Архив   Авторы  

Экороскошь
Художественный дневник

Летнее "Архстояние" на Угре

Фестиваль архитектурно-ландшафтных проектов "Архстояние" в селе Никола-Ленивец, что в Калужской области, проводится третий раз за последние два года. В прошлом году свои объекты представляли наши ведущие архитекторы, в этом - фестиваль стал международным. В его рамках прошел семинар молодых архитекторов из семи стран, в том числе Голландии, Германии, Литвы, Италии, Украины, Белоруссии, под названием "Бесконечность в России". Свой проект представил звезда голландской ландшафтной архитектуры Адриан Гезе. От России выступили Николай Полисский и художники "Никола-Ленивецких промыслов", воздвигнувшие на подъезде к селу громады странных изогнутых столбов с зазубринами, увенчанных деревянными же двуглавыми птицами неопределенной породы. Сооружения эти называются "Границы империи" и равно отсылают как к древней архаике языческих капищ, так и к руинам римского форума. Тем не менее загадочные эти объекты не лишены функциональности. Тут можно обнаружить качели, сложенные из тяжелых бревен и смахивающие на стенобитные машины растаявшей армии, заготовки сушняка для костров... Это, конечно, не парк юрского периода, но тоже аттракцион недурственный.

Что же открывается зрителям, большая часть которых не ленится три-четыре часа добираться сюда из Москвы, за этим пограничным пунктом? Что за империя раскинулась на Угре? И почему она вдруг сделалась "модным" фестивальным местом? Официально империя носит название заповедника Национальный парк "Угра". По преданию где-то в этих местах в 1480 году две армии - монгольских ханов и наших князей - стояли друг против друга. Знаменитое стояние, как считают историки, завершило монголо-татарское иго на Руси. Что касается настоящего стояния, то оно началось лет 15 назад. Тогда в Никола-Ленивец, село, переживавшее не самые лучшие времена, приезжают жить московские архитекторы и художники. Среди них был и Николай Полисский, тогда обожавший писать пейзажи и не замеченный в любви к актуальному искусству. Пейзажи в Никола-Ленивце были и есть - не нарадуешься. Полисский радовался и писал картины. А потом почему-то однажды зимой предложил украсить излучину реки сотней снеговиков. Снеговиков лепили удовольствия ради всем миром - и художники, и деревенские. Приехавшие в гости критики онемели от восторга перед снеговым нашествием. Увидели в этом ленд-арт, символику легендарного стояния, безупречную экологичность и близость к природе... Вспомнили, как водится, Йозефа Бойса. В общем, Полисский и оглянуться не успел, как оказался записанным в концептуалисты, ленд-артисты и проч. За снеговиками последовали десятиметровая башня из сена, гигантская поленница, смахивающая на пирамиду, ледяная горка (повторенная потом в нижегородском кремле), башня из кабачков и тыкв... Вместе с башнями росла артель помощников, обретавшая потихоньку все черты творческого коллектива. С обсуждениями проектов, спорами, радостью и гордостью за результаты... Попутно ширилась известность Никола-Ленивца в узких кругах архитекторов, кураторов, арт-критиков. Короче, для "Архстояния" лучшей столицы и придумать было нельзя.

Корень "арх" в названии фестиваля заимствован у слова "архитектурный", но иногда кажется, что "архаичный" тоже подошло бы. Архаичный не в смысле устаревший, отсталый, а в смысле - использующий апробированные традицией природные материалы и технологии. То, что зовется low technology. Причем на эти технологии художники ориентируются не по бедности, а принципиально. Потому как чем дальше, тем больше самой дорогой (и порой недостижимой) ценностью оказываются естественные радости - чистый воздух, отсутствие мусора, непокалеченная природа. Неудивительно, что фурор на нынешнем фестивале произвел "Шишкин дом" Адриана Гезе. Голландец решил, что шишек в России - что песка в пустыне. И предложил построить из них стены. Кто же знал, что будет неурожайный год на шишки? 55 кубометров этого дефицита привезли на Угру с Алтая и из Тверской области. Стены возвели вокруг двух роскошных сосен. Получился дом - между шишками и небом. Открытый природе, но обозначающий границу частного существования. Низкие технологии и высокий минимализм ужились тут отлично. Равно как границы индивидуальных и коллективных миров на "Архстоянии"...

Жанна Васильева

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера