Архив   Авторы  

Милые голландцы
Художественный дневник

На московские экраны выходит фильм "Черная книга"

Пол Верхувен, чья голливудская продукция - "Робокоп" или, того хлеще, "Основной инстинкт" - долгие годы занимала первые строчки мировых рейтингов, взял и вернулся на родину, в Голландию. И вовсе не для того, чтобы снисходительно умиляться, глядя на своих провинциальных соотечественников, как это делают другие, познавшие мировую славу и успех. Совсем наоборот: г-н Верхувен потратил почти 20 миллионов долларов (непомерный бюджет для маленькой Голландии) с единственной целью: "очернить" соотечественников, обвинив их в пособничестве фашистам во времена оккупации. Ладно бы в пособничестве невольном: "Черная книга" - военный триллер, повествует о добровольном предательстве голландцев, сдававших евреев в гестапо с целью завладеть их богатствами.

Как замечают критики, этот фильм - самый, наверное, неполиткорректный в серии произведений о Холокосте. По сравнению с ним и "Пианист" Поланского, и даже формально жесткий "Список Шиндлера" Спилберга выглядят как детский лепет, осторожное скольжение по гнилым ступенькам опасной темы. Темы, чреватой малоприятными открытиями, болезненными для нынешних европейцев, предпочитающих представлять оккупацию исключительно в розовых тонах "всеобщего единения нации".

Смущает, однако, другое: правдолюбие, честность и даже некоторый цинизм Верхувена, срывающего покровы с запретного, с невиданной лихостью упакованы в обертку такого разухабистого китча, что только держись. Все эти невероятные приключения, переодевания, пострельбушки, почти оперные злодеи и благородные казачки, засланные в стан врагов, - сплошная бутафория. В этом смысле вышеупомянутые Спилберг с Поланским могли бы дать Верхувену фору - хотя бы по части внешнего правдоподобия, "документализма".

"Черная книга" перекликается с еще одним - несомненно, великим - антифашистским фильмом. А именно с "Лили Марлен" Фассбиндера. И там, и здесь в центре повествования - белокурая певичка, очаровательная бестия, услада гестаповских бонз и красотка хоть куда. Правда, у Верхувена эта самая "белокурая бестия" - чистокровная еврейка, перекрашенная в Лорелею. Отчаянная, нахальная, сумевшая выжить в кромешном аду; потерявшая всех своих родных и не утратившая при этом воли к жизни. На фоне ее приключений Верхувен и разворачивает свою оккупационную сагу, уснащая ее таким невероятным количеством событий на один квадратный сантиметр пленки, что порой в глазах рябит.

Особый же верхувеновский выверт состоит в том, что именно в этой девице "нечистых" кровей заключается сила Эроса - все без исключения немцы в нее влюблены. Психоаналитик, видимо, найдет здесь немало материала для рассуждений: скажем, о тайном притяжении двух рас при их внешнем отталкивании. На самом деле, как мне кажется, Верхувен просто проделал очередной кунштюк, злорадно потешаясь над мнимыми преимуществами "чистой" расы, враз побежденной энергетикой, эротизмом и силой духа расы "нечистой".

Возможно, поэтому этот с виду аляповатый голливудский боевик снискал расположение критиков. Действительно, есть в этом фильме что-то потаенное, какая-то особая, циничная невозмутимость: так умный человек иногда строит из себя дурака, изрекая пошлости, а сам холодно фиксирует реакцию окружающих.

Диляра Тасбулатова

"ИТОГИ" ПРЕДСТАВЛЯЮТ

Советский сезаннист

18 января в "Галерее АЗ" открывается выставка Иосифа Гурвича, приуроченная к столетнему юбилею художника. Гурвич родился в Кишиневе, азы академического рисунка постигал в Одессе, а в 1930 году перебрался в Москву. Творческие вкусы Гурвича определило знакомство с живописью Сезанна и Ренуара: современники даже называли его "советским сезаннистом". Работы художника есть как в российских, так и западных коллекциях, а новая выставка станет первой в серии юбилейных экспозиций.

Отморозки

Группа "Синие носы" - это художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров. Сибиряки по происхождению, они начали работать вместе еще в 1999 году. Мизин - бывший "бумажный архитектор" и живописец-неоэкспрессионист. Однажды, еще в начале 90х, он провел ночь в сугробе, отморозил половину легкого, после чего обратил внимание на собственное тело как на материал для работы. Шабуров же, работая фотографом в судебном морге, выработал "почвенническую" стратегию, согласно которой искусством становится любое бытовое действие - от свадьбы до покупки холодильника. Очередная выставка "Синих носов" - "Гребаный фашизм" - открывается 16 января в галерее Марата Гельмана.

Молчи, скрывайся и таи

Вот уже восемь лет, как Александр Бек не может смириться со смертью жены, погибшей от рук серийного убийцы. Маньяк вроде бы пойман и осужден, но неожиданно в деле появляются новые улики. И Александр начинает собственное расследование... Французскую картину "Не говори никому" поставил режиссер Гийом Кане, в главных ролях: Франсуа Клюзе, Мари-Жозе Крозе, Кристин Скотт Томас, Натали Бэй. На экранах с 18 января.

А был ли мальчик?

Главные герои приключенческой сказки режиссера Питера Кюйперса "Мальчик-оборотень и волшебный автобус" заявлены уже в заглавии. Этот самый мальчик одиннадцати лет отправляется с одноклассниками на экскурсию в таинственный замок, где начинает вдруг воплощаться сюжет им же написанного рассказа. Успеет ли юный герой переписать финал истории до того, как случится непоправимое? В ролях: Серж Прайс, Джим ван дер Панне, Лиза Смит, Виллем Нийхольт. В московском прокате с 18 января.

Англичанин с оркестром

19 января в Большом зале консерватории состоится концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением англичанина Джонатана Бретта, руководителя English Classical Players, одного из наиболее перспективных дирижеров мира. Солируют пианист Александр Мельников и виолончелист Денис Шаповалов. В программе - Концерт для виолончели с оркестром до мажор, Концерт для виолончели с оркестром ре мажор Гайдна и рахманиновский Концерт N 3 для фортепиано с оркестром.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера