Архив   Авторы  

Разбойники потом
Искусство и культураХудожественный дневникФестиваль

Юбилейные "Балтийские сезоны" закрылись программой "Будущее театра"

 

На одной из центральных площадей Калининграда лицом к драматическому театру стоит бронзовый Фридрих Шиллер. И памятник, и здание - среди не многих реликвий столицы Восточной Пруссии, уцелевших при штурме города. Рассказывают, будто монумент, созданный знаменитым скульптором Кауэром, спас советский офицер, начертавший на постаменте: "Не стрелять - артист". Драматург, герои которого не раз призывали погибнуть за свободу, в своей бессмертной ипостаси выжил. Возможно, чтобы напоминать о славных театральных традициях этой земли. Признаемся, за последние полвека они несколько потускнели. Но разве для истории это срок?

А вспомнился великий немецкий романтик в связи с программой дипломных спектаклей, завершившей "Балтийские сезоны", не для красного словца. Каждый окончивший театральную школу при упоминании Шиллера, как правило, немедленно повторяет одну из любимых студенческих шуток - ремарку, характеризующую "группу товарищей" в перечне действующих лиц его первой революционной пьесы: "Беспутные молодые люди, потом разбойники". Генеральный продюсер фестиваля Давид Смелянский уверен, что именно программа "Будущее театра" - та тропиночка, идя по которой, он превратит Калининград в наш Авиньон. Да, выступления мастеров - это залог репутации фестиваля. К крутому авангарду местная публика не готова. И готовить ее надо исподволь, приучая к свежим лицам, пылким чувствам, новому мышлению.

Время покажет, правильно ли избрана стратегия, к тому же, думаю, она будет еще корректироваться. Ведь дипломный спектакль представляет зрителям не только учеников, но и учителей, далеко не всегда устремленных в будущее. На сей раз таким приветом из далекого театрального прошлого оказалась, правда, всего лишь одна из четырех постановок - работа щепкинцев "Дон Жуан из Агридженто". Калининградцы вряд ли узнали, что перед ними реформатор сцены XX столетия Луиджи Пиранделло, и вполне дружелюбно приняли его за провинциала, у героев которого местечковый говорок и манеры персонажей латиноамериканских сериалов.

Зато "Человеческий детеныш" (мастерская Руслана Кудашова Санкт-Петербургской академии театрального искусства), сделанный по мотивам "Маугли" без единого слова, как раз представил будущих "разбойников". Внутренняя раскрепощенность, энергия, а главное, блистательное пластическое мастерство, соединенное с глубоким драматическим проживанием роли, как раз и есть тот синтетический театр, где амуниции соответствуют амбициям. То же самое хочется сказать и о курсе Романа Виктюка ­(РАТИ), исполнившем две сложнейшие одноактные оперы - "Сестру Анжелику" Пуччини и "Испанский час" Равеля - так, будто и не ведают о той рутине, из которой вырываются по миллиметру, в этом консервативнейшем жанре.

Спектакль мхатовцев "Не все коту масленица", поставленный Аллой Покровской и Сергеем Шенталинским, - урок другого свойства. Урок наглядный, потому что его прямо на сцене и зрителям, и ученикам дает руководитель курса Константин Райкин, исполняющий главную роль. Он словно заявляет: "Будьте вы хоть трижды разбойниками, а русский психологический театр - бессмертен". Известно, что герои Островского носят "значимые" имена. Райкин и сыграл в полный разворот имя, отчество и фамилию. Ермил - из лесов Гермеса (греч.), бога торговли и прибыли. Зотыч - Зотик, полный жизни (греч.). Ахов - производная от междометия, выражающего восторг, удивление, испуг, ужас. Вот такой очень старый абсолютно новый русский. Студентам предстояло освоить мастерство партнерства. Они справились.

Сейчас молодежные спектакли играются в небольшом битком набитом театре на Бассейной. Если они окажутся "театром будущего", то через несколько лет взойдут на подмостки старинного большого, того самого, на который вот уже почти сто лет смотрит Шиллер. Ну не зря же он выжил...

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера