Архив   Авторы  

Парадный подъезд
Общество

Столичные власти решили покончить со стихийным формированием городской среды. И объявили необычный градостроительный конкурс. Чем он закончится - другой вопрос...

Недавно в Москве состоялся закрытый архитектурный конкурс, который никак не афишировался и окончательные итоги которого еще не подведены. Однако событие стоит того, чтобы рассказать о нем до официального финиша. Дело в том, что это первый за последние 15 лет конкурс на масштабную градостроительную концепцию, причем, заметим, не отдельного участка и даже не квартала, а целой магистрали - Кутузовского проспекта и Можайского шоссе от Третьего транспортного кольца до МКАД. Архитекторам предложили создать проспект будущего, продумав в нем все: объем и функции зданий, транспортные схемы и оформление парковых зон - вплоть до расстановки градостроительных акцентов на всех одиннадцати километрах трассы. Хочется захлопать от радости в ладоши: неужели случилось чудо - власти города пришли к выводу, что городские территории должны развиваться не хаотично, а в соответствии с некой продуманной идеей? Такой концепцией, чтобы всем всего хватало: людям - жилья и магазинов, машинам - дорог, бизнесменам - офисов, детям - школ и парков. И чтобы это было красиво, сочеталось с существующей застройкой, а каждый район узнавался бы сразу. Фантастика, конечно. Хотя идея такой градостроительной проработки не нова - цивилизованный мир примерно так и развивает свои города. Но у нас конкурсы в принципе не в чести, а если они и проводятся, то их результаты почти никак не сказываются на реальной жизни города. Более того, часто проекты-победители так трансформируются при реализации, что их даже узнать трудно. Что будет с результатами данного конкурса? Пока это совершенно непонятно: итоги подведут на одном из ближайших общественных советов при мэре Москвы. В том, что именно представят на суд властей и экспертов и как поступят с проектом-победителем, попытались разобраться "Итоги".

Футурология

История возникновения этого конкурса забавна. Территория вдоль Кутузовского проспекта и Можайского шоссе согласно ранее принятым планам так или иначе должна развиваться: где-то предстоит снести старые здания, где-то построить новые. В прошлом году одна из архитектурных мастерских выполнила проекты на двух отведенных под новое строительство участках и даже сделала соответствующие макеты с учетом существующей застройки. Говорят, посмотрев на них, Юрий Лужков сказал: мол, все непонятно, объекты теряются, никак не "читаются" в контексте этого места - надо делать конкурс на градостроительное решение всего участка от Третьего транспортного кольца до МКАД и расставить на нем архитектурные акценты. Ясное дело, Кутузовский и Можайка - парадный въезд в город, правительственная трасса, но сориентироваться на участке от МКАД до Поклонной горы крайне трудно: застройка практически однородна, глаз цепляет лишь несколько крупных новых жилых комплексов. Конкурс с соответствующим заданием был объявлен (правда, в узком кругу, закрытый) в январе этого года. В нем пригласили участвовать всего семь организаций, из которых две впоследствии от этой чести отказались. В том числе, к сожалению, и Московский архитектурный институт. В результате на свет появилось пять проектов. Свое решение предложили Архитектурное "Бюро АВ", московское отделение Международной академии архитектуры, Моспроект-2, Моспроект-4 и ЦНИИП градостроительства. Уже сегодня все проекты рассмотрела экспертная комиссия и дала свое заключение, которое оказалось в нашем распоряжении. Но прежде чем говорить о предварительных результатах, немного о том, что же хотели создать архитекторы.

Вся трасса в соответствии с заданием была разбита на семь участков. Первый и второй - въезд в город со стороны МКАД, включая пересечение с улицами Витебской и Кубинкой. Их требовалось решить так, чтобы сразу было ясно: это ворота в столицу. И они могли быть любыми: ограничений по высотности в этой части города практически нет, а набор функций нужен весь - от жилых до административно-общественных. Третий участок - между улицами Рябиновая и Багрицкого - отличается тем, что здесь предлагается учесть и обыграть пространственный выход в долину реки Сетунь. Следующий, в который попадают развязки с Аминьевским и Рублевским шоссе, был объявлен участком для особо тщательной проработки: здесь нужно не только решить транспортные проблемы - развести пешеходные и автомобильные потоки, предусмотреть четкий градостроительный акцент, но и оформить поймы рек - Москвы и Сетуни. Пятый участок, включающий территорию знаменитого яблоневого сада, требовал особой деликатности, а два последующих, весьма непростые по своей давно сложившейся квартальной структуре, являются завершением ансамбля застройки Можайского шоссе и Кутузовского проспекта и вплотную подходят к исторической части города.

Как человек, видевший все пять макетов, скажу: проекты настолько разные, что сразу понимаешь - город может быть любым, от агрессивного, подавляющего громадами зданий и шпилями небоскребов до дружелюбного, когда даже немаленькие здания "уважают" тебя как равноправного. Все дело, видимо, в том, кто берется обустраивать нашу жизнь. Кто-то считает, что яблоневый сад или площадь тоже может быть акцентом. Описать все проекты не представляется возможным, но есть в них кое-что общее: все они учитывают сумасшедший транспортный натиск и, кажется, вполне основательно разводят машины и людей, предоставляя последним возможность сбежать в пешеходные озелененные зоны и парки. Многоуровневые развязки, пандусы, использование особенностей ландшафта для увода парковок под землю, расширение проспекта и шоссе, связка существующей трассы и проектируемого дублера также есть у всех. Понятно, что у экспертов, которые профессионально оценивали работы, есть конкретные претензии к каждому из проектов. "Мы выбрали три проекта, которые можно назвать относительно лучшими, - сказал "Итогам" председатель жюри конкурса, первый заместитель председателя Москомархитектуры Юрий Григорьев. - Однако настоящего лидера пока нет - в каждой из конкурсных работ есть очень интересные решения, а есть явные неудачи".

Проект-победитель пока не определен. Перед последним общественным советом городское руководство в узком кругу лишь посмотрело все варианты. После этого главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сказал "Итогам": "Когда мы показали мэру макеты проектов, он согласился, что надо было делать несколько разных вариантов. Как и членам жюри, ему показались интересными те, где сохраняется яблоневый сад и где высотки не расставлены вдоль шоссе, а собираются отдельными кучками на въезде в город и пересечениях магистралей, где понижение этажности новой застройки направлено к Поклонной горе. Но окончательное решение мы примем на одном из следующих общественных советов".

Суровая реальность

Что дальше? Уже понятно, что безупречного проекта пока нет: рассчитывать на то, что архитекторы, у которых давно уже не было (а у кого-то вообще никогда) опыта решения столь масштабной градостроительной задачи, идеально справятся с заданием, наверное, и не стоило. Были и другие подводные камни, которые, видимо, не позволили авторским коллективам довести проекты до более высокого уровня. По словам участников конкурса, к нему нужно было готовиться тщательнее. "Осталось ощущение, что такой важный конкурс организовывался слишком спешно", - сказал нам один из авторов. Умолчав, впрочем, о том, что каждый из коллективов получил за участие смешные для такого мероприятия деньги - по 300 тысяч рублей. По-хорошему этих денег просто не должно было хватить на зарплату разработчикам, макеты, планшеты. Никто уже не говорит об адекватной оценке интеллектуальных решений. В Европе за подобное участие устроители конкурсов платят в десятки раз больше. На сами конкурсы тратятся сотни тысяч долларов - за эти деньги проводится тщательнейшая проработка места: выясняются все ограничения, геологические условия, делается анализ требований населения и так далее.

"В Москве на конкурсы выделяется пять миллионов рублей в год, - говорит начальник отдела архитектурно-строительных конкурсов Москомархитектуры профессор Владимир Семенов. - На это можно провести три-четыре мелких конкурса, включая "Мой двор, мой подъезд". На Кутузовский было потрачено около пяти миллионов - из бюджетов за два года. Но это мало для такого мероприятия". Столь скудные бюджеты, наверное, объяснимы: не любят в нашем городе конкурсов. Однако что будет, если власть, сказав "А", вдруг потом скажет "Б" и продолжит развивать идею комплексного градостроительного планирования? Тогда придется проводить еще один конкурс. "Думаю, что этот конкурс стоит рассматривать как предварительный: по его результатам можно разработать дальнейший сценарий и новое уточненное задание градоустройства этой магистрали в целом и ее отдельных, наиболее значимых участков. Если рассматривать этот конкурс как методический прием обеспечения закономерной преемственности от ныне действующего Генплана к последующей за ним программе развития и застройки столицы, то идеи конкурса целесообразно распространить и на другие вылетные магистрали", - пишет в отчете руководитель экспертной группы Юрий Волчок. А это значит новые и новые конкурсы и большие деньги на них. И новые ограничения для строителей и инвесторов. "Конечно, по результатам конкурса не будет утверждена конфигурация зданий или их архитектурное решение, - говорит главный архитектор Александр Кузьмин. - Мы дадим принципы застройки этого участка - режимы градостроительной деятельности: будут утверждены функциональные, транспортные зоны, станет ясно, где можно допустить повышенную этажность, где лучше не строить вообще, а сделать зеленую зону". Представьте, что такая же участь постигнет все вылетные магистрали города и какой-нибудь очень мощный инвестор уже не сможет построить 30 этажей вместо 20, а в парке к детской площадке притулить офисный центр. Если честно, я представить не могу. А потому с сожалением думаю, что этот правильный по сути своей конкурс может остаться единственным. И неповторимым.

Ирина Мельникова

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

О пользе дела

Представим, что одна из концепций застройки Кутузовского проспекта и Можайского шоссе воплощена в жизнь. Это значит, что магистраль на всем ее протяжении получит совершенно новый индекс престижности. Сегодня цены на жилье на Кутузовском и Можайке разнятся: причем снижение логично идет от центра к МКАД. В начале Кутузовского дома в основном кирпичные сталинской или добротной брежневской застройки, большинство из них тянет на "элитку" или жилье повышенной категории комфортности. Вокруг много магазинов, ресторанов и прочих благ цивилизации. А вот дальше - по Можайскому шоссе - застройка в основном панельная, а инфраструктура оставляет желать лучшего. Соответственно цены на недвижимость отличаются в разы. Если брать похожие по качеству дома, то квадратный метр в районе улицы Кубинка стоит сегодня порядка 4,4 тысячи долларов, а уже в районе станции метро "Кутузовская" - 6,5 тысячи. Однако говорить о том, что разницу дает только близость к центру, было бы неверно. В новых жилых комплексах на той же Можайке цены иногда даже выше, чем на вторичном рынке ближе к центру. Одним словом, новая жилая застройка с хорошими подъездными путями и рекреациями существенно сравняет цены вдоль всей магистрали. В Москве появление даже одного жилого комплекса с современным благоустройством (детские площадки, газоны, фонтаны, скверы, хорошие подъездные пути и т. п.) повышает цену недвижимости в близлежащих домах на 5-10 процентов. Что уж говорить о столь масштабном переустройстве? Одним словом, в инвестиционной привлекательности жилья на обновленной трассе можно не сомневаться.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера