Архив   Авторы  

Карты вам в руки
Hi-tech

Российский рынок навигационных устройств на пороге бума

В конце августа в США будут подведены первые итоги конкурса на запуск спутников новой системы навигации GPS III. Аппараты американской GPS III смогут работать в паре с европейской навигационной системой Galileo и, помимо других технологических усовершенствований, передавать более мощный сигнал. Улучшенные характеристики, по мнению разработчиков спутников, подтолкнут гражданское использование GPS-навигации. И в России, в частности. Отечественный рынок спутниковой навигации вообще на пороге бума. И простенькие туристские GPS-приемники, и дорогостоящую навигационную автоэлектронику теснит "средний класс" - коммуникаторы с GPS и сопутствующий "софт". Развитие картографических сервисов обещает сектору почти десятикратный рост уже в ближайшие полтора года.

Если в 2006 году, по оценкам исследовательской компании Mobile Research Group (MRG), в нашей стране было продано GPS-устройств всего на 6 миллионов долларов, то в текущем году рынок должен вырасти в 2,5 раза - до 15 миллионов долларов. А к 2008 году, прогнозирует MRG, продажи устройств с GPS могут составить и вовсе 50 миллионов. Причин у столь стремительного роста несколько, но главная из них - падение цен на микропроцессоры GPS, которое привело к появлению на рынке навигационных решений ценой всего 50-70 долларов США (Bluetooth-GPS-приемники без экрана).

Еще пару лет назад GPS-навигаторы использовались в России только двумя категориями населения - профессиональными путешественниками и небедными автолюбителями. Эти пользователи никуда не делись и сегодня. Однако их прослойка, относительно всего рынка, истончается день ото дня. В чем причина? Позвоните в автосалон: стоимость установки штатной системы навигации в автомобиле E-класса от 2 тысяч долларов. Пару лет назад, к слову, эта услуга, в зависимости от производителя машины, бывало, стоила и вдвое дороже. Да, встроенная система навигации идеально совместима с автомобилем: карта "зашита" в память, указания на маршруте транслируются прямо в аудиосистему машины, цвет дороги на дисплее, наконец, совпадает с раскраской табло тахометра. Но стоит ли это таких денег? Для тех, кто отвечает на этот вопрос "нет", есть вариант подешевле. Цена на популярные портативные GPS-навигаторы Garmin или Magellan, оснащенные экранами, в магазинах "Охота и рыбалка" начинается с 3000 рублей. За эти деньги вы получите возможность записать в память карманного устройства лишь точки пройденного маршрута. За приемники с возможностью закачки электронных карт придется заплатить уже вдвое-втрое дороже. Но это все же куда дешевле штатных автонавигаторов.

Что делать, если ориентироваться на местности нужно, а в вашем бюджете есть статьи и поважнее тюнинга собственной BMW или продвинутого "компаса" для похода? Вопрос оказался не праздным для производителей мобильных телефонов. Активизацию продаж "карманников" со встроенным модулем GPS (это в основном продукция тайваньских компаний) в России аналитики относят к концу 2004 года. Сегодня, по оценкам экспертов, в пользовании россиян находится не менее 50 тысяч смартфонов и коммуникаторов с GPS. Да, удовольствие обладать таким гаджетом не из дешевых. Цена на GPS-модели нижнего уровня от таких производителей, как Asus, HTC, E-Ten, Mitac, начинается от 500 долларов. Впрочем, за эти деньги потребитель получает не только GPS-приемник, но и сотовый телефон и карманный компьютер "в одном флаконе". Соотечественники быстро раскусили замысел тайваньских инженеров и маркетологов. В итоге, если еще полтора года назад на продажи коммуникаторов приходилось лишь 20-30 процентов всего парка реализуемых GPS-устройств, то сегодня этот показатель уверенно перешагнул за 50 процентов и продолжает расти.

Чего удивляться: среднемесячный доход жителя Москвы - 26 тысяч рублей, так почему бы не потратиться на красивую безделушку? К такому ходу потребителей склоняют и маркетологи, пропагандирующие в России забаву под названием "геокэшин" (командный поиск тайников с помощью GPS). А агрессивному росту продаж коммуникаторов в регионах, в свою очередь, способствуют программы потребкредитования. Дальше будет больше. Та же Nokia планирует распространить GPS-функциональность и на модели среднего ценового уровня, а это значит выход на по-настоящему массовый рынок.

Одного коммуникатора или смартфона, впрочем, для решения навигационных задач недостаточно. Помимо небольших вложений в аксессуары (автомобильная штанга-держатель смартфона с присоской на лобовое стекло стоит около 500 рублей, в зависимости от модели), потребуются карты. У этого сектора рынка своя бурная история. Первопроходца российской мобильной навигации - компанию "Макцентр" с ее системой PocketGPS Pro сегодня активно теснят иностранные конкуренты. В первую очередь это голландская TomTom, мировой лидер в области программного обеспечения (ПО) для навигационных систем, и израильская Nav N Go, поставщик системы iGO. Обе компании обладают русифицированными программами, российскими картами и продают их в связке с коммуникаторами. Салоны электроники наводнены готовыми автомобильными навигационными комплексами с картографическим ПО примерно десятка разнообразных разработчиков. И наконец, российская специфика: продающееся в магазинах за 100-150 долларов программное обеспечение доступно во взломанном виде в Интернете.

Сами по себе продажи в России еще только ждут своего звездного часа. Но могут и не дождаться. Дело в том, что на смену устанавливаемым в мобильное устройство многомегабайтным и редко обновляемым картам идут интернет-решения. Так, на сайте Google Maps недавно появилась русскоязычная карта Москвы с возможностью прокладки автомобильных маршрутов. "Яндекс" издал портативную версию московской карты еще весной этого года. Раньше всех, еще в начале 2007 года, с интернет-сервисом Smart2Go, также включающим карту российской столицы, на рынок вышла финская Nokia. Сегодня Smart2Go удачно дополняет первую GPS-модель Nokia - N95, рекламная кампания которой стартовала в России в мае. Но несмотря на постоянно обновляющуюся информацию по адресам организаций, казалось бы, интернет-карты в дороге бесполезны. Действительно, пока вы доедете с окраины Москвы в центр с подключенным к Интернету по GPRS коммуникатором, оператор "съест" с вашего счета около 60 рублей - они пойдут на оплату трафика соединения, "подгружающего" картографическую информацию из Интернета. Однако стратегически ход Google, "Яндекса" и Nokia верен. Развертывание сетей 3G со скоростной передачей данных в России не за горами, а в случае если сотовые компании предложат недорогие безлимитные тарифы на передачу данных, то именно поставщики навигационного интернет-контента окажутся на коне.

Сергей Коляда

БИЗНЕС

Игорь Харлашкин , руководитель Nokia Multimedia в СНГ:

- Еще в прошлом году российский рынок GPS можно было охарактеризовать как ранний, незрелый. Сейчас идет его развитие, переходный период, однако до массового распространения GPS еще далеко. Пока низка осведомленность конечных пользователей о продукте, а качество картографической информации в целом оставляет желать лучшего.

Дмитрий Хавжу , гендиректор "Макцентра":

- Начинать нужно было вчера. Но можно и сегодня, еще не поздно. Российские программы навигации достигли приемлемого качества и могут конкурировать с зарубежными разработками. Однако навигация сама по себе - это не все, что нужно пользователю. Зачастую ему более важна информация о пробках, ремонтах, запретах проезда и т. д.

Михаил Фадеев , директор представительства E-Ten:

- Еще полгода назад, стоя в пробках, можно было заметить не более одного устройства. Сейчас каждый день я вижу их около 5-10. К тому же снимается основной барьер - отсутствие качественных карт регионов. В самом ближайшем будущем (год-два) навигация станет такой же ежедневно используемой технологией, как и мобильная связь, SMS.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера