестко следим за качеством работ строительных компаний. При серьезных нарушениях лишаем их ордеров на право проведения работ, только в этом году приостановлено действие лицензий у полутора сотен компаний. Организовали горячую линию по недоделкам в новостройках: люди звонят, жалуются, а строители потом обязательно исправляют свои ошибки.

- Ошибки строителей иногда стоят людям жизни - так было в "Трансвааль-парке". Теперь Мосгорпрокуратура предъявляет обвинения и одному из ваших подразделений в недостаточном контроле за проектом. Сделаны принципиальные выводы?

- Мы создали комиссию, проверили все уникальные здания, провели собственное расследование причин трагедии. Все комиссии по этому вопросу сошлись в одном: причина не в качестве строительства, а в ошибке проекта. Сначала по проекту, который прошел экспертизу, над аквапарком планировалось возвести легкое перекрытие, а потом его заменили на тяжелое. Такая самостоятельность ничем хорошим в строительстве закончиться не может. Мы выводы, разумеется, сделали.

- Хочется верить, ведь в планах города строительство особо сложных объектов - небоскребов. Вы уверены, что Москве нужны такие здания?

- Они уже есть и еще будут. Сегодня мы плотно работаем с иностранными инженерами и архитекторами, имеющими большой опыт по небоскребам. Мы ездили в Нью-Йорк, чтобы изучить современные методы обеспечения безопасности этих зданий как с конструктивной, так и с технической и эксплуатационной точек зрения, работаем со специалистами и из других стран. Но требования к конструкциям у нас, могу точно сказать, не ниже, чем у тех же американцев. И вопрос безопасности только строители решить не могут. Появление небоскребов в Москве неизбежно не только потому, что это диктуется дефицитом свободной земли. Есть люди, которые хотят жить и работать в таких домах. А если есть спрос, должно быть предложение. Самые дорогие квартиры в Манхэттене, кстати, на верхних этажах небоскребов. Они миллионы стоят, и их покупают. Меня озолоти, я не хочу даже на двадцатый этаж: боюсь смотреть вниз, голова кружится. А молодежь и на сотый бы забралась. И потом у нас всегда были высотки: и сталинские, и те, что на Калининском. В свое время они считались настоящими небоскребами.

- И москвичи их не любили, называя Новый Арбат "вставной челюстью". Вы ее вынимать не будете?

- Облик Нового Арбата уже, конечно, не соответствует новой Москве. Что с ним делать - ломать дома или реконструировать с изменением фасадов, - будем решать с точки зрения экономической целесообразности. Но пока планов по сносу нет. Мы сегодня, как вы знаете, разобрали гостиницу "Москва", решили судьбу гостиницы "Россия" - вместо нее появится гостиничный квартал с улочками, как это было раньше. Согласитесь, нынешнее здание не украшает место у Кремля, хотя для своего времени это был грандиозный проект. Слышал много разговоров по поводу сноса домов на Тверской - не будет этого. Еще говорили о начале сноса панельных девятиэтажек. Конечно, многие из них неплохо бы заменить на новые комфортные дома, но и этого в ближайшее время в общегородском масштабе не произойдет. Возможны единичные случаи по инициативе инвестора.

- Будет ли Москва так же интенсивно строиться, когда сменятся мэр и его команда?

- Новый мэр будет определять политику, программу развития города. Я всегда рассчитываю на то, что люди, пришедшие нам на смену, будут все делать лучше: думать, строить, действовать. До нашей команды в Москве тоже были сильные, исторические даже люди, такие как Промыслов, Гришин и другие. Но мы пришли и стали работать. Когда меня назначали на должность, которая сегодня сопоставима с должностью замминистра по строительству, мне было 37 лет, моим начальникам - около 70. Сейчас вокруг меня много руководителей строительных компаний, которым около 40 лет. И многие из них не только умеют мыслить как государственники, но еще и являются богатыми людьми. Они и в бизнесе многое понимают и принимают решения, исходя строго из экономической целесообразности.

- Значит, "социалку" побоку?

- Нет, им придется решать социальные вопросы в любом случае. Если ты хочешь быть богатым и благополучным, обеспечь, чтобы вокруг тебя бедных не было. Важно ведь не столько дома понастроить, сколько дать возможность людям получать ту зарплату, которой они достойны. Наши врачи, рабочие, строители не хуже американских работают, а получают в десять раз меньше. Решим эту проблему, будет и доступная ипотека, и нормальный ЖКХ, и многое другое. Но все-таки и наша заслуга есть в том, что за какие-то пятнадцать лет появилось поколение, которое взяло в свои руки управление. Верю, что все будет хорошо.

Ирина Мельникова

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера