Архив   Авторы  

По-взрослому
Художественный дневник

"Странная миссис Сэвидж" в Театре кукол им. С. В. Образцова

Поначалу идея режиссера Андрея Денникова кажется слишком экзотичной: поставить в кукольном театре очень взрослую и очень сердитую комедию Джона Патрика "Странная миссис Сэвидж". Да еще пригласить на главную роль драматическую актрису - Веру Васильеву. Что даст такое решение? Обнаружит ли новый смысл в известной пьесе, где героиню, богатую вдову, приемные "детки" - лощеные светские бандиты запирают в сумаcшедшем доме, едва узнав о том, что "дорогая мамочка" в силу своего "идиотского" альтруизма раздает деньги налево и направо.

В нынешнем спектакле жесткая "обличительность" тоже, конечно, есть. Куда ж без нее! В "Тихую обитель" (так называется дом скорби) врываются "милые родственнички", причем не в кукольном, а в узнаваемом человеческом обличье: сенатор Тит (Игорь Алдонин), судья Сэмуэл (Алексей Шарапов) и падчерица Лили-Бэлл (Анастасия Юргенсон). Гротескно неистовая, алчная троица, как трехголовая гидра, буквально извивается и шипит, выпуская невидимые когти и ядовитые жала. И все-таки, повинуясь режиссерской воле, постепенно отступает на второй план. Главное же пространство спектакля неожиданно занимает иная стихия. Представьте себе, стихияЙ сказки, самой настоящей (дело происходит под Рождество), с ожиданием чуда и очаровательной волшебницей - самой Этель Сэвидж в черной шляпке с вуалью и в чем-то "неземном", серебристо-сиреневом, что так идет к ее молодой, задорной седине. Ничего себе сказочка - скажет кто-то - средиЙ "психов". А вот нашу героиню это не пугает. От нее вообще исходит удивительная энергия добра. Это тот случай, когда уже трудно различить, где "кончается" миссис Сэвидж и "начинается" Вера Васильева. Вместе с ней, с ее знаменитыми ямочками, неповторимым грудным голосом, лучезарной и в самом деле улыбкой на сцену приходит забытое в наше время ощущение уюта, гармонии и незамутненной душевной ясности. Сострадательная, деликатная, она терпеливо выслушивает историю каждого пациента, боясь словом или жестом причинить ему малейший вред. Что и понятно: ведь ее новое окружение - хрупкие, большеглазые куклы (художник Татьяна Рева), похожие на "оживляющих" их актеров. Иногда кажется, что кукла - это внутреннее "я" персонажа, с его комплексами, фобиями и надеждами. Вот одна пациентка все время печется о своем несуществующем ребенке, другая, страдая от тоски, рисует никогда не виденное море, третий - Джеффри, бывший пианист (его играет сам режиссер), после авиакатастрофы отчаянно прячет воображаемый шрам на лице. Половина лица у этой куклы стерта, как стерта в его сознании вся прошлая жизньЙ Словом, "кукольность" не снимает в спектакле драматизм, она лишь придает ему необычную форму. А еще специфика приема позволяет ярче подчеркнуть главное - несовместимость этого мира с тем, чужим и враждебным. Парадокс, но оказывается, что только тут, на этом островке, в обществе изгоев, и можно почувствовать поистине сказочное тепло, душевную близость. Мерцает огнями елочка, блестит игрушечный белый рояль, катятся волны чарующего блюза. А финал и вовсе фееричен: под музыку Вивальди по заднику - темно-синему небу, в крупных золотых звездах, плывет ангел, возвещая о Рождении СпасителяЙ Наивно? Сентиментально? Наверное. Но на душе стало хорошо.

Елена Сизенко

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера