Архив   Авторы  

Вперед, к модерну!
Художественный дневник

Выставка "От символизма к авангарду" на Волхонке

Музей личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина продолжает знакомить публику с интересными частными собраниями. На этот раз здесь показывают графику и скульптуру из коллекции Сергея Кривошеева и Марии Салиной. Их занимает русский Серебряный век. От Валентина Серова, прошедшего путь из передвижников к "Миру искусства", до замечательного скульптора Николая Андреева, который равно знаменит памятником Гоголю (1909) и портретами Ленина в советское время. От художников "Голубой розы" и Борисова-Мусатова, соединившего утонченность новой французской живописи и любовь к пушкинскому золотому веку, до Казимира Малевича, чей "Голубой космос" (1917) был явно супрематической природы и который питал интерес только к будущему, что должно было начаться с него и его соратников. Крайности столь полярны, что редко объединяются в одном собрании (другое дело - музейные экспозиции). Попытка представить одновременно разные лики начала ХХ века обращает внимание на загадку разлома времен - эпохи революционных взрывов, мистических озарений, безоглядных творческих поисков.

Впрочем, коллекция Кривошеева и Салиной близка музейной не только внятной логикой и тщательной атрибуцией. Впечатляет уровень произведений, многие из которых - этюды к работам, находящимся в Третьяковской галерее, Русском музее. Так, "Голову спящего юноши" Петров-Водкин рисовал для полотна "Сон", бронзовая скульптура "Березка" работы Голубкиной - один из эскизов статуи, хранящейся в ГРМ. Гипсовые скульптуры Матвеева "Заноза" и "Надевающая туфлю" сделаны для воспроизведения в фарфоре, удостоены золотой медали на выставке в Париже 1925 года, их бронзовые экземпляры - в ГТГ и ГРМ. Ряд графических работ, как, например, рисунки Добужинского, приобретены на аукционе в Париже, другие - из собраний наследников и частных коллекций.

Коллекции всегда несут отпечаток личности собирателей, свидетельствуя о пристрастиях, вкусах, личном интересе и, разумеется, уровне доходов. На открытии выставки Сергей Кривошеев признался, что 12 лет назад они с женой решили собирать именно графику и скульптуры из терракоты, дерева, гипса, поскольку в этих работах живо чувствуется прикосновение художника. Они и прообраз будущей картины или скульптуры, и свидетельство душевного настроя мастера. Первоначальные, вроде бы не предназначенные для публики штудии мастеров получают естественное пространство существования в мире частного дома. Это пространство соразмерно интимности замысла. Дневниковые записи, сделанные Наталией Гончаровой на обороте рисунков, опубликованы в 1988 году, но одновременно закрыты в приватном мире. Кстати, речь в этих заметках идет о диспуте по поводу выставки "Бубнового валета", во время которого Ларионов "разбил кафедру и вызывал на дуэль какого-то студентика, который, слава богу, очень быстро скрылся". Граница между частной и публичной жизнью подчеркнута дважды: в личных записях художницы и в нынешнем собрании, представленном зрителям.

Что же касается траектории движения - от символизма к авангарду, то итог его, сдается, можно обнаружить в скульптуре Надежды Крандиевской 1959 года "Икар". Прекрасный юноша с крыльями, разбившийся о камни, похож разом на страдающего Христа и падшего ангела. Взгляд его устремлен к Солнцу. Но приближение к светилу губительно для смертных.

Жанна Васильева

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера