Архив   Авторы  

Время живьем
Искусство и культураХудожественный дневникФестиваль

В Белых Столбах - XII фестиваль архивного кино

 

В последнюю неделю января киноведы, критики и журналисты, пишущие о кино, отправляются в Белые Столбы. Кто не в курсе: кроме известного заведения, способствующего успокоению нервических натур, в этом славном месте находится еще и Госфильмофонд России. А он для кинематографа примерно то же самое, что сокровища соборов Кремля для русской культуры. История без посредников. Время живьем - хоть и не в цвете, а на черно-белой пленке. Фильмы - без цензурных купюр и с сохранением всех заблуждений - авторов и эпохи. То бишь человеческого, слишком человеческого - и потому близкого и захватывающе интересного. За 60 лет существования Госфильмофонд обнаружил, что для «важнейшего для искусств» архив отнюдь не списание со счетов за ненадобностью, а напротив - возможность актуализации в новом контексте. Потому, собственно, и возник двенадцать лет назад фестиваль архивного кино.

Для «Белых Столбов-2008» главными стали два юбилея. Прежде всего столетие российского кинематографа, к которому приурочен показ первых отечественных лент. От широко известной «Понизовой вольницы» до документальных раритетов вроде съемок Леонида Андреева в 1909 году или «Коронации Георга V императором Индии» 1911 года. В праздновании столетнего юбилея российского кино Госфильмофонд объединился с Российским государственным архивом кинофотодокументов, который представил материалы из своей коллекции. Сотрудничество весьма показательное. Обнаруживающее, что вроде бы само собой разумеющееся деление на игровое кино и документальное при ближайшем рассмотрении оказывается не столь очевидным. Скажем, пятиминутные съемки Винклера в 1913 году Зоологического сада в Петербурге или восьмиминутная лента Рылло 1911 года о жизни юнг на «приюте-корабле имени наследника царевича Алексея Николаевича» - чистая хроника. Новости дня, как сказали бы сегодня телевизионщики. Но вот парадокс - эта хроника несет не только очарование ретро - век спустя она превратилась в эксклюзив. Обрела ауру неповторимости. Ту самую ауру, которой обладают произведения искусства и которая, по уверениям Вальтера Беньямина, безвозвратно утрачивается «в эпоху технической воспроизводимости». Ан нет, жива-живехонька. Причем даже не в высокой классике, а в кинодокументах... И напротив, художественные ленты, будь то «Сорок первый», снятый Григорием Чухраем и оператором Сергеем Урусевским во времена оттепели, или «Однажды летом», поставленный в 1936 году Игорем Ильинским и Хананом Шмайном, - яркие документы своих эпох.

Что касается второго юбилея - Госфильмофонда, который празднуется в этом году, - то он помогает обнаружить условность другой границы. Если Петр I в Европу прорубил окно, то кинематограф широко распахнул двери на все четыре стороны света, став для миллионов едва ли не первым провозвестником глобализации. Он выступил в роли чужеземца и толмача одновременно. Разом стал и Колумбом, и Новым Светом. Потому-то Госфильмофонд - вообще говоря, не самое открытое место на свете - воспринимается как перекресток путей мирового кино. Неудивительно, что среди «Великих столетий», которые традиционно празднует фестиваль архивного кино, оказались юбилеи Сергея Урусевского и Александра Форда, Анны Маньяни и Киры Андроникашвили, Дэвида Лина и Ростислава Плятта, Жака Тати и Александра Зархи… А среди лакомых раритетов - демонстрация пополнения коллекции.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера