Архив   Авторы  

Автостопом по галактике
Общество

Ожидается, что уже в 2007 году могут начаться регулярные пассажирские рейсы на околоземную орбиту

"У космического туризма блестящее будущее. Уже в 2007 году могут начаться регулярные полеты на околоземную орбиту новых летательных аппаратов с пассажирами на борту. А там и глубокий космос не устоит под напором людской любознательности и тяги к приключениям", - считает Эрик Андерсон, основатель и владелец американской компании Space Adventures. Он знает, о чем говорит. Именно Space Adventures помогла двум космическим туристам - американцу Деннису Тито и южноафриканцу Марку Шаттлуорту - побывать с недельными экскурсиями на Международной космической станции (МКС). Сейчас в космос собирается еще один клиент Андерсона - американский бизнесмен Грегори Олсен, чей полет запланирован на 1 октября.

Колорадский мечтатель

Штаб-квартира Space Adventures находится на восьмом этаже престижного офисного здания в пригороде Вашингтона Арлингтоне (штат Вирджиния). В здешних небоскребах сосредоточена большая часть столичного бизнеса, поскольку в самом Вашингтоне запрещено строить здания выше купола Капитолия. Офис первого в мире космического турагентства скромен и функционален. Много фотографий, портретов американских астронавтов и российских космонавтов, моделей самолетов и ракет, в том числе тщательно сделанная копия нашей "Энергии" с доверчиво прильнувшим к ней "Бураном". С особой гордостью Андерсон показывает на снимок, подаренный астронавтом Баззом Олдрином: первые шаги людей по Луне. На стене в холле висит настоящий космический скафандр. Эрик Андерсон посматривает на этот экспонат с грустью: его мечте стать космонавтом не суждено было сбыться из-за слабого зрения.

Любовь к космосу пришла к Андерсону в родном гористом Колорадо. Еще в школе он читал популярные работы астрофизика Карла Сагана, смотрел "Звездные войны" Джорджа Лукаса и знаменитый телесериал "Стартрек". В 1992 году Эрик поступил в университет штата Вирджиния. На то были причины. В Вирджинии отличная программа инженерной аэрокосмической подготовки, но при этом здешний университет не такой выпендрежный, как Массачусетский технологический институт. А кроме того, "в Вирджинии много симпатичных девушек". Но подлинным переворотом в душе молодого студента стала практика в НАСА. Там им и овладела идея сделать полеты в космос доступными для всех и сделать это, минуя государственные институты, которые работают медленно и часто неэффективно.

Впрочем, сотрудничеством с российскими государственными структурами Эрик Андерсон доволен. Не без проблем, конечно, дело-то сложное. Но все равно это не идет ни в какое сравнение с американским бюрократизмом. Российские космические структуры оказались в труднейшем финансовом положении. Бюджет у них меньше, чем у НАСА, а потому и стимулов к коммерческой активности больше. "Мы набираемся опыта, процесс подготовки каждого коммерческого рейса улучшается, - отмечает Эрик, - и мы ожидаем, что полет Грегори Олсена пройдет еще лучше, чем предыдущие".

Они любят риск

Грегори Олсен - третий любитель острых ощущений, купивший за 20 миллионов долларов билет для полета в космос на российском корабле "Союз ТМ". Олсен - солидный бизнесмен, глава успешной компании по производству тепловых фотокамер, автор серьезных научных работ и обладатель нескольких патентов в области материаловедения. Трудно себе представить, что в школе он был безнадежным троечником, а классный руководитель советовал ему сразу после ее окончания отправляться в армию, потому что, мол, поступить в институт или в техникум ему не светит.

После полета Олсен собирается совершить турне по школам двух штатов - Нью-Йорка и Нью-Джерси, чтобы, во-первых, рассказать о пребывании в космосе, а во-вторых, призвать молодежь обратить больше внимания на математику и естественные науки, которые открывают дорогу не только в космос, но и в другие сферы деятельности. По словам Олсена, готовился он к полету с увлечением, каких-то особых сложностей не было, вот только с русским языком пришлось попотеть по-настоящему.

Олсен и его предшественники Тито и Шаттлуорт - разные люди, с разными интересами, образованием и культурой, но их объединяет любовь к экзотическим путешествиям. Космос, невесомость, перегрузки, вид Земли с расстояния двести или даже четыреста километров - это как раз то, что надо. "Они любят риск, у них авантюрный склад характера, - говорит Эрик Андерсон, - это их объединяет". Пока космические туристы - это исключительно мужчины, но глава Space Adventures уверен, что в ближайшее время и женский пол себя покажет.

А впрочем, уже показал. Ведь Space Adventures участвует не только в организации дорогостоящих экскурсий на МКС. У фирмы в запасе несколько программ для тех, у кого нет на счетах миллионов. Можно за 19 тысяч долларов взлететь на сверхзвуковом МиГ-25 выше земной атмосферы и увидеть космическую тьму над головой или же всего за 7 тысяч совершить так называемый параболический полет на Ил-76, на котором тренируются космонавты, и последовательно пережить все "прелести" сверхперегрузок и невесомости. Уже более двух тысяч клиентов попробовали себя в таких полетах. Первой решилась прокатиться на МиГе наследница пивной империи Anheuser-Busch Лотси Холтон, она совершила полет вместе с мужем и сыном. Но еще более поразителен пример Дороти Симпсон. На свое 80-летие она получила от мужа подарок - билет на поездку в Россию для полета на Иле, чтобы побывать в невесомости. Она сделала это, и теперь ее имя вписано в Книгу рекордов Гиннесса.

Поехали?

Эрик Андерсон не очень любит термин "космический туризм". Он все время старается подобрать другие слова - "частное покорение космоса", "опыт на всю оставшуюся жизнь" и т. д. Но хотел бы он того или нет, выражение "космический туризм" уже прописалось в американском бизнесе и прессе. Сотни желающих внесли депозиты по 10 тысяч долларов и более в счет оплаты 100-тысячных билетов для будущих суборбитальных полетов. Двадацать шесть из них даже оплатили билеты полностью, лишь бы оказаться в голове очереди. Такие серьезные корпорации, как Oracle, American Express, Volkswagen и Citibank, внесли авансы за то, чтобы первые частные суборбитальные корабли несли на своих боках логотипы этих почтенных промышленных и финансовых институтов. Правда, пока что у Space Adventures нет собственного суборбитального аппарата. Компания заказала было разработку такого "извозчика" российским предприятиям, которые создали технический проект и даже построили макет корабля. Однако до действующего образца дело пока не дошло. По слухам, власти США намекнули компании, что помощь русским (деньгами) в создании космического аппарата нового поколения наносит ущерб национальным интересам.

Между тем уже сейчас конкуренция в новом бизнесе весьма высока. Известный американский поклонник высоких технологий Питер Диамандис создал компанию Zero Gravity Corporation в Форт-Лодердейле (штат Флорида). Он также предлагает желающим узнать, что такое невесомость, полеты на самолетах. Цена билета - три тысячи долларов. Диамандис известен тем, что учредил приз в 10 миллионов долларов за создание специального летательного аппарата, способного достичь границ космоса и вернуться обратно, то есть совершить суборбитальный полет. Приз получил низкоорбитальный летательный аппарат типа SpaceShipOne, успешно испытанный год назад. "Я хочу сделать для космоса то, что Жак Ив Кусто сделал для океанографии, - говорит Диамандис. - Кусто сделал исследование океана персональным опытом каждого человека. И теперь, если вы любите воду и приключения, вы выбираете глубоководное ныряние. Я же хочу, чтобы человек, полюбивший космос, мог выбрать полеты".

Дальше - больше. Британский миллионер и искатель приключений Ричард Брэнсон объявил о своем новейшем проекте Virgin Galactic. Британец готов создать свой собственный космический флот и собирается потратить 22 миллиона долларов на покупку аппаратов SpaceShipOne. Virgin Galactic рассчитывает уже с 2007 года начать регулярные полеты к границам земной атмосферы и космоса по цене предположительно 200 тысяч долларов за место.

Вообще появление такого аппарата, который устойчиво может взлетать в недоступные выси и возвращаться на Землю, способно радикально двинуть вперед нарождающийся космический туризм. Разрушение нынешней монополии государства на посадочные места в космических кораблях привлечет в него частный бизнес и заложит финансовый фундамент для новых технологических прорывов.

"Это как пассажирские авиалайнеры, - говорит Эрик Андерсон. - Сейчас они привычное явление. Но ведь потребовались десятилетия, прежде чем обычные люди смогли пользоваться услугами коммерческой авиации. Поначалу это все было в руках правительств. Теперь на самолетах летают все. Так и с космосом. Придет время, когда полеты туда станут обыденным делом". n

Вашингтон

Николай Зимин

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера