Архив   Авторы  
Одна из работ на выставке "Александр Солженицын и его время в фотографиях"

Сюжет жизни
Искусство и культураХудожественный дневникФото

Выставка "Александр Солженицын и его время в фотографиях"

 

11 декабря Александру Исаевичу исполнилось бы 90 лет. К этой дате Московский дом фотографии и Фонд Александра Солженицына организовали уникальную экспозицию. Впервые в таком объеме публика может увидеть фотографии из семейного архива писателя. От тех, где семилетний мальчик с деревянным ружьем и в полосатой рубашечке с улыбкой смотрит в объектив, до фотографий ссыльного в зэковской полосатой робе, на которой пришиты лагерные номера. От снимка с друзьями, сделанного 31 мая 1941‑го, до фотографии 1943 года, на обороте которой артиллерист Солженицын напишет, обращаясь к адресату: "Посмотри, как переехала через нас, как испахала нам души война". Ему и в страшном сне не может привидеться, что в феврале 1945-го его, боевого офицера, будут допрашивать не немцы, а другие советские офицеры, в качестве улик предъявляя фронтовые письма другу. И дальше "перепахивать" душу будут лагерь, ссылка, шарашка.

Среди снимков из домашнего архива выделяются карточки, сделанные самим писателем в середине 1950-х в казахском ауле Кок-Терек, куда он был отправлен в ссылку "навечно". Черно-белые высветленные фото кажутся единственной роскошью, которую мог себе позволить ссыльный учитель. Дети на верблюде, рабочие, перестилающие камышом крышу беленой хатки, сам учитель с возом саксаула и на огороде - сюжеты в меру экзотичные, в меру обыденные. Ссылка после лагеря все равно род свободы. И этот опьяняющий воздух вольности в них чувствуется. А рядом - снимки самого себя. В резких конструктивистских ракурсах. Широкополая то ли панама, то ли шляпа. Взгляд вверх, словно у "Пионера" Родченко. Съемка выглядит почти игрой, если не знать, что, как рассказывала Наталья Дмитриевна Солженицына в одном из интервью, она сделана перед отъездом в Ташкент, в "раковый корпус" местной больницы. Вполне возможно, "игра" была прощанием с жизнью. Страстным признанием в любви к ней и попыткой оставить хоть какой-то след, напоминающий о ссыльном, затерянном в казахских степях, писавшем ночами, как сотни репрессированных до него… Чуть дальше другая фотография, ташкентская, периода выздоровления. Молодой человек в больничных штанах (вновь полосатых!) обнимает жеребенка. Судьба явно хранила этого артиллериста, лагерника, учителя для своей, одной ей ведомой цели.

Эта осмысленность, неслучайность сюжета жизни Солженицына - среди сильнейших впечатлений от выставки. "Есть опасность, равносильная смерти, - прожить войну и не видеть ее", - записал в своем дневнике в 1941-м молодой Солженицын. Есть опасность прожить свое время и не видеть его. Жизнь Солженицына поражает тем, что практически все магистральные линии истории России ХХ века им исхожены самолично: война, лагерь, ссылка, преследования КГБ, эмиграция, возвращение в 1994-м... На суде истории он со всем своим даром писателя выступил неподкупным свидетелем обвинения от имени "стомиллионного народа". 90 лет жизни этого народа (и народов) развернуты в фотографиях из архивов Московского дома фотографии, Государственного архива РФ, Российского архива кино- и фотодокументов, частных собраний. Листки из личных дел расстрелянных и умерших в тюрьме, "Правда" 1936-1937 годов, фотографии Павла Флоренского, Николая Вавилова и безвестного крестьянина в треухе на снимке Евгения Халдея 1930 года, которого ведет "человек с ружьем". На противоположной стороне плещет другая жизнь. Какой она будет, зависит и от того, способны ли мы помнить ХХ век. Солженицын успел сказать о нем гораздо больше, чем мы успели услышать.

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера