Архив   Авторы  

Окопные хроники
Художественный дневник

Вышла новая книга Дмитрия Быкова

Поэма Дмитрия Быкова "ЖД" стала знаменитой задолго до выхода в свет. Ей авансом присвоили титул самой неполиткорректной книги нового тысячелетия. Сам Быков на предварительных слушаниях в модном московском клубе огорошил публику следующим заявлением: "Кто-то наверняка увидит в этой сказке антисемитизм, кто-то русофобию. Таким интерпретаторам нет дела ни до Родины, ни до правды..." Так что выхода этого опуса ждали с содроганием. Ведь не каждый день любезный автор обещает нам маленький литературный Судный день.

В центре повествования у Быкова многострадальная Русь. Идет гражданская война между варягами (они же - русы, военная бюрократия) и хазарами (они же - евреи, Каганат и проч.). Каждая из сторон предъявляет свои права на страну. Но и те и другие - захватчики. А страдает, как водится, коренное население - васьки (они же - славяне). Немощные, с застывшей покорностью во взгляде, кожей цвета земли и неизменным чугунком картошки для "освободителей". Комиссары враждующих армий сулят им то справедливость и порядок, то свободы и эффективный менеджмент - словно трясут пучком соломы перед носом у лошади. Но лишь затем, чтобы кляча еще какое-то время работала - перебирала ногами и тянула хлипкий возок русской истории. Грустная картина. Однако вопреки всем напастям аборигены ухитрились сохранить мистическую связь с землей. Вот, например, голенастая и смешная девушка Аша, дочь жреца, и та умеет заговаривать стихии, а изъясняется на особом языке: волхвов кличет волками, потолок - небом, курицу - коченей и прочее. Тут я сказал бы, что автор идет по стопам модного ныне прозаика Иванова, но, по словам Быкова, он трудился над своей мегапоэмой целых десять лет. Что ж, идеи носятся в воздухе...

Теперь о "сокровенном". Если у кого-то есть желание вычислять процент русофобии и антисемитизма в этой скорбной книге - флаг ему в руки. С каким-нибудь этномометром пусть он сканирует страницу за страницей, беря в расчет строкаж и силу сарказма в "русских" и "хазарских" сценах. Только что толку? Все равно у Быкова "оба хуже". А меж тем смысл поэмы, при всех толках о ее сугубой неполиткорректности, совсем, совсем не в этом. А в изучении тупиков коллективного сознания и в критике идеологии.

Можно, конечно, подкопаться к автору и с другой стороны, историософской, отыскав тьму разных аналогий. Вспомнить мысли Льва Гумилева и Сергея Булгакова о "внутренней монголизации Руси" - привычке московских князей собирать дань с собственного народа. Или, скажем, указать на очевидное сходство с "теорией элит" Вильфредо Парето, в которую все описанное укладывается просто идеально (кстати, работы итальянского социолога - хорошее средство против идеологических вирусов, как великодержавных, так и либертарианских). Но только Быков, похоже, и не пытался быть оригинальным. Ровно наоборот. Как сказал Дмитрий на своем литературном вечере, его "просто вырвало всем, что он ел на протяжении двадцати лет". Вот автор и решил выдавить из себя интеллектуала. Поэтому он не создает новые мифы, а отменяет уже существующие. Разбирает на запчасти знакомые штампы, убирает из них общие идейные множители и сводит к нескольким элементарным тезисам. Это не деконструкция, это развоплощение. Благословить вектор авторских намерений или нет - зависит от читателя. Для самых искушенных поэма могла бы стать литературной игрушкой, Салтыковым-Щедриным наоборот. Ведь щедринская "История одного города", как известно, пародирует карамзинскую "Историю...", а тут - своеобразное продолжение темы... Вот только быковская притча о государстве Российском и не торжественна, и уж точно не потешна.

Евгений Белжеларский

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера