Архив   Авторы  

Не верь, не бойся, не проси
В России

Федеральные министры провели на Дальнем Востоке мастер-класс на тему, как получить и потратить деньги

Следующий год обещает стать поворотным в экономической политике: правительство выделяет беспрецедентный для новейшей российской истории объем средств на инфраструктурные проекты в регионах. Первым кандидатом на получение средств оказался Дальний Восток. Правительству предстоит освоить здесь немалые суммы - только финансирование из федерального бюджета увеличивается в шесть раз. Кроме того, 19 сентября Минэкономразвития начало собирать заявки на создание особых экономических зон, а отбор Минтрансом аэропортов для создания хабов вообще вышел на финишную прямую. Сразу три министра - Герман Греф, Игорь Левитин и Юрий Трутнев - почти неделю колесили по "краю света". Чиновники - где вместе, а где порознь - побывали на Камчатке, Сахалине, во Владивостоке, Благовещенске, Улан-Удэ. В вояже принял участие и корреспондент "Итогов".

Под раздачу

Правительственных визитов такого размаха в регионе, пожалуй, и не видели. Губернаторы по старой привычке заготовили петиции со множеством просьб и пожеланий. Все захотели получить деньги из казны, льготы особых зон, обзавестись авиационными транспортными узлами. Но презентацию хозяйств нельзя назвать успешной, никто из них не смог обосновать свои претензии реальными проектами. Ожидания регионального начальства в точности отразились в бодрых информвыпусках радиостанций на Камчатке, откуда делегация начала свою инспекцию. Диджеи-камчадалы сообщали об успешном ходе мероприятий, которые еще и не начинались, а суть их высказываний сводилась к одному - министры приехали дать нам денег.

В общем, все было как при дележе федерального бюджета. Только на этот раз каждый губернатор считал своим долгом уверить, что его область уже в ближайшем будущем должна стать особой экономической зоной, почти каждый аэропорт независимо от пропускной способности презентовал себя как будущий международный или хотя бы региональный транспортный узел. И каждый что-то говорил про предприятия с высокой добавленной стоимостью, которые Центр должен помочь создать. Хотя вопрос, какие именно производства они считают нужным организовать в своем регионе, нередко повергал местных руководителей в растерянность. Министры, однако, речами не обольщались. Не жалея себя, высаживались каждый день в новой области, расходились по объектам, а ближе к вечеру встречались с местной элитой.

Если попытаться посмотреть на регион министерскими глазами, то впечатление складывается не очень веселое. Ведь если местное начальство и сейчас не вполне справляется со своим хозяйством, то как оно будет осуществлять новые масштабные проекты? Например, подведомственная Михаилу Машковцеву Камчатка выглядит просто-таки депрессивно. Пятиэтажные панельные дома - а других там практически нет - не ремонтировались лет тридцать, а о дорогах местами напоминают лишь остатки асфальта. Где уж тут особую экономическую зону создавать. Камчатское начальство пыталось шутить: "Зато у нас джипов больше, чем в Москве". Но Герман Греф после встречи с Машковцевым заговорил не о камчатских проектах и их финансировании, а о необходимости объединения Корякского автономного округа и Камчатской области. Таким образом, камчадалам послан сигнал накануне референдума: пока Камчатка не согласится объединиться с Корякским автономным округом, ей ничего не светит.

Хозяйство сахалинского губернатора Ивана Малахова выглядит поприличнее - дома значительно лучше, да и дороги качественнее. Появилась даже автотрасса, которая связывает юг и север острова. Однако заслуг местных властей тут немного. Наметившийся рост обусловлен развитием в регионе нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", разрабатываемых с участием Exxon Mobile, SODECO, ONGC и консорциумом Sakhalin Energy, куда входят в том числе корпорации Shell, Mitsui и Mitsubishi. Дело в том, что сами месторождения находятся на севере острова, а завод по переработке сжиженного газа будет построен на юге. Поэтому иностранцы помогли построить развитую транспортную инфраструктуру, дома для расселения своих рабочих, занятых на месторождениях. А самый современный офис в Южно-Сахалинске возведен компанией "Роснефть". На тех же объектах, где интереса у инвесторов нет, ситуация значительно хуже. Скажем, рыболовецкий порт острова Холмск завален ржавым металлоломом.

Презентацию подпортили и сами сахалинские начальники, допустившие тактический просчет. К дежурным предложениям создать особую экономическую зону и дать денег на разные областные проекты они решили добавить свежую идею - вернуть регионам право самостоятельно распределять квоты на вылов рыбы. Очевидно, на Сахалине забыли, что именно изменение правил выдачи квот было одной из первых инициатив Германа Грефа в должности министра. Да тут еще глава Минприроды Юрий Трутнев заявил, что местные власти нередко препятствуют деятельности иностранных инвесторов. В качестве примера он привел разногласия Сахалинской области и Shell по локальному аэропорту, необходимому нефтяникам для эффективной работы.

Владивосток чиновникам из Москвы должен был понравиться. Он выглядит не менее современно, чем крупные города центра России, а по количеству иномарок и обилию ночных клубов еще и фору может дать. Но тут случился перебор с общением - министрам пришлось иметь дело сразу с несколькими губернаторами, а полпред президента в регионе Константин Пуликовский привез еще и пожелания других краев и областей округа включить их в список претендентов на звание особых экономических зон. Ошеломленный Герман Греф после такого натиска даже с прессой общался напряженно. В результате губернатор Приморского края Сергей Дарькин увлек министров на один из островов неподалеку от Владивостока, чтобы их там никто, кроме него лично, не беспокоил.

Никогда ничего не просите...

Какие же выводы могло сделать федеральное начальство? Правительство, собираясь вводить льготы для особых экономических зон, ставило на регионы, которые показывают хорошую динамику развития. Суть такого подхода понятна: если местное начальство не в состоянии в нынешних условиях обеспечить рост, то оно не сможет эффективно освоить новые инвестиции и распорядиться льготами. С этой точки зрения министры и инспектировали регионы. В итоге Герман Греф дал понять, что под абстрактные идеи никто ничего не получит, нужны конкретные бизнес-планы. Он потребовал от губернаторов, просивших внести их в список претендентов, в течение месяца написать в его министерство подробное обоснование своих проектов. Рассказывая про перспективы этих заявок "Итогам", Герман Греф в начале поездки был оптимистичен: "Никаких ограничений по выбору экономических зон у нас нет, кроме восьми миллиардов рублей. Да и то в случае, если мы будем иметь несколько достойных проектов, а обозначенной суммы не хватит, мы можем попробовать изыскать дополнительные средства. Тут все зависит от региональных специалистов".

Но к концу визита оптимизма поубавилось: "Сильно сомневаюсь, что все документы, которые мы получим, окажутся удовлетворительными". В сердцах он упрекал губернаторов в том, что они все время просят деньги, но не предлагают качественных, экономически обоснованных проектов, а местные экономические режимы назвал неэффективными. По словам министра, проблемы региона не в нехватке средств как таковых, а в их недоосвоении. "Есть ряд инструментов и помимо бюджета, - считает Герман Оскарович, - это прежде всего федеральный инвестиционный фонд, принятый недавно закон о концессиях, особые экономические зоны, сбор заявок на создание которых мы уже начали. В 2005 году государство выделило полтора миллиарда на малый бизнес, неужели вам не нужны эти деньги? Расшевелите своих мэров! Обидно отдавать эти средства в Москву, Санкт-Петербург или Татарстан. Научитесь работать в конкурентной среде, готовьте конкретные, понятные проекты. Инициатива должна исходить снизу!"

МЭРТ предстоит объездить всю страну, поскольку планируется создать целых двадцать ОЭЗ, но почти нет сомнений в том, что впечатления будут весьма схожими с дальневосточными.

Впрочем, Дальний Восток - случай особый. Осенняя вспышка активности объясняется не личным рвением министров и не только необходимостью выбрать проекты под особые экономические зоны и авиационные транспортные узлы. Президент в послании Федеральному собранию назвал Дальний Восток вместе с другими приграничными территориями стратегически важным регионом и на редкость конкретно для этого ежегодного документа поставил задачу: "Здесь необходима концентрация государственных ресурсов на расширении транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур - включая создание трансконтинентальных коридоров". Да и без президентских напоминаний известно: проблема, что называется, давно перезрела. Регион пора выводить из тяжелой депрессии - строить транспортную инфраструктуру, модернизировать аэропорты, создавать логистические узлы, развивать нефтегазовые проекты.

Именно поэтому в 2006 году финансирование региона вырастет до 17,4 миллиарда рублей, а это в шесть раз больше, чем в текущем году. Речь идет не о социалке, а об инвестициях в инфраструктуру и в реальный сектор экономики. К тому же известно, что инвестиционный фонд, составляющий порядка 70 миллиардов рублей, будет расходоваться в том числе и на транспортные проекты, в которых Дальний Восток испытывает острую необходимость. Наконец, существует и третий денежный источник - 8 миллиардов рублей, предназначенных для создания инфраструктурных особых экономических зон, кроме этого, будут выделены и средства для промышленно-производственных зон, где предполагается поддержка производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Главный "подрядчик" от правительства по освоению средств и поисков источников роста - Герман Греф, отсюда и его нервная реакция на вялую местную экономполитику. Правда, в регионах говорят, что разрабатывать стратегии и проекты до сих пор не было смысла, поскольку денег не предвиделось. Теперь вот срочно займемся бизнес-планами.

Однако даже в том случае, если разработки одобрят, освоение средств на их финансирование будет поставлено под контроль из Центра, а преимущество отдано федеральным проектам. Причина в том, что федеральные чиновники не доверяют местным. Не зря Герман Греф говорил о том, что финансовые потоки неизбежно сопровождаются их нецелевым использованием и коррупцией. Да и другие министры предпочитают иметь дело с федеральными программами. Игорь Левитин сказал "Итогам": "Мы готовы финансировать строительство автодороги Владивосток - Находка, но предлагаем передать ее в федеральное управление". Глава Минтранса хотел бы забрать под крыло своего ведомства и рыболовецкие порты. А если объект находится не на федеральной земле, то министерство вообще не хочет им заниматься, поскольку с собственностью в регионах полная неразбериха - всеми взлетно-посадочными полосами и частью территорий морских портов владеют либо субъекты Федерации, либо Министерство обороны.

Впрочем, не давая губернаторам деньги прямо в руки, федеральные власти собираются делегировать 114 полномочий от Центра субъектам Федерации. Законопроект на сей счет должен быть направлен в Госдуму уже этой осенью. Но при этом усилятся и контрольные функции Центра за их выполнением. Если этот сценарий будет реализован, то роль местных властей сведется к чисто технической, а экономикой регионов займутся в Москве. Оценить эффективность такой политики можно будет не раньше чем через два-три года.

Кирилл Пальшин

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера