Архив   Авторы  

Шекспир, открой личико...
Художественный дневник

"Антония и Клеопатру" Шекспира осовременили на Чистых Прудах

Название спектакля модного режиссера-экспериментатора Кирилла Серебренникова звучит так: "Антоний & Клеопатра. Версия". И в этом вся соль. Режиссер на пару с драматургом Олегом Богаевым "по мотивам У. Шекспира" создал свою версию, "более близкую и актуальную для современного зрителя". Классические куски текста, изрядно порезанные, пересыпаны стебной отсебятиной (вроде "расслабился мужик" или "чтоб был жених хорошим мужем, невеста - славною женой") и политы острым политическим соусом. Действие из Египта перенесено в один из городов современного Северного Кавказа, царица Клеопатра (Чулпан Хаматова) надела мусульманский хиджаб, а Антоний (Сергей Шакуров) нарядился в камуфляж федеральных войск. Лет эдак двадцать назад это, может быть, еще и сработало бы. Но нынешний зритель, привыкший ко всяческой "крутизне" в театре, спокойно, хотя и с интересом, наблюдает за энергичным поначалу действием. А оно идет на фоне колючей проволоки и для "оживляжа" приправлено техническими эффектами, перебивкой ритма, света, цвета и излюбленными режиссером приколами. То появляется предсказатель с двухметровым фаллосом. То вставным номером возникает жанровая комическая сценка - процессия из сморкающегося, пукающего южанина в трениках и кепке-аэродроме с тремя покорными женами на веревке. Отодрав усы, сняв пиджак, он затем почему-то оказывается самой Клеопатрой. А вот на экране появляется угрюмый, в темных очках бородач с автоматом, явно косящий под Басаева. То и дело звучат фразы из русско-арабского разговорника, о котором, правда, к концу спектакля вообще забывают. Ключевые же фразы произносятся в микрофоны, установленные в двух подсвеченных неоном кабинках. В самом же финале героиня даже пытается расстегнуть ширинку у победителя и зачем-то смешно верещит с кавказским акцентом... Ух! В общем, вы уже поняли: в спектакле всего, всего довольно, "порядка ж вовсе нет", все замусорено весьма сомнительными "находками". А одна так просто коробит. Второе действие перенесено в обгоревший спортзал, где на матах каменно застыли шахидки с оружием. И тут даже самый неискушенный зритель почувствует неловкость за режиссера: воскрешать реальную недавнюю трагедию в театральных декорациях не стоило бы. Тем более что Серебренников сам, кажется, хотел говорить не о конкретике, а о глобальном "столкновении цивилизаций". Что ж, желания совпадают: если уж на то пошло, нам бы тоже хотелось услышать нечто свежее на тему: "Запад есть Запад. Восток есть Восток. И с места они не сойдут". Но Кавказ в спектакле, к сожалению, что-то вроде картона в провинциальном фотоателье с нарисованными горами и отверстием для головы клиента. Наши клиенты Антоний и Клеопатра тоже проделывают этот нехитрый трюк. Но никакого нового смысла от этого не рождается. А главное - не рождается трагедия, как уж тут ни катайся в объятиях по сцене и ни стони в "пароксизмах", раздирая в кровь тела. Словом, пустоты возникают всякий раз, когда после "живых картинок" возникает потребность в серьезном разговоре о "свойствах страсти", а вместо "функций" хочется увидеть сложные характеры, мотивированное поведение. Не тут-то было. Антонию здесь предписано лишь надсадно кричать, а Клеопатре - извиваться да исступленно, с выражением читать стихи. Кстати говоря, удивительная вещь! Когда мощная шекспировская строка все же прорывается к зрителю, все примочки становятся такими убогими. Думаешь, вот если б нашелся храбрец да отважился поставить классика вне модных тенденций, может, и неплохо получилось бы?..

Елена Сизенко

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера