Архив   Авторы  
Невеста Катерина (Оксана Кардаш) в балете Юрия Григоровича "Каменный цветок" - воплощение мягкости и скромности

Не вырубить топором
Искусство и культураХудожественный дневникБалет

В Музыкальном театре имени Станиславского - премьера балета Юрия Григоровича

 

Балетом "Каменный цветок" Юрий Григорович когда-то прославился. Случилось это полвека назад в Ленинграде при славном стечении обстоятельств: с экспериментами 20-х театр уже покончил, а от драмбалета порядком устал. Измученная "оправданными" танцами публика ждала откровений. "Цветок" же вырос из правильной темы (уральские сказы Бажова про Хозяйку Медной горы) универсальными средствами - тут есть симфонические танцы, поставленный на крепкие пуанты фолк с ручейками-хороводами и ярмарочное гулянье с характерными плясками. По тем временам такая смесь смотрелась зажигательной, балет перенесли в Большой, который Григорович вскоре и возглавил. Со временем цветок, будь он и каменный, подвял и зачах. Ныне в свете моды на советские раритеты о нем вспомнил МАМТ, всерьез озабоченный оригинальностью своей афиши.

Театр на Большой Дмитровке пригласил 81-летнего Юрия Григоровича поставить спектакль лично, и мало МАМТу не показалось: бывший великий кормчий Большого театра "уработал" солистов по-настоящему. Да и самый распоследний кордебалет к премьере был совсем не тот, что с полгода назад коряво мазал "Пахиту" и "Вальпургиеву ночь"; танцы нефритов, агатов и малахитов внятно артикулированы и словно вычерчены по линейке. Но даже исполнительский прорыв не смог реанимировать старый спектакль. Смотрелся он безнадежно ветхим и по идее, и по эстетике. Пресловутая малахитовая шкатулка размером с громадный сундук, сцено-графическая гордость спектакля, обрамляет то избу, то страшный уральский лес. Честный работник Данила (Алексей Любимов) мечется между любовью и предназначением, оставляя девам-соперницам право на борьбу. Невеста Катерина (Оксана Кардаш) изображает скромность мягкими жестами, Хозяйка Медной горы (Мария Семеняченко) - властность и чувственность растопыренными, как у настоящей ящурки, пальцами. Самоцветы всем телом от стоп и до кистей держат жесткие линии, и все это скучно и предсказуемо, как вкус дешевой карамели. Есть, правда, веселый эпизод, когда доселе танцевавшая с мило поджатой ножкой скромница Катерина защищается от домогательств нехорошего приказчика Северьяна самым настоящим серпом.

Строго говоря, "Каменный цветок" интересен как вывалившийся из пыли забытый документ. Свидетельство того, из чего варился и на чем рос советский балет. Тут и отголоски законсервированного Петипа, и "искусство принадлежит народу", и гомеопатическая доза формализма для продвинутой публики. Все вместе - нестерпимо устаревшее добро. Есть такой дизайнерский парадокс: мода десятилетней давности кажется нам ужасной, тридцатилетней - любопытной, полувековой - очень привлекательной. Только нет уверенности, что "Каменный цветок", что называется, "недолежал". Просто невозможно сегодня носить обувь фабрики "Скороход", даже признав ее настоящим винтажем. Миф о "Каменном цветке" развенчан, но миф о Григоровиче, умеющем выжимать из любой труппы 120 процентов КПД, оживлен. Сложно представить, кому и зачем этот миф может пригодиться и что получится, если с его помощью кто-нибудь отзовется на балетную тоску по сильной руке.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера