Архив   Авторы  

Что старенького?
Художественный дневник

Двести десять галерей из России, Франции, Финляндии, Латвии участвовали на прошлой неделе в осеннем Антикварном cалоне в ЦДХ. Как и прежние cалоны, нынешний впечатлил контрастами. Здесь можно было обнаружить пейзаж Налбандяна, вывешенный вплотную с работой Серебряковой. В одном месте покупали серебряные ножи из фамильных столовых наборов по цене две тысячи рублей за штуку, в другом - нож немецких десантников времен Отечественной войны с выкидным лезвием за 18 тысяч. Здесь за старинным сундуком обтягивал угол холст "Вождь Октября" за 120 тысяч рублей, а неподалеку на стенах висели старинные гобелены XVIII века... Эти простодушные контрасты, на мой вкус, составляют одно из очарований салона, организма растущего, сильного и жадного до жизни.

Но в центре Антикварного салона были галереи, развернувшие на своих стендах мини-выставки. Собственно, некоторые из них и созданы по следам их старых проектов. Например, экспозиция галереи "На Ленивке", где можно было увидеть эскизы театральных костюмов Александра Бенуа, Валентины Ходасевич, Александры Экстер, Сергея Чехонина, напоминала о "Театральной мозаике", которая была показана весной. Но зато на салоне галерея впервые продемонстрировала все 18 эскизов к "Королю Лиру" Мстислава Добужинского, сделанных в Петербурге 1920 года. Это была последняя театральная работа Добужинского в России. Очень эффектную строгую экспозицию представила галерея "Альбион", предложившая отличный подбор графических работ: от пейзажа Шишкина (раннего, 1858 года) до выразительных рисунков Кустодиева 1910-1920-х годов. Галерея "Школа" показала живопись Штеренберга, Фалька, Кончаловского, Древина. "Русская усадьба" - графику Джакомо Кваренги в интерьере, стилизованном под русский классицизм. Отсутствие желания угодить всем покупателям подряд - в надежде, что хоть что-нибудь да купят, расчет на знатока, или по крайней мере завсегдатая вернисажей, не сегодня возникли. Но сегодня они получили новую мотивацию. По признанию старожилов салона, нынешний покупатель, как правило, неплохо разбирается в предмете своего интереса, не говоря уж о том, что многие коллекционеры опираются на помощь экспертов.

Другой характерный штрих - расширение круга имен художников. С одной стороны, продолжается знакомство покупателей с художниками, уехавшими из России после революции. Остроумный ход использовала Галеев-галерея, которая показала работы Николая Фешина, уехавшего из России в 1923 году и весьма известного в Америке мастера, в сопровождении цитат из... "Одноэтажной Америки" Ильфа и Петрова. Одновременно все более востребованными становятся советские художники второго ряда. На одном из стендов можно было обнаружить тонкую пастель 1962 года "Ленка" работы Олега Вишнякова. Кто бы мог подумать, что автор этой живой, психологически точной работы - тот же, что писал на заказ типовые полотна вроде "В. И. Ленин в Казанском университете"... Кроме того, предложение расширяется за счет западных художников, никак не связанных с Россией. Допустим, камерные пейзажи Мигеля Тускелласа, испанца, перебравшегося во Францию в 1906 году, которые предлагает "Ковчег", - первый показ этого художника в России.

Наконец, спецпроект компании "Артэквар" "Исторические интерьеры: романтика готики" демонстрирует переселение мебели французского замка в Россию не только без потерь, но даже с некоторыми приобретениями. А именно: реставрацией, созданием микроклимата, инсталляцией в современную технологическую среду... Судя по тому, что у этого проекта уже появился заказчик, наши платежеспособные любители искусств обещают догнать и перегнать не только европейских аристократов, но и американских миллионеров, транспортировавших замки из Старого Света в Новый... А значит, будущее у Антикварного салона богатое.

Жанна Васильева

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера