Архив   Авторы  

Группентекст
Художественный дневник

Британская писательница Джоан Харрис, автор популярного "Шоколада", решила разнообразить свою творческую биографию. Она разместила на сайте сетевого литературного проекта TheNeverEndingStory первую главу будущего романа "Wildfire" ("Лесной пожар") и любезно пригласила почтеннейшую публику поучаствовать в продолжении. В нашей стране когда-то очень ратовали за народность в искусстве и применительно к фольклору, например, любили назидательно повторять: "Автор - не один человек, а весь народ". Но тут, конечно, другое. Ведь отбирать лучшие варианты будет все равно Харрис, так что до подлинной эпики игра в сюжетное буриме не дотягивает. Что неудивительно. Ведь мода на коллективное творчество возникла тогда, когда издатели затоварили рынок книжными сериалами и поставили "зыбкий гений" на прочный коммерческий фундамент.

Литературная демократия с самого начала была управляемой и служила всего лишь маркетинговой стратегии. Играя с потенциальным читателем в словесные бирюльки, можно эффективно разогреть публику. Конечно, художественный текст при этом постепенно превращается в подобие детских утренников и телешоу, но кого же это, скажите, волнует в наше непростое время? Главное - мобилизовать человеческие и материальные ресурсы. Герой Сергея Курехина в фильме "Два капитана 2", помнится, делал это куда откровеннее, зычно выкрикивая: "Вставай, сука! Урожай созрел!" Но то был гротеск. А сфера книжного бизнеса - царство гармонии (не знаю, эстетической ли), и грубые методы военного коммунизма, как, впрочем, и военной демократии, здесь не годятся.

Правда, наши пиар-стратеги в подобных случаях до сих пор несколько перегибают палку. Например, все еще "самый продвинутый" русский беллетрист Акунин-Чхартишвили, проявляя бездну вкуса, соблазнял поклонников, играющих с ним в литературные угадайки, бриллиантом в сколько-то там карат. Не знаю, кому он достался и как вручался. Но лично я на месте Григория Шалвовича снимал бы этот "брюлик" с собственного мизинца - так гораздо жантильнее. А вот Александра Маринина допускала в свои творческие покои того читателя, кто выигрывал в специально затеянном ею литературном казино. Игра шла бойко. Участники соревновались в знании марининских сюжетов, крупье то и дело повторял ласковым голосом: "Забираем фишечку". Вот только один критик - ныне покойный, но не по вине издателей и авторов - портил праздник, жадно поглощая расставленное неподалеку от игрового стола угощение и пародируя сказанное. "Зааабигаем фифешку!" - восклицал он вослед, отправляя в рот кусок шашлыка или половинку киви...

Нет-нет, разумеется, в цивилизованной Европе, а тем более в Англии такие эксцессы исключены. Игра в бирюльки проводится там по-другому - нежно-сентиментально и доброжелательно. В стиле "Возьмемся за руки, друзья!". Но о том, что автор-филантроп ставит сочинительство на поток и проводит банальное маркетинговое исследование под видом духовной благотворительности, все равно умалчивается. Раньше братец-лис должен был угадывать "читательские ожидания" братца-кролика. Теперь все проще - соседушку можно просто-напросто проанкетировать. А потом сбагрить ему его же анкету. Ну а читатель знай себе сочиняет чужой роман за свои деньги. Или за деньги соседа, который не преминет после такой рекламы купить и пролистать книжку - надо же выяснить в конце концов, что там этот Рабинович напел. Вроде сам выбрал свою судьбу.

И все же, когда узнаешь об очередном массовике-затейнике, очень хочется сказать: "Неча комедию-то ломать!"

Евгений Белжеларский

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера