Архив   Авторы  

Еда без границ
Искусство и культураХудожественный дневникБалет

Пиршество в фонде «Эра»

 

В Трубниковском переулке до 27 января можно оценить один из самых эффектных выставочных проектов января. Несмотря на то что тут обнаруживаешь настоящую картошку и свеклу в ящиках, живописно загромождающих один из углов, ароматную буханку «Бородинского» на подносе и длинные макаронины разных калибров, будьте уверены: «Это не еда», как и предупреждает название выставки.

Название - хитрая штука. С одной стороны, оно отсылает к книжкам философа Фуко («Это не трубка»), антрополога Леви-Стросса («Сырое и вареное») и прочим ученым делам. А с другой - самим фактом отрицания всякого отношения к реальной привычной еде, безостановочно поглощаемой на протяжении всех зимних вакаций, эту самую связь подчеркивает. Поэтому выставка - при всех ее богатых и внятно мотивированных отсылках к психоанализу, глобализации, истории искусства - получилась теплая, уютная, заставляющая вспомнить наш повседневный опыт. Например, знакомые каждой хозяйке кухонные хлопоты, которые идут в звуковом сопровождении радио, исправно поставляющего к салату новостную нарезку, к десерту - романсы, к основательному ужину - комментарии политологов и экономистов. В видеоинсталляции «Концерт» Александры Митлянской в качестве кухонного саундтрека использован Первый концерт Чайковского. Благодаря ему все события у домашнего очага - будь то зажигание газовой конфорки, тающее мороженое или расплывающиеся пятна красного вина на белоснежной скатерти - обретают строгий ритм, торжественный пафос и едва ли не героическое значение. Высокое искусство на службе повседневности начинает, правда, выглядеть иронической поэмой. Но их встреча суждена и запрограммирована - в концерте по заявкам радиослушателей, который льется песней из репродуктора над мойкой.

Другая замечательная звукоинсталляция, взывающая к памяти сердца, - работа Марии Чуйковой 2004 года. Художница записала реплики на разноплеменном овощном базарчике, где торговцы и покупатели не скупятся на взаимные «комплименты» типа «чтобы тебе всю жизнь тугриками платили». Этот многоголосый мир своей витальной энергией заставляет вспомнить не только межнациональные конфликты, но и комедию дель арте, где перебранка и выяснение отношений - часть жизненного сценария, в целом всегда оптимистичного.

Обаяние выставочного проекта не в последнюю очередь в том, что даже самые абстрактные вещи получаются в разговоре о еде убедительно конкретными. Скажем, супрематические композиции, составленные «Синими носами» из сырокопченой колбаски и черного хлеба на белых кругах тарелок и превращенные в крупноформатные фотографии, упорно кажутся натюрмортами. С другой стороны, растрескавшаяся поверхность кухонного стола фактурой напоминает холст какого-нибудь «Белого квадрата», над которым потрудилось время. И то и другое оказывается обманкой, не слишком прикидывающейся всамделишной вещью.

И еще выясняется, что несъедобность может быть достоинством не только для произведений искусства и гипсовых муляжей. Но, например, и для детских игрушек. Проект Сергея Шутова 1998 года «Я никого не ем, и это страшная правда» посвящен плюшевому медвежонку нашего детства. Несъедобность игрушки как гарантия вечной жизни. И пусть наши детские страхи говорят об обратном. Это всего лишь страхи...

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера