Архив   Авторы  

Шоу великанов
Спорт

Сергей Кущенко, президент ЦСКА: "Думаете, у меня нет желания сделать ЦСКА полностью русской командой? Это моя мечта!"

Стартовавший на днях очередной чемпионат России по баскетболу отличается от всех предыдущих. Тем, что в стране наконец-то появился настоящий суперклуб - ЦСКА. Собственно, ЦСКА всегда был заметным явлением на баскетбольном небосклоне, как говорится, брендом. Но если во времена Советского Союза в команде блистали исключительно армейские игроки, то сейчас клуб может себе позволить собрать ведущих баскетболистов Европы и даже пригласить спортсменов из американских клубов. Неудивительно, что грамотная селекция и современный стиль руководства в итоге привели ЦСКА к победе в самом, пожалуй, престижном турнире Старого Света - Евролиге. А президент ЦСКА был признан лучшим менеджером континента. Как Сергею Кущенко удалось превратить ЦСКА в суперкоманду, на игры которой ходят тысячи болельщиков, и каковы тайные пружины столь высокой мотивации игроков? Об этом и многом другом начальник Федерального государственного учреждения МО РФ ЦСКА и одновременно президент профессионального баскетбольного клуба ЦСКА Сергей Кущенко рассказал в интервью "Итогам".

...Первое, что бросается в глаза в кабинете 45-летнего Сергея Кущенко, - это работающий телевизор, настроенный на канал, по которому крутят матчи заокеанской НБА.

- Сергей Валентинович, небось завидуете, глядя на экран?

- Ничуть! Хотя нам, конечно, далеко до этой лиги. Там все совершенно другое: страна, история, экономика, деньги... У каждого профессионального клуба НБА, например, по два собственных самолета - один для перелетов на близкие расстояния, другой - на дальние. Они могут себе это позволить. Ведь только за участие в чемпионате лиги команды получают от 30 до 50 миллионов долларов в год. Одних телевизионных прав НБА продает за сезон почти на 2 миллиарда долларов, распределяя эту сумму среди всех 30 клубов на территории США и Канады. Представьте только: матчи лиги и самые разнообразные программы о ней транслируются на 215 стран мира на 43 языках! Словом, НБА - это очень качественный продукт, который люди с радостью потребляют вот уже 60 лет, начиная с 1946 года, когда эта лига была основана.

- Деньги баскетболисты там гребут, надо думать, лопатой?

- Новички, например, получают по 200-300 тысяч долларов в год. В среднем же игроки НБА зарабатывают за сезон по 2,5-3 миллиона. Лишь у единиц зарплаты могут доходить до астрономических сумм, допустим, в 30 миллионов долларов в год.

- Ладно, НБА все-таки далеко от нас. Сколько, к примеру, в среднем получают игроки вашего клуба?

- В среднем сказать сложно. Давайте так: есть те, кто зарабатывает миллион долларов, и те, кто гораздо меньше. Вот почему, если кто-то из наших баскетболистов уехал за океан, вернуть его обратно в Россию практически невозможно. Можем ли мы, допустим, вернуть в ЦСКА уехавшего в "Лос-Анджелес Клипперс" Ярослава Королева или пригласить к себе Андрея Кириленко? Разумеется, нет. Ведь в НБА у Андрея 6-летний контракт с командой "Юта Джаз" на 86 миллионов долларов. Так что к этой лиге я испытываю скорее не зависть, а злость. НБА забирает у нас лучших, а нам отдает то, что самой не нужно. Но мы делаем все необходимое, чтобы переломить ситуацию. Причем не только у себя в ЦСКА, в России, но вообще в Европе. Клубы Старого Света постепенно подтягиваются и по деньгам, и по инфраструктуре. Уверен, очень скоро в Европе появятся 10-12 команд весьма приличного уровня, и талантливые игроки перестанут смотреть с таким вожделением на НБА.

- Приятно, что в числе этих 10-12 команд непременно будет и ЦСКА. Ведь уже сегодня ваш клуб - сильнейший в Европе.

- Да, победив наконец-то после четвертого захода в "Финале четырех" Евролиги, ЦСКА стал настоящим суперклубом европейского уровня.

- Российского в ЦСКА действительно маловато. Главный тренер, Этторе Мессина, - итальянец, основные игроки - легионеры, рабочий язык в команде - английский...

- Пока все так. К сожалению. Думаете, у меня нет желания сделать ЦСКА полностью русской командой? Это моя мечта! Я с удовольствием поставил бы вместо Смодиша, Лэнгдона наших ребят. Однако игроков такого уровня среди них нет. Но мы ищем, вкладываем деньги в детско-юношеский баскетбол ЦСКА. Сейчас этим плотно занимается закончивший играть Сергей Панов. В этом году очень рассчитываем на нашу молодежь - Антона Панкрашова, Никиту Курбанова, Толю Каширова. Не сомневаюсь, что они достойно заиграют. Во всяком случае возможности для этого в клубе есть. За последние четыре года мы доказали, что шли абсолютно правильным путем. Ведь мы перевернули практически все. В двух словах суть преобразований, произошедших в клубе, можно выразить так: мы превратили баскетбол в бизнес, если хотите, в шоу-бизнес.

- Что это значит?

- Продукт под названием "баскетбол ЦСКА" стал очень привлекательным. Мы собираем в Москве полный 5-тысячный зал даже на так называемых проходных матчах. Знаете, многие приходят на баскетбол и лишь в последней четверти тихо спрашивают соседа: "Наши-то в какой форме играют?" То есть на ЦСКА порой идут люди, абсолютно далекие от баскетбола. И я этому рад, поскольку те, кто любит эту игру, и так купят билеты и придут в зал. Фокус же в том, чтобы привлечь на матч ничего не знающих о баскетболе, тех, кто никогда его не видел, но, увидев, непременно захотел бы приходить вновь и вновь. Многие коллеги спрашивают меня о специальной PR-кампании. Мы все делаем исключительно сами - моя команда и я. Просто садимся и придумываем нечто, способное заинтриговать человека, заставить его прийти на баскетбол. Ведь что нам нужно? Чтобы человек принес свои деньги, купив билет. Ему же за это надо предоставить расположенную неподалеку парковку, удобное место на трибуне, разнообразное меню... То есть окружить заботой, комфортом. В Штатах, например, есть залы, где баскетбольный матч можно смотреть, сидя в бассейне! Они устанавливаются там в определенных местах между трибунами. В Финляндии есть хоккейные стадионы, где работают сауны. То есть в перерыве игры можно запросто пойти и попариться, а затем возвратиться на свое место и наслаждаться хоккеем. Словом, зрителей надо любить, и тогда спорт становится частью индустрии развлечений.

- И когда ж вас осенило - привлекать зрителя разными способами на баскетбол?

- Еще во время моей работы в Перми, когда на базе команды "Политехник" мы создали клуб "Урал-Грейт". Мы изначально приняли решение вести агрессивную политику привлечения зрителя. Причем мы сознавали, что опыт НБА нам тут вряд ли поможет. Слишком разные экономики. Нам нужно было понять, чем именно мы можем взять нашего, российского зрителя. Как раз в то время мы переехали в новый зал на 7 тысяч человек и тут же схватились за голову. Поскольку понимали: тысячу болельщиков мы всегда так или иначе наберем, но где и как взять еще 6 тысяч?! Начать решили с опроса общественного мнения. Выбрали для начала хоккейных болельщиков и пригласили их на баскетбол. После игры спрашиваем: "На следующий матч придете?" Они говорят: "Нет! Потому что неинтересно. Все в вашем баскетболе слишком быстро происходит: наши забили, пока расслабишься, глотнешь чего-нибудь за победу, за это время, оказывается, уже и нашим забили!" Стало ясно, что это абсолютно не наш зритель, чем его ни привлекай. Ему ни музыкальное, ни лазерное шоу не нужно, ни танцы группы поддержки во время тайм-аутов... ни-че-го! Другим же все это пришлось по душе. Мы без устали опрашивали приходивших: "Вам нравится то, что перед началом игры устраивается лазерное шоу, во время пауз играет рок-музыка, в тайм-аутах на площадку выбегают красивые девушки?" Люди в один голос отвечали: "Да, очень!", и шли на баскетбол, как на праздник - яркий и живой. Причем люди в возрасте от 14 до 40 лет. Мы сделали баскетбол в Перми модой.

- А выступала-то команда "Урал-Грейт" при этом неплохо? Или шоу полностью затмило саму игру?

- "Урал-Грейт" дважды подряд, в 2001 и 2002 годах, становился чемпионом России, прервав тогда гегемонию ЦСКА в российском первенстве. Вообще и шоу, и игра могут идти только вместе. Но на первом месте все-таки стоит сама игра. Без качественного соревнования никакое шоу не поможет. Успешное выступление клуба "Урал-Грейт" вызвало в Перми небывалый интерес к баскетболу среди подростков. Когда, например, мы объявили набор мальчишек в детско-юношескую школу, родители, приехавшие со своими чадами на машинах, полностью перекрыли движение на одной из центральных магистралей города.

- Неудивительно, что вас пригласили в 2002 году в ЦСКА...

- Конечно, мне было лестно приглашение в такой именитый клуб, исходившее к тому же от самого Александра Яковлевича Гомельского. Это был вызов. И я с радостью взялся за работу. Одна сумасшедшая идея у меня возникла буквально в первый же день. В то время в России и за рубежом был очень популярен эпатажный девичий дуэт "Тату". Они уверенно занимали первые строчки чуть ли не во всех музыкальных чартах. И я подумал, почему бы одному из баскетболистов ЦСКА не завести... роман с одной из "татушек". Представляете, какой ажиотаж поднялся бы в средствах массовой информации, наша аудитория точно увеличилась бы в несколько раз. Мы уже обо всем договорились с продюсером группы Иваном Шаповаловым, но у них там начался какой-то разлад, и в результате ничего не получилось. А идея, считаю, была хорошая!

- Кто мешает вам сейчас придумать подобную историю с девочками из группы "ВИА ГРА"?

- Сегодня нам этого уже не нужно. Сейчас мы и так собираем полные залы, хотя, когда я пришел в ЦСКА, на матчи чемпионата России ходило человек 300. ЦСКА сегодня, словно локомотив, тащит за собой и остальные клубы лиги. Мы когда-то первые повесили свои баннеры, сейчас они у всех. Мы стали показывать перед матчами видеоклипы. Теперь это делают все... За нами подтягиваются и другие команды. Причем касается это не только развлекательной части баскетбола, но и самой игры. Лишь на первый взгляд кажется, будто ЦСКА легко выигрывает все подряд. Поверьте, каждая победа нам дается тяжело. Ведь в любом городе, куда мы приезжаем, наши противники грызут паркет, только бы обыграть ЦСКА.

- Что же вам сегодня нужно?

- Новый зал тысяч на 10-12. Не боюсь, что мы не сможем его заполнить, потому что разных идей по привлечению публики у нас хватит на несколько таких залов. Однажды, например, мы решили немного схулиганить - на рекламной растяжке о предстоящем матче ЦСКА приписали: "Эскорт-услуги на баскетболе!" Что тут началось! Наш билетный отдел разрывался от звонков, спрашивали: "Девочки приличные?" Мы покатывались со смеху. Потому что под эскорт-услугами имели в виду, разумеется, совсем другое: девушка встречает зрителя и любезно провожает его или их на трибуну. Словом, неудивительно, что на матчи ЦСКА люди ходят с удовольствием. В прошлом году только от продажи билетов мы получили около миллиона долларов.

- Каков годовой бюджет ПБК ЦСКА?

- Четыре года назад мы начинали с 12 миллионов долларов, а в прошлом году он уже составил более 20 миллионов. Это в основном спонсорские деньги, но мы и сами зарабатываем: и от реализации билетов, и от продажи всякой сувенирной продукции, и за матчи в Евролиге. В завершившемся сезоне, например, мы получили от Евролиги в общей сложности 2 миллиона евро.

- А вы были признаны лучшим менеджером Европы...

- Да, это было приятно. Но еще приятнее то, что руководители Евролиги под влиянием ЦСКА поменяли регламент соревнований. Теперь перед началом каждой игры устраивается 10-минутное гейм-шоу с лазерами и видеофильмами. Это наше ноу-хау.

- Как вы думаете, за что вас назначили начальником всего ЦСКА в апреле этого года?

- Не знаю. Должность эту мне предложил министр обороны Сергей Борисович Иванов, любящий и понимающий баскетбол. (В кабинете начальника ЦСКА есть, к слову, телефон прямой связи с министром обороны. - "Итоги"). Рад, что он сумел выкроить время, чтобы поехать в этом году с нами в Прагу на "Финал четырех". Вообще Сергей Борисович часто приходит на матчи ЦСКА.

- Сейчас, похоже, ваша задача - распространить опыт ПБК ЦСКА и на футбольную команду, и на хоккейную, так?

- Нет. Это совершенно другие виды спорта. Что может и должен делать большой ЦСКА для своих многочисленных структур - так это предоставить всем одинаковые организационные возможности: современные тренировочные базы, восстановительные и медицинские центры... Вообще же, что касается футбольного, хоккейного и баскетбольного клубов, у большого ЦСКА с каждым из них исключительно партнерские отношения. Ведь клубы - акционерные общества, самостоятельные структуры, которые сами решают большинство своих вопросов. У каждого из них свои спонсоры и свои финансовые возможности.

Серго Кухианидзе

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера