Архив   Авторы  

Головоломка
Парадокс

Ученые предполагают, что древние индейцы деформировали свои черепа, чтобы походить на инопланетян

В двухстах километрах к югу от столицы Перу Лимы расположен полуостров Паракас. Здесь на площади более чем в 300 тысяч гектаров раскинулся национальный заповедник, знаменитый своими фантастическими песчаными дюнами и богатым животным миром. В то же время полуостров Паракас - настоящий рай для археологов, в разное время исследователи нашли здесь множество древних захоронений. Первые два могильника неизвестной культуры обнаружил в здешних песках патриарх перуанской археологии Хулио Тельо. Случилось это в 1925 году. Спустя два года было найдено еще одно обширное захоронение. Оказалось, что вместе они составляют огромный город мертвых, позднее получивший известность как некрополь Паракаса. Эти находки позволили ученым выделить самостоятельную археологическую культуру, названную по имени местности. Расцвет культуры Паракас, по современным оценкам, пришелся примерно на 300-200 годы до нашей эры.

Особенности почвы на полуострове таковы, что в древних захоронениях тела погребенных подверглись естественной мумификации, соответственно органические материалы здесь сохранились на удивление хорошо. К настоящему времени из грунтовых могил и пещерных укрытий извлечено 429 мумий. По погребальному обряду индейцев Паракаса тело умершего одевали в пончо, заворачивали в несколько шерстяных одеял (их число могло доходить до десяти). Как правило, на нем был головной убор, напоминающий тюрбан. Затем тело помещали в плетеную корзину в сидячем положении, с ногами, подтянутыми к груди. В могилу обязательно клали керамические сосуды, бытовые орудия, речные раковины, иногда золотые украшения. Однако исследователей поразили не многочисленные памятники материальной культуры, найденные в захоронениях, а черепа мумий, имевшие удивительную вытянутую форму.

Проблемы с головой

Необычная форма головы у представителей культуры Паракас явно достигалась искусственным путем. Младенцу накладывали на лобную и затылочную части головы пластины и специальным образом их туго перетягивали. Подобный тип деформации историки называют лобно-затылочным. Таким образом индейцы добивались того, что череп ребенка вытягивался. Интересно, что описанной выше процедуре подвергались не все обитатели Паракаса, а лишь некоторые, но каков был принцип отбора, точно установить уже невозможно. Правда, есть один важный момент, на который надо обратить внимание: в некрополе нет бедных погребений. Все без исключения могилы явно принадлежали представителям социальной верхушки. Возможно, это было привилегированное кладбище, нечто подобное Долине царей в древнеегипетских Фивах. А может быть, похороненных здесь людей объединяла некая кастовая общность по типу жреческого ордена. Этим, вероятно, объясняется и единообразие погребального обряда. Но если это были жрецы, то какими сокровенными знаниями они владели и с чем все-таки связано упорство, с которым они стремились изменить форму собственной головы?

Официальная наука не дает внятного ответа на вопрос о причине возникновения странного обычая. Однако очевидно, что для столь радикального вмешательства в процесс развития человеческого организма должна была существовать очень веская причина. Ведь древние перуанцы подвергали головы младенцев достаточно рискованной операции. С точки зрения современной медицины подобное воздействие на череп ребенка отнюдь не безобидно. Изменение естественной формы черепной коробки приводит к возникновению хронических головных болей и может иметь серьезные последствия для психического и физического развития человека. А что, если это и было целью древних индейцев? Некоторые исследователи выдвинули версию, что путем деформирования головы люди пытались воздействовать на различные участки коры головного мозга и таким образом добиться устойчивых изменений в психике и физиологии. Но эта нейрофизиологическая теория только увеличивает количество вопросов. Откуда древние узнали о таком способе воздействия на головной мозг? Каких изменений в психике и физиологии они пытались добиться?

И дырка в черепе

Странные вытянутые черепа не единственная загадка некрополя Паракаса. Другой, не менее таинственный факт - ненормально высокая доля черепов со следами трепанации. Практически на каждом втором (!) черепе в Паракасе имеются отчетливые следы операции. А порой и не одной: встречаются черепа, чьи обладатели перенесли до пяти трепанаций. Эти цифры выходят за все разумные пределы. Конечно, можно было бы предположить, что речь идет о следах операций по поводу серьезных травм головы, полученных воинами в сражениях. Ведь в древности одним из самых распространенных видов боевого оружия была палица, или, проще говоря, дубинка. Но представители культуры Паракас, судя по погребальному инвентарю, вовсе не были такими уж воинственными. Между тем примерно в то же время на севере Перу существовала другая индейская культура - Мочика. Так вот известно, что индейцы мочика отличались крайней агрессивностью и постоянно воевали с соседями. В захоронениях этой культуры также находят черепа со следами трепанации, но их процент в общей массе крайне невелик и не идет ни в какое сравнение с тем, что наблюдается в Паракасе.

Тогда некоторые исследователи выдвинули еще одну остроумную теорию. А что, если на полуострове размещался своего рода специализированный лечебный центр, где эскулапы в совершенстве овладели искусством трепанации и могли, например, избавлять пациентов от такой болезни, как эпилепсия. И потому именно сюда съезжались больные из других районов Перу. Увы, и эта теория не проходит. Как мы уже говорили, погребальный обряд в могильниках Паракаса достаточно единообразен, здесь явно нет захоронений чужаков. А кроме того, если поверить в версию о лечебном центре, то по идее в могилах должны покоиться те больные, для кого операция сложилась неудачно. Но это не так. Дело в том, что по костным останкам палеонтологи легко могут установить, выжил ли человек после трепанации или нет. При успешной операции отверстие в черепе постепенно зарастает и закрывается восстанавливающейся костной тканью. Если же череп не имеет следов заживления, это означает, что пациент умер во время операции или вскоре после нее. Так вот в Паракасе количество черепов со следами успешных трепанаций превышает 80 процентов!

- В древности было известно несколько техник трепанации черепа, - рассказывает известный перуанский историк Барреда Мурильо. - Это постепенное соскабливание кости, вырезание или высверливание по кругу маленьких дырочек - перфорация, а затем изъятие получившейся "крышечки". Мы считаем, что в Паракасе использовалось как соскабливание кости, так и ее вырезание. В среднем диаметр отверстий на черепе составлял 4-5 сантиметров, но иногда мог достигать и 7,5 сантиметра! И человек после этого оставался жив.

В одном из погребений был даже найден целый набор хирургических инструментов, в который входили обсидиановые ножи различных размеров, ложка, сделанная из зуба кашалота, иголки с нитками, бинты и хлопковые шарики-тампоны. При помощи таких вот простых инструментов древние медики успешно вскрывали черепа своих соплеменников. Кроме того, в Паракасе найдено несколько черепов, в которых отверстия были закрыты тонкими золотыми пластинами. И эти пластины тоже успели зарасти по краям новой костной тканью. В некоторых случаях отверстия закрывались пластинами из высушенной тыквенной кожуры. Строго говоря, практика трепанации черепов известна не только в Паракасе. В Перу останки со следами аналогичных операций находили и в соседней долине Наска, в окрестностях древней столицы инков Куско, на севере - там, где жили представители уже упоминавшейся культуры Мочика. Но, повторим, нигде, кроме Паракаса, нет такого большого числа человеческих черепов со следами трепанации.

По образу и подобию

Итак, получается, что представители культуры Паракас не только меняли форму черепа в детстве, но и продолжали "совершенствовать" свои головы в течение жизни. Зачем? И вот тут мы подходим, пожалуй, к самому интересному. Некоторое время назад перуанские исследователи выдвинули сенсационную гипотезу. Может быть, древние жители Паракаса хотели уподобиться неким могущественным существам - возможно, богам. Если так, то что это могли быть за боги? Ведь, как правило, древние заимствовали образы своих богов из окружающей природы. Неудивительно, что чаще всего божества имели вид животных или человека. Где же индейцы увидели существ со столь странной формой головы? Эта версия кажется совершенно фантастической, но, вероятно, для древних людей "образцом для подражания" стали... представители инопланетных цивилизаций, которые имели внешние отличия от землян. К тому же инопланетяне могли обладать некими сверхъестественными с точки зрения человека способностями. И обитатели Паракаса пытались овладеть ими, меняя "дизайн" собственного черепа. Ведь существует версия, что развитие определенных долей мозга открывает для человека возможности телепатического взаимодействия. Кроме того, не стоит забывать, что расположенное неподалеку плато Наска с его таинственными рисунками, которые можно увидеть только с воздуха, - священное место для уфологов, убежденных, что здесь приземлялись инопланетные космические корабли.

И вот что интересно: обычай деформации головы существовал в древности не только у индейцев Паракаса. Например, у майя на полуострове Юкатан и у сапотеков и тотонаков в Мексике. Вытянутые черепа были найдены в Тиауанако на озере Титикака в Боливии. В Месопотамии обычай деформации головы был зафиксирован у представителей дошумерских культур ранее пятого тысячелетия до нашей эры. Более того, этот странный обычай сохранился вплоть до современных времен у некоторых народов Судана и Конго в Африке, а также у жителей Вануату на островах Новые Гебриды в Тихом океане. Но несмотря на пространственно-временные и культурные различия всех этих народов, цель у всех была одна и та же - добиться вытянутой формы головы. И тщательное научное изучение этого парадоксального феномена вполне может привести к пересмотру многих наших представлений о древнейшей истории человечества.

Лима - Москва

Андрей Жуков

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера