Архив   Авторы  

И тут входит муж...
Художественный дневник

Пьеса Василия Сигарева "Гупешка" на Малой сцене РАМТа

Под занавес шумно прошедшего фестиваля "Новая драма" Российский Молодежный театр тихо-мирно и как-то незаметно выдал свою, тоже новодрамовскую премьеру по пьесе Василия Сигарева. Жаль, что незаметно, глядишь, возбужденные борцы за новое слово успокоились бы, с критиками такими-сякими примирились. Ведь если что хорошо выходит, так и нам, злыдням, из ума выжившим (примерно так о критиках отзываются новодрамовцы и примкнувшие к ним друзья-товарищи), приятно. Но вот интересно, спектакль этот не слишком замечен лидерами движения, не вписывается он туда, хоть тресни. Может, потому, что Сигарев живет сам по себе, в сходках не участвует, манифесты не выпускает, хорошие пьесы пишет, а театры их ставят. Среди них даже академические. Как Российский Молодежный.

Но все же странно это, господа. Сигарев ведь только строем не ходит, а пишет как раз про то, что полагают самым главным идеологи "новой драмы", то есть про жизнь, нас окружающую. Он, даром что в провинции живет, ее (жизнь эту) хорошо знает, а еще лучше - слышит. Его тексты практически всегда обходятся без мата, но звучат как диктофонная документальная запись. Настолько точны и реальны. А еще он умеет сюжет выстроить, чего большинство новых авторов даже и не пытаются сделать. Они поток своего сознания разбивают на реплики (это в лучшем случае) и называют его пьесой. А у Сигарева - и диалог настоящий, и характеры разные. Словом, молодец он, недаром театры его пьесы любят.

Однако задачу перед актерами он ставит труднейшую, поскольку быть на сцене таким, как в жизни, сегодняшнему исполнителю чаще всего не под силу. Выдуманное изобразить им ничего не стоит, они приемы знают. Какого-нибудь Чацкого сыграть или няню до безумия прекрасную - бери готовые штампы и пользуйся в меру своего дарования. А как играть женщину по имени Тамара, которую муж называет гупешкой, потому что такая же страшненькая, неприхотливая и живучая, не знает никто. Тут такая правда требуется, которую приемами не схватить, ее знать и чувствовать надо. Примерно три четверти спектакля "Гупешка", поставленного молодым режиссером Антоном Яковлевым, казалось, что ты в Театре.doc, настолько живыми и поразительно органичными были актеры - Рамиля Искандер и Александр Гришин. И вроде история невзрачная, будничная - молодая женщина привела домой мужчину, он уверял, что хочет с ней познакомиться, вино принес. Вино открыть не смогла, не знает, что такое штопор, пришлось пить чай, без заварки, зато с сахаром. И все про мужа рассказывает, как он вывез ее из деревни, как теперь гупешкой зовет, и цветы дарит заезжей поп-диве. Словом, и Паша (пришедший кавалер) жалостью изошелся, и публика растрогалась, и даже вредные критики едва слезу проливать не начали. Но здесь появился муж (Алексей Веселкин) и все испортил. Точнее сказать, испортили режиссер с актером - до сих пор на сцене была жизнь, а тут началась театральность. Муж Леня - человек, конечно, нехороший, но ведь человек, не монстр. А Веселкин изобразил именно монстра, без чувств и живых реакций, жлобство легко наиграл (знает приемы), и все дела. У Сигарева история трагическая выписывалась, а финал в спектакле каким-то неловким вышел, моторным и ненатуральным. Словом, штампы современной пьесе не к лицу, это вам не "Горе от ума", знаете ли.

Марина Зайонц

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера