Архив   Авторы  

Если у вас нету дома
Культура

В феврале должна решиться судьба Центрального Дома кино, вокруг которого давно уже кипят недетские страсти. Cторонники председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова настаивают на том, что ветхое здание, давным-давно не знавшее ремонта, пора отправить под ковш бульдозера, возведя на этом месте нечто ультрасовременное и многофункциональное. Противники Михалкова все эти затеи принимают в штыки. Впрочем, за спорами о судьбе многострадального здания на Васильевской улице стоит куда более глобальная проблема. По сути, поставлен вопрос о доверии нынешнему руководству союза в принципе. Никто не рискнет предсказать, чья возьмет, но о боевом задоре противоборствующих сторон можно судить по репетиции "генерального сражения", в которой на страницах "Итогов" участвуют Никита Михалков и его последовательный оппонент режиссер Александр Митта

Александр Митта: "Руки прочь!"

- Пошто вы Никиту Сергеевича так не любите, Александр Наумович?

- Очень даже его люблю! Прежде мы все как-то дружнее жили. Каждый фильм Никиты я принимал, словно подарок, михалковские дети почти с рождения паслись в моем доме, жена им куличи на Пасху пекла... Более того, когда Никите было тринадцать лет, хотел утвердить его на главную роль в картине "Без страха и упрека", но мне запретили. Я был начинающим режиссером, ослушаться не посмел, о чем до сих пор жалею... Словом, дело не в личной неприязни. Есть две точки зрения на один проект. Честно говоря, не ожидал, что на последнем заседании, проходившем в Доме кино, аудитория будет столь агрессивна по отношению к Михалкову. Думаю, этого никто не предвидел. И Никита не уловил настроение зала, его зашикали, засмеяли. Члены союза поняли: Дом кино не находится в том угасающем состоянии, как это пытались изобразить. Нормальное здание, вполне поддающееся реконструкции с наращиванием дополнительных этажей. По такой же схеме строили Кремлевский Дворец съездов, гостиницу "Россия". Прочный бетонный фундамент, мощный стальной каркас, как у Эйфелевой башни. Никто ведь ее не сносит, зачем же Дом кино ломать? Он еще века простоит. Для начала нужен плановый ремонт, не делавшийся тридцать лет. Ничего катастрофического! А Михалков стал повторять знакомое: мол, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Фраза не прошла, ее не приняли.

- По-вашему, тема сноса надуманна?

- Здание нуждается в перестройке, но слом - слишком радикальный шаг. Дом - это ведь источник дохода для союза.

- Вам и предлагают вместо четырех этажей построить десять. Увеличатся площади, вырастет прибыль.

- У кого вырастет? Мы уже не будем там хозяевами. Это называется: отдай жену дяде, а сам иди к бл... Всем станет заправлять инвестор, которому мы даром не нужны. Сейчас имеем зрительный зал на тысячу сто мест. Много вы таких помещений в Москве отыщете? Никто и никогда не построит нам ничего подобного!

- Словом, лучше плохонькое, но свое?

- Почему плохонькое? Нужны новый звук, современная аппаратура. Но не это главное. Для постороннего Дом кино - лишь стены, а для нас - часть истории отечественного кинематографа. Здесь проходили премьеры фильмов Тарковского, Бондарчука, Ромма, того же Михалкова, Рязанова, Говорухина, Соловьева, вернулись к жизни картины, положенные в советское время на полку. Мы не можем превращаться в манкуртов. В Москве пошла мода: сносят памятники, а на их месте возводят новодел. Нельзя! Хотя бы по той причине, что живы старики, у которых только и осталось, что воспоминания. Они держатся за прошлое и заслуживают уважения.

- Михалков говорит: появятся деньги, заживем лучше, сможем больше платить ветеранам.

- Не все измеряется рублем. Дом кино для нескольких поколений стал чем-то очень близким и родным... Снос существующего здания приведет де-факто к тому, что союз распадется, перестанет существовать. Где прикажете собираться гильдиям, проводить фестивали, конкурсы, семинары, вести ежедневную работу? Как без крыши над головой поддерживать серьезное социальное общение, творческую жизнь? Дом кино дает нам пространство. Кроме большого зала, есть еще два - на шестьсот мест и на сто. И это все наше, мы никому не должны! Что касается престижа, я бывал у коллег в Англии и США. У их гильдий помещения ничуть не лучше. Живут, не жалуются. И по российским стандартам мы на уровне. Надо эффективнее использовать имеющиеся возможности. Нужны жесткие управленцы. Не разделяю мнения, будто с ведома или за спиной у Михалкова творят темные дела. Думаю, все объясняется банальной неловкостью и неумением людей, собранных под началом Никиты Сергеевича. Может, кому-то опыта не хватает. Например, не скажу худого слова о Михаиле Пореченкове, к которому отношусь с восхищением. Старается человек, вникает...

- Уже вник. Поэтому и заявил "Итогам", что не откроет сезон в Доме кино: не хочет сесть в тюрьму.

- Тут ситуация простая. Последние восемь лет в здании не производился даже косметический ремонт. Наверное, кто-то рассчитывал, что все развалится. Не случилось. И не случится. Не допустим. Убрали мусор, заменили противопожарные датчики. Дом кино будет нормально работать, а параллельно начнем собирать деньги на реконструкцию. Не латание дыр, а полноценную модернизацию. Найдем людей, которые проконтролируют процесс, не позволят ничего украсть. Зачем отдавать свое детище в чужие руки?

- Как считаете, Александр Наумович, точка возврата в конфликте пройдена? Квартирный вопрос окончательно всех испортил?

- Если погасим эмоции, договориться можно. У Михалкова такой опыт, что кавалерийским наскоком его не прошибешь. Многое будет зависеть от того, с чем стороны подойдут к решающему собранию. Пока большинство за сохранение существующего Дома кино.

- А если Никита Сергеевич предложит проект, по которому контроль над новым зданием останется у союза?

- Я не против, чтобы он рулил. Доверяю Никите и не вижу альтернативной фигуры. Придет такой же или хуже. Не думаю, что и другие станут возражать. Вопрос в том, чтобы выбрать разумный проект. Будет ли он михалковским или чьим-то еще - дело десятое. Все познается в сравнении. Пока же предлагают срубить Дом кино под самый корешок. А что потом? Пусть сначала мне это объяснят...

Никита Михалков: "Всем спасибо!"

- Начнем со знаков пунктуации, Никита Сергеевич. Где место запятой в предложении "Сносить нельзя оставить"?

- Всерьез думаете, будто Дом кино является камнем преткновения? Ошибаетесь. Это лишь очередной повод. Есть некая группа, для которой приход нашей команды - кость в горле. Мы разрушили их уклад, оторвали от кормушки, раздражили инициативами. Они завистливы, злы и истеричны. Они не терпят чужого успеха, не верят в человеческую широту и обо всем судят, исходя из собственной корысти, огульно приписывая ее другим. А так как они еще и крикливы, то время от времени собирают вокруг себя доверчивых и хороших людей, "раскрывая им глаза" на "злодеяния" руководства союза, подменяя понятия, манипулируя да и просто фальсифицируя факты. И поверьте, не судьба Дома кино их волнует. Их конечная цель - расправиться с нами, и со мной в первую очередь.

Приведу смешной, но показательный пример: один из этих господ преподает на Высших режиссерских курсах, так вот, он не принял к себе на курс молодого талантливого парня, когда тот имел неосторожность признаться, что ему нравится фильм "Сибирский цирюльник". Вот, брат, на каком уровне идет борьба. Прессинг по всему полю! Но все тщетно. До тех пор, пока совесть моя перед союзом чиста, они могут хвосты себе пооткусывать, ничего у них не получится!

- И с Домом кино?

- По сути, это обыкновенный житейски-бытовой разговор: чинить старое здание или строить новое? Если чинить, то на что и как потом содержать? Если строить, то где пока жить, кому доверить работу и на каких условиях?.. Это все, конечно, важнейшие вопросы, которые нужно совместно решать, но они не повод для гражданской войны. А людей запутывают и запугивают, чтобы они, сами того не ведая, вступили в братоубийственную бойню. Мы же отлично знаем, как готовятся и совершаются разноцветные революции. То, что хотят сделать с нашим союзом, - микроскопическая модель того, что мечтают сотворить с Россией: ослабить, расчленить и поделить.

Теперь по существу. Моя позиция: да, старое здание надо ломать! И строить современное многофункциональное - с пятью - семью залами, с помещениями для деятельности союза, с барами и ресторанами. Если бы меня послушали четыре года назад, когда я предлагал это в первый раз, сегодня мы бы уже функционировали на полную катушку, и это стоило бы на два порядка дешевле, чем обойдется сейчас.

- А зачем вообще сносить то, что крепко стоит на земле?

- Меня удивляют люди, которые не понимают: если не двигаться навстречу будущему, оно все равно придет и их раздавит. Знаете, человек может не мыться и весь облиться одеколоном, но это проблемы не решит. Нужно разговаривать не с теми, кто в Дом кино приходит на премьеры, а с теми, кто его обслуживает, кто там работает. И они расскажут и про кондиционеры, и про сантехнику, и про потолки, и про перекрытия, и про аппаратуру... Я пришел в союз не для проформы, не свадебным генералом. К моменту моего прихода от семидесяти миллионов рублей (при тогдашнем курсе 60 копеек за доллар), некогда лежавших на счетах союза, не осталось и следа. Документация в безобразном виде пылилась в коридорах в незакрытых шкафах с разбитыми стеклами. Но я сразу сказал, что не собираюсь искать виноватых и строить свой PR на обвинении бывшего руководства. Это вообще не мой стиль. Меня поражает психология коммунальной кухни, когда каждый в каждом видит потенциального вора из своего холодильника. Иногда хочется во все горло крикнуть: опомнитесь! Что я-то могу у вас украсть?! Да и вообще, что тут красть?! За все время я подписал два финансовых документа: первым приказом удвоил себе зарплату, вторым распорядился перечислять всю сумму в Дом ветеранов кино. В газетах, правда, опубликовали лишь первый приказ... Я ни разу не ездил в командировки за счет союза. У меня никогда не было служебной машины. Я даже на бензин не брал денег в союзе. Мы, видимо, росли в разных детских, господа, раз вы не в состоянии представить, что имя может быть дороже денег. И именно поэтому, видя, что помощи ждать не от кого, я сто тысяч долларов из личных средств положил на специальный счет в банке с письменным обязательством, что накопления от процентов могут использоваться лишь на помощь нуждающимся коллегам. А помимо того уже более полумиллиона долларов потратил на лекарства, операции, ремонты квартир, издание теоретических книг и сценариев тех членов союза, кто ко мне обращался за помощью. Всему этому есть документальные подтверждения. Заметьте, я об этом не говорил, пока оскорбительные подозрения не переполнили чашу терпения. И что же? Стоило обмолвиться, как меня тут же публично обвинили в нескромности. Но, господа хорошие, если уж на то пошло, я предпочитаю такую "нескромность" вашей "скромности". Видимо, из-за этой деликатности никто из вас копейки не положит в копилку сообщества. Лекарства больной Нонне Мордюковой покупаете не вы, и в больницу не вы ее устраиваете. Вас хватает лишь на то, чтобы в программе "Время" всенародно выразить ей сочувствие. А почему бы классику отечественного кино Эльдару Рязанову не взять да и не отстегнуть хоть что-нибудь от подаренного Юрием Лужковым и ведущего коммерческую деятельность клуба имени себя любимого больным и нуждающимся коллегам, со многими из которых Эльдар Александрович работал? Верно, скромность не позволяет? Или почему бы господину Говорухину, вельможному нашему коллеге, не побеспокоиться о сотоварищах? До сих пор со стыдом вспоминаю комедию, которую он разыграл передо мной в своем большом кабинете в Госдуме, когда я пришел искать у него защиты и рассказывал, как у нашего союза средь бела дня цинично и подло украли Киноцентр. Знал бы я, кому жалуюсь! Все равно если бы Красная Шапочка пожаловалась Волку на бабушку! А может, президент гильдии продюсеров господин Досталь, имеющий, по его же словам, личный годовой доход около семи миллионов долларов, нам подсобит? Да Господь с вами! Скромность не позволяет! Проще поливать грязью Клима Лаврентьева, который тянет на себе социальный блок и занимается всем - от больниц и санаториев до организации похорон. Легче в истерическом запале называть с трибуны одного коллегу "сволочью", другого "сатрапом", а третьего "кучером и погонялой". И уж совсем легко нападать с обвинениями на Мишу Пореченкова, которого я пригласил в союз и который пробыл на новом месте всего полгода. И он их не устраивает. Молодой, талантливый, энергичный и популярный. Почему же? Ярость и зависть слепы, они на подсознательном уровне, не поддаются объяснению и логике, они как данность.

- И много, по-вашему, таких ослепленных?

- Человек пятьдесят - семьдесят, но они активны и крикливы, что создает иллюзию об их количестве.

- Тем не менее проблемы со зрением и арифметикой не мешают оппонентам предъявлять обвинения вашему окружению.

- Уже говорил: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Создайте комиссию, поймайте за руку хоть одного, докажите, пошлите запрос в прокуратуру. Никого покрывать не буду. Сам подам на них в суд, опозорю публично! Но не разводите вонючую жижу домыслов, сплетен и оскорбительных подозрений!

- Но коль не сложилась у вас любовь, Никита Сергеевич, зачем навязываться-то? Отойдите в сторонку, пусть у других голова от проблем пухнет!

- Не имею права допустить, чтобы у кого-то создалась иллюзия, будто можно добиться личных целей ловкой подтасовкой и манипулированием общественным мнением. Все-таки спокойных, рассудительных, нормальных творческих людей в союзе подавляющее большинство. Очень верю, они скоро поймут, кто есть кто. И когда это произойдет, трудно будет плести интриги "тихой мышке со стальной хваткой", директору гильдии режиссеров со скромной фамилией Степанов. Потому что ему зададут вопрос: а на какие деньги и зачем за ширмой фестиваля "Сталкер" этот господин привозит на Северный Кавказ западных "экспертов", невинно обсуждающих с местной элитой, нужна ли Россия кавказским народам и не лучше ли им, этим народам, развиваться независимо и самостоятельно? Разве не понимает господин Степанов, что я никогда не соглашусь с его разрушительной деятельностью? Конечно, понимает! Но и выйти лицом к лицу страшится, вот и суетится, из кожи вон лезет, чтобы любыми методами меня спихнуть. Одного не уяснит: чем больше старается, тем яснее люди видят, в чем причина и кто за ним стоит.

- А какое все это имеет отношение к Дому кино?

- Да никакого! Говорю же: это лишь повод. Раздувая проблему, можно объявить вотум недоверия руководству СК, хотя это совершенно бессмысленно: собрание московской организации юридической силы не имеет, цифр голосования нет, все доводы и аргументы на уровне сплетен и домыслов. Но вода замутнена, теперь можно в ней что-нибудь и половить. Для непосвященного - ощущение цунами, для посвященного - шишка, упавшая в лужу. Никто против воли членов союза ничего ломать не собирается. Мы предоставим все документы с предложениями, разложим перед сообществом полный пасьянс, заручимся поддержкой и защитой московских властей, а там пусть сами решают. Единственное, против чего стану горой: чтобы деньги, оставшиеся после продажи акций Киноцентра, спулили на замену ковровых дорожек и ремонт кранов в туалетах. Это будет преступлением перед нашими стариками, поскольку та сумма должна стать основой пенсионного фонда. А по поводу моего ухода... Уйду, когда будет нужно, лишней минуты не задержусь. А бежать должен тот, у кого "рыло в пуху". Такие тоже есть, но о них отдельно и потом. Мои оппоненты за эти годы, сами того не подозревая, выковали из меня стойкого оловянного солдатика. За что я им безмерно благодарен. Спасибо!

Андрей Ванденко

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера