Архив   Авторы  

Перпендикулярно
Художественный дневник

"Люди и время" - в Манеже

Сергей Борисов, чью выставку Московский дом фотографии представляет в Манеже в рамках серии "Классики российской фотографии", с конца 70-х одна из самых ярких фигур российской художественной жизни. Поначалу кажется, что он лишь честный свидетель, пристрастный летописец, портретист персонажей и героев андеграундной культуры поздних советских времен. Эмблемами времени стали его портреты Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, Олега Газманова, фотография рок-группы "Диалог", где музыканты, лежа на асфальте, изображают шаг по бордюру - под прямым углом к движению добропорядочных граждан. Работы Борисова украшали обложки пластинок рок-групп, в перестройку его фотографии охотно печатали западные журналы.

Но Борисов меньше всего репортер. У него не найдешь снимков митингующих толп. В его фотографиях драйв времени обретал безукоризненную стилистическую завершенность формулы. Красавица на высоких каблуках, обернутая лишь во флаг с серпом и молотом вместо платья, дефилировала по крыше, подняв руку в пионерском салюте. Полуобнаженная неулыбчивая девушка снята в наброшенной на одно плечо рабочей куртке - и это на фоне стенда с лозунгами соцсоревнования. Обнаженные модели с серпом и молотом на груди и огромным штопором в руке на снимке "Русские идут". Пародийная эстетика соц-арта тут встречалась с брутальными женщинами, заставлявшими вспомнить вовсе не одиноких бетонных пловчих и волейболисток из популярного набора советской парковой скульптуры, а ледяной эротизм модной фотографии Хельмута Ньютона. Но в отличие от Ньютона, призванного и мобилизованного индустрией гламура, съемки Борисова лишены даже намека на коммерцию. Они не были рекламным товаром. Это потом, в 2003 году, фирменная его съемка на крыше - не лихой неизвестной девочки, а роскошной галеристки - будет выглядеть откровенным глянцем, работой профи на заказ. А в 1980-1990-е эти съемки были отчаянным безоглядным прыжком в царство свободы, игры.

Свобода - едва ли не основная тема Борисова - найдет свое воплощение в образах полета. Странные персонажи, зависающие в прыжке между небом и землей, регулярно появляются на его фотографиях уже добрый десяток лет. Взлетающие над асфальтом Нью-Йорка и над мостом через Москва-реку, над Поклонной горой и набережной Невы, они кажутся парящими в невесомости. Полет в его работах выглядит естественной, само собой разумеющейся вещью.

Если вначале эти прыжки-полеты прочитываются как освобождение от пут идеологии, то чем дальше, тем очевиднее, что персонажи фотографа рвутся прочь от повседневности вообще. Упрямое желание пойти поперек, перпендикулярно обычному движению людей, встать на руки, как Олег Газманов, - в противовес тяжкой поступи бронзовых трудящихся, выглядит эксцентричным клоунским жестом. Этот жест, впрочем, отсылает не только к арене цирка, но равно к детской игре и, конечно, классике. "Девушка на шаре", "Обнаженная с куклой", "Объяснение" уводят зрителя в мир то ли грезы, то ли сна комедиантов. Еще сильнее мотив сновидения обнаруживается в снимке "Однажды в саду "Эрмитаж", где обнаженные девушки и молодые люди сомнамбулически бродят по парку с музыкальными инструментами в руках. Их мир - это пространство музыки, поэзии, в конечном итоге - рая.

Для самого Борисова это иное "перпендикулярное" измерение - родное и близкое. Может, поэтому среди самых искренних, счастливо детских фотографий обнаруживаешь съемку хеппенингов "Чемпионов мира" в конце 1980-х. "Чемпионы..." в зимнем дворике у заснеженного памятника Ленину с такими же, как у вождя, снежными "шапочками" на головах восхитительно естественны. Эти "Промахи незрелой мысли" образца 1988 года почему-то дороже иной перезревшей мудрости. А рядом - красавец и денди Гурьянов на фоне красного уголка; голый Лимонов с лимонкой на причинном месте на фоне старого некрашеного окна; Сергей Ануфриев, обнимающий голову каменного пролетария... Вся потонувшая Атлантида 1990-х, безгламурный рай надежд, оживает вновь в работах Сергея Борисова в Манеже до 31 августа.

Жанна Васильева

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера