Архив   Авторы  

Опять прилетели грачи
Художественный дневник

Новые поступления в коллекцию ГЦСИ

На Зоологической до 2 сентября - традиционный уже августовский отчет о ежегодном приросте коллекции Государственного центра современного искусства. Коллекция прирастает в основном дарами - как художников, так и коллекционеров и галеристов. Достаточно сказать, что из 250 поступивших работ 30 куплено на средства, выделенные Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Остальное - подарки. По нынешним временам, когда цены на современное искусство скачут, аки горные козлики, - все вверх и вверх, щедрость такая дорогого стоит.

Понятно, что показать все 250 работ в одной экспозиции нереально. Реально - представить 40 авторов, чьи работы вошли в коллекцию ГЦСИ в этом году, несколькими произведениями. Один из арт-объектов встречал гостей уже в вестибюле. "Это экспонат", - на всякий случай предупредил охранник, когда я двинулась к черному пальто с красным шарфом, одиноко висевшему на вешалке в раздевалке. Кто бы сомневался - в такую-то жару... Пальто с шарфом - реконструкция знаменитого реди-мейда Михаила Рогинского "Пальто Одноралова" 1975 года, сделанная в 2007-м Львом Бруни. Другая историческая работа 1977 года группы "Гнездо" была воспроизведена при поддержке ГЦСИ. К 60-летию советской власти Михаил Рошаль, Геннадий Донской, Виктор Скерсис сфотографировали свои пальцы, на ногти которых приклеен лейкопластырь с порядковым номером года. Идея представить наглядно летоисчисление - "на пальцах" - отсылает разом к архаическому опыту, пародийному снижению мифологизированной истории Советов и ужасу телесного опыта лагерников всех времен и народов. Метафора - голый человек на рандеву с историей - впечатляет простодушием и кошмаром буквальности.

Вообще диалог с прошлым, с традицией можно обнаружить в самых разных работах. Одни художники стремятся к выразительному лаконизму формулы, как Александр Якут в "Городе Городец" (из проекта "Русская утопия"): стильная девушка в белом платочке и белом платье с малиновым китайским термосом на фоне зеленого забора с колючей проволокой. В других, например в рисунках Александра Флоренского, диалог обретает частушечно-скомороший характер. В "Русском альбоме" 2004 года Флоренский повторяет средствами комикса сюжеты известных полотен: от "Княжны Таракановой" до "Грачи прилетели". Мало того, в компьютерной анимации комикс оживает: грачи летают, бобыль-гитарист опрокидывает стаканчик, гувернантка приезжает в купеческий дом... Но если полемическое пародирование классики - дело в общем не новое, то вольный диалог современных художников с концептуализмом 1970-1980-х выглядит актуально. Замечательная серия Константина Батынкова "Мой Кабаков" (2003) объединяет лирический жанр признания в любви ("Мой Кабаков" звучит почти как "Мой Пушкин" Цветаевой) со стремительной легкостью "почеркушек" для себя. Легкость не означает легкомыслия: в рисунках гуашью Батынков превращает Кабакова в мифического персонажа, который "наше все" и поэтому всегда с нами. Строит с Осмоловским баррикаду. Привозит из-за границы туфли для Владика Монро. Согревает синие носы Мизина, Шабурова, Скотникова... Помогает Коле Полисскому собирать хворост. Дарит березовое полено Игорю Макаревичу... Летучие зарисовки складываются в эпос, отчасти шутовской, отчасти серьезный...

Для Леонида Тишкова и Владимира Куприянова обращение к прошлому носит интимно-лирический характер. Это попытка не столько путешествия во времени вместе со зрителем, сколько рефлексия над его невозможностью. Напротив, давние инсталляции Дмитрия Александровича Пригова "Банки" сегодня оставляют ощущение пробитой "дыры" в стене времени. "Банка будущего", брошенная поэтом в Лету в 1993 году, теперь всегда будет приземляться в настоящем.

Жанна Васильева

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера